Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»



Дата05.01.2018
Размер34.5 Kb.

ВОПРОСЫ ДЛЯ повторения для ЭКЗАМЕНА ДЛЯ 10-з класса раздел «Социальная сфера»

  1. Развитие взглядов на общество мыслителями прошлого. Мифологические представления об обществе.

  2. Религиозно-философские воззрения в Древней Индии и Древнем Китае.

  3. Древнегреческие мыслители об обществе и государстве.

  4. Возникновение первых утопических представлений об идеальном, справедливом государстве.

  5. Развитие обществознания в Новое время.

  6. Марксистское учение об обществе.

  7. Формирование системного подхода во взглядах на общество.

  8. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

  9. Экономический детерминизм К.Маркса.

10.Космоцентризм как модель взаимосвязи общества и природы в античности.

11.Сравнение моделей взаимодействия природы и общества: «природа-храм» и «природа-мастерская».

12.Концепция ноосферы В.И. Вернадского.

13.Глобальные проблемы современности.

14.Формирование этапов развития общества в теориях А.Фергюссона, Л.Г.Моргана, Ф.Энгельса.

15.Сравнение формационного и цивилизационных подходов в обществознании.

16.Теории стадиального развития общества (Р.Арон, У.Ростоу, Д.Белл и др.).

17.Понятие «прогресс» и «регресс» в обществознании.

18. Революция и реформа, их особенности.

19. Роль социальных отношений в социальной структуре общества.

20. Диалектика взаимодействия материальных, духовных и межличностных отношений как подсистемный элемент общества.

21. Понятие «социальный институт».

22. Основные институты общества, их структурные элементы.

29. Исторические типы семьи и брака.

30. Семейные роли мужчины и женщины.
Примерная структура письменного экзамена.

Задание 1. Внимательно прочитайте текст. Найдите в нем ответы на поставленные вопросы.

«Общество — сложнейший социальный организм и оценить его в одномерной системе координат невозможно. Необходимо использовать группу, совокупность критериев, каждый из которых видоизменял бы ведущий (основной, решающий) критерий применительно к разным периодам человеческой истории и к отдельным сферам жизни общества.

Следует при этом иметь в виду, что в публикациях на эту тему общественный прогресс и социальный прогресс рассматриваются обычно как синонимы. Между тем они не тождественны, как и связанные с ними отношения. Социальные отношения — это лишь часть общественных отношений. Следовательно, общественный прогресс включает в себя прогрессивные изменения как в собственно социальной сфере (внутриклассовые изменения, отношения между городом и деревней, физическим и умственным трудом, развитие социально-классовой структуры общества и политической надстройки), так и за ее пределами: производственные (экономические), идеологические, внешнеполитические и другие отношения. Значит, и критериями общественного прогресса должны быть охвачены более широкие явления и процессы, чем собственно социальные. Для того чтобы общесоциологический критерий прогресса мог быть установлен, требуется также определить область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер. Это значит, что такая область не может быть устранена ни в каком обществе, ни в какую историческую эпоху.

Она должна быть единым общим признаком, непременным свойством ддя любого общества, причем областью фундаментальной, решающей, без чего невозможно его существование и развитие. Еще одно к ней требование: непрерывность функционирования, что обеспечивает преемственность общества, а значит и объективную возможность сравнения, сопоставления уровней развития» (Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс:

философский аспект // Социально-гуманитарные знания. 2004.

№ З. С. 81—82).

Вопросы по тексту:



  1. Каким образом можно объективно оценить то или иное общество? Чем обусловлен такой способ его оценки?

  2. Опираясь на текст, укажите, чем различаются понятия «общественный прогресс» и «социальный прогресс». Какое из них является более широким по своему содержанию?

  3. Укажите непреходящие, вечные факторы (область общественной жизнедеятельности, которая носила бы безальтернативный характер) существования общества, его эволюции.

  4. Сформулируйте общий критерий общественного прогресса в условиях современной цивилизации. Раскройте его социальный смысл.

Задание 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации.


Задание 3. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс социальных взаимоотношений.

Задание 4. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис и его влияние на другие глобальные проблемы современности». Составьте план в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Задание 5. Прочитайте высказывание. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.



« Свой долг родителям дети отдают своим детям» ( И.Н.Шевелев).
Каталог: study -> gum
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу
study -> Конспект лекций для слушателей специального отделения Специалист по связям с общественностью
gum -> Специализированный учебно-научный центр


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница