Вопрос о технике и критика современности в Германии между Первой и Второй мировыми войнами



Pdf просмотр
страница1/148
Дата02.07.2018
Размер5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   148


НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
*

Ридер для курса «Философия техники»
4-й курс бакалавриата факультета философии
Государственного университета – Высшей школы экономики
Тема: Вопрос о технике и критика современности в Германии между Первой и
Второй мировыми войнами
1





СОДЕРЖАНИЕ:

1. Х. Фрайер: К философии техники (1929)
2. О. Шпенглер: Человек и техника (1931)
3. Э. Юнгер: Рабочий. Господство и гештальт (1932)
4. Ф.Г. Юнгер: Совершенство техники (1939)
5. К. Ясперс: Истоки истории и ее цель (1949)
6. М. Хайдеггер: Вопрос о технике (1949)






*
Ридер подготовлен к.ф.н., доц. А.В. Михайловским при поддержке индивидуального исследовательского гранта Научного фонда ГУ-ВШЭ, номер проекта 09-01-0059 («Философия техники в Германии меж двух мировых войн как радикально-консервативный ответ на вызовы модерна: от «героического преодоления» критики техники к «экологическому мышлению»).
1
Программа курса: http://www.hse.ru/data/088/552/1235/fil_tex.doc



Ханс Фрайер
К ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ (1929)
2


Шпрангер в своей теории жизненных форм не включает человека техники, инженера, в число основных идеальных форм индивидуальности
3
. Он принципиально выступает против того, чтобы ставить в один ряд жизненную форму техника с жизненной формой эстетического, теоретического, экономического или социального человека. Это решение должно было бы показаться странным, если бы теория жизненных форм ставила перед собой задачу с помощью эмпирически-дескриптивных методов зафиксировать те человеческие образования и идеалы, которые актуальны в современную эпоху и заключают в себе притягательную силу. Нет никаких сомнений в том, что жизненная форма техника в этом смысле представляет собой вполне определенный, подлинный тип мужской жизни. Ярко выраженный профессиональный этос налицо или, по меньшей мере, пребывает в становлении; высокое самосознание вследствие достижений, по праву воспринимаемых в современной культуре как попросту необходимые; чувство офицера, находящегося на фронте современного рабочего мира; уверенность в том, что на техническом поле возникает бесчисленное множество все новых и новых задач, за решение которых люди берутся с упорством и непременной верой в успех. Но дело не только во внешних соображениях: жизненная форма техника воздействует на нашу сегодняшнюю молодежь самим своим содержанием и привлекает ее сильнее прочих.
Решение Шпрангера может быть объяснено только тем, что его теория жизненных форм руководствуется не эмпирически-дескриптивным, а дедуктивным методом в духе философии культуры. По его замыслу, именно из вечной системы духовных ценностей, т.е., в конечном счете, из сущности духа, должны выводиться те ценностные взаимосвязи, которые придают человеческой жизни конечный смысл и, став руководящим началом личности, способны преобразовать индивидуальное существование в тотальность. А важнейшим признаком техники оказывается как раз то, что она сама по себе не обосновывает никакого автономного ценностного порядка и не имеет в космосе духовных ценностей отдельного, самостоятельного места. Техник — поскольку он выступает как таковой — не задает вопроса о ценности или отсутствии ценности применительно к тем целям, для которых он создает средства. Он берет на себя выполнение задач, поставленных перед ним кем-то другим. Он не раздумывает об их смысле, а исходит из того, что решение о ценности было принято на другой основе или в другой области души.
Его единственное дело — максимально совершенно, надежно и экономно выполнить поставленные задачи, какими бы они ни были. А они могут быть самыми разными — уничтожать или консервировать материалы, производить жизненно необходимые вещи или простые побрякушки, исцелять или же, наоборот, отравлять людей.
2
Перевод выполнен по изданию: Freyer Hans. Zur Philosophie der Technik // Freyer H. Herrschaft, Planung und
Technik. Aufsätze zur politischen Soziologie. Hrsg. und komm. von E. Üner. Weinheim: Acta humaniora, VCH
Verlagsgesellschaft, 1987. S. 7–16. Статья была впервые опубликована в журнале: Blätter für die Deutsche
Philosophie 3, 1927–8.
3
Эдуард Шпрангер (1882–1963), немецкий философ и педагог, ученик В. Дильтея. С 1920 г. профессор в
Берлине, с 1946 г. — в Тюбингене. Работал над философским обоснованием наук о духе. В центре психологического учения Шпрангера (базис философии жизни и культуры) находится вопрос о сущности понимания как способа постижения смыслового содержания явлений объективного духа. По способу духовного постижения Шпрангер выделял шесть жизненных форм, т.е. основных типов человека
(Lebensformen, 1914): 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный человек; 5) человек власти; 6) религиозный человек.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   148


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница