Вопрос 1 Социальные, политические и экономические предпосылки возникновения государства



страница1/36
Дата19.02.2018
Размер1.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36




Вопрос 1 Социальные, политические и экономические предпосылки возникновения государства. Основные признаки возникновения государства.

Наиболее общими признаками государства являются: 1) территория, 2) население, 3) публичная власть. Эти общие признаки выражают политическую организованность общества со всех основных сторон его жизни.

Территория как признак государства фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную, административно-территориальную организацию.

Население характеризует состав и принадлежность людей к данному обществу, гражданство; порядок и формы удостоверения гражданства, его обретения, утраты и т.д.

Публичная власть как форма политической власти означает наличие у нее особого аппарата, единственно представляющего все общество в целом, весь народ и имеющего свою “публичную” материальную базу – государственные имущества, свои источники доходов, налоги.

Публичную (государственную) власть в условиях демократии следует отличать от гражданского общества, охватывающего саморазвивающуюся экономику, хозяйственные и социальные отношения, частную жизнь людей. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частноправовые, гражданские отношения.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить еще и законы, при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства. Система юридических норм, будучи инструментом государственной власти, в то же время в результате всеобщности законов упорядочивает, ограничивает и связывает деятельность ее органов. ОБЩЕСТВО И ГОС-ВО. ИХ СООТНОШЕНИЕ.



Не каждая группа людей может называться обществом. Для общества характерно наличие общего интереса, этот интерес являясь связующим фактором должен носить постоянный характер который имеет серьезную устойчивость и протяженность. Общество- совок-ть людей, сознательно объединившихся на основе общих интересов и потребностей, имеющих постоянный и объективный характер, удовлетворяемых полно только в рез-те полного сотрудничества. Не все члены общ-ва могут совпадать с мнением большинства. Виды общ-ва: семья, трудовые коллективы, организации, партии, общ-венные движения, нация, народ, гос-во. Гос-во и общ-во не могут сущ-вовать друг без друга. Гос-во должно способствовать сущ-вованию и нормальному развитию общ-ва. Гос-во- орг-ция политич. власти, обладающая определенным аппаратом управления, территорией, суверинитетом, издающая веления общеобязательного характера. Основной признак гос-ва- наличие публичной власти. Причем она представляет официально все общ-во и включает в себя: 1)аппарат управления и власти, 2) аппарат принуждения. Властные полномочия осущ-вляются на основе действующих властных велений специальным уполномоченным аппаратом. Второй признак- наличие территории. Гос-во имеет свою строго определенную территорию. Наличие ее дает возможность компактного переживания населения; защищать население от посягательств. Третье- территориальное разделение население. Четвертое- суверенитет- верховенство гос-ной власти внутри страны и независимость ее в сфере международной деят-ти. Верховенство власти внутри страны проявляется в возможности самостоятельно, независимо от чьего-либо вмешательства принимать правовые акты, которые будут являться общеобязательными для всех членов общ-ва. Гос-во устанавливает общеобязательные правила поведения. Пятое- наличие системы взимания налогов, займов и других платежей. Любое гос-во имеет гос-ные символы и атрибутику: гимн, флаг, герб, наличие гос-ных праздников, определенных традиций присущих только данному гос-ву. 1. теория гос-ва- теологическая (Божественная). 2. патриархальная теория. 3. договорная теория. 4. теория насилия, расовая, органическая, психологическая, марксистская. (1) смысл в том, что гос-во имеет божественное происхождение, порядок в гос-ве устанавливается свыше и он не может быть изменен. (2) идеи были высказаны в античной Греции. Смысл теории- гос-ная власть есть производная от власти отцовской. Гос-во представляет собой как патриархальная власть семейства. (3) происхождение гос-ва и права объясняется общ-венным договором рез-тов разумной воли народа на основе которого произошло добровольное объединение людей, для лучшего обеспечения свободы и личных интересов. По утверждению сторонников этой теории гос-ву предшествовало естественное состояние чел-а, пребывающего в царстве личной свободы, неограниченного в своих действиях, что приводило к войне всех против всех. (4) представители ее связывали возникновение гос-ва с войнами и завоеваниями. Смысл ее, что в рез-те возникновения частной собст-ти, классов и гос-ва осущ-вляется как проявление полит. действий (т.е. насилия, внешнего и внутреннего). Сторонники считали- одна часть общ-ва завоевывает другую. Власть одного племени над другим перерастает в гос-во класса, опирающегося на эк-кую мощь этого класса. В этой теории ценно: гос-во связано с сущ-вованием частной собст-ти; гос-во имеет классовый хар-р. (5) психологическая теория- определяет общ-во и гос-во, как рез-т прсихологич-ого взаимодействия людей и их объединения. Главный стержневой момент в том, что чел-у свойственна психологич-ая потребность жить в общ-ве, в том числе и в гос-ве. Авторы этой школы говорили что у одних людей есть потребность повелевать, у других подчиняться. С т.зрения этой школы народ- пассивное большинство, обладающее потребностью подчинения. (6) расовая теория- основывается на делении людей на высшую и низшую расу, в силу наличия у высших рас качеств присущих только ей. Высшие расы в силу этого оказывают решающее влияние на развитие общ-ва и гос-ный общ-венный строй. Представители высших рас призваны управлять общ-вом и гос-вом. Низшие расы обязаны беспрекословно повиноваться высшим. Гос-во и право должны обеспечивать господство высших рас над низшими. (7) органическая теория- основана на представлении о гос-ве , как о некоем подобии человеческого организма. Общ-во и гос-во представляются как живой организм, и истинную их сущность можно понять только из строения и ф-ций этого организма. Все явления, кот. происходят в общ-ве, можно прояснить с т.зрения человеческой анатомии. (8) материалистическая (марксистская). В основе ее- положение о том, что причинами возникновения гос-ва явл. развитие эк-ких отношений. Т.е. гос-во и права не возникают из вне а формируются и развиваются естественным путем. В основе лежит исторический опыт. Стержень- возникновение частной собст-ти. Улучшение ср-в пр-ва дает возможность получить дополнительный продукт, что в свою очередь ведет к его накоплению и использованию дополнительных рабочих рук. Возникновение гос-ва носит объективный хар-р. Гос-во изначально носит классовый хар-р и сущ-вует как аппарат насилия классов над другими.

1. Государство: основные понятия

Природа, или сущность государства, обусловлена его проис­хождением. Государство выделилось из общества, возникло на таком этапе его развития, когда само это общество объективно нужда­лось в особом инструменте управления социальными делами. Предназначение государства как раз и заключается в том, что оно есть такой институт, который всецело призван служить обществу.



Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница