Военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры: опыт и современность



страница1/11
Дата23.07.2018
Размер0.87 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ, СОЦИАЛЬНОГО СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:

«Военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры:

опыт и современность»
Студентка: Куча И.С.________

Группа ПОД-99 озо ФКССР

Руководители:

Колинько И.В., КФН, доцент

_________________________

Тютюнников Б.Я., , доцент

_________________________

Норма-контроль: Головина Г.В.

_________________________

Рекомендую к защите

Зав. Кафедрой СКД,

к.и.н., профессор______________ В.П. Ведерников

КРАСНОДАР – 2004
ПЛАН.
Введение.

I РАЗДЕЛ. Исторический аспект проблемы военно-патриотического воспитания.

II РАЗДЕЛ. Содержание работы учреждений по военно-патриотическому воспитанию.

III РАЗДЕЛ. Военно-патриотическое воспитание населения на примере работы Адагумского сельского Дома Культуры.

IV РАЗДЕЛ. Практическая часть. Театрализованный тематический вечер «Письма солдатские».

Заключение.

Литература.

Приложение.




ВВЕДЕНИЕ.

Военно-патриотическое воспитание граждан – задача настолько важная, значимая, сложная и многогранная, что на каждом историческом этапе развития страны этот вопрос становится снова и снова. Во все времена, выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свое внимание к проблеме патриотического воспитания. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных людей.

На современном этапе развития российского социума остро вставала проблема духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере военно-патриотического воспитания граждан, развития их политической культуры и способности к сознательному социально-политическому выбору. Таким образом, программа военно-патриотического воспитания представляется как одна из приоритетных в современной внутренней политике государства, так как в гражданском патриотизме находят свое конкретное воплощение политическая направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.

Военно-патриотическое воспитание в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социо-культурная жизнь населения, принципы функционирования учреждений культуры, средств массовой информации, различных общественных организаций. В сложившейся социально-политической обстановке для государства исключительно важным стало то, каким будет человек будущего, в каком мире он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. Стало очевидным, что решение большинства проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у населения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и культурному наследию своего народа.

Стратегической целью государства стало возрождение гражданственности и патриотизма, формирование духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, страны, способного встать на защиту государственных интересов России, улучшение морально-психологического климата в обществе, повышение престижа службы в рядах Вооруженных Сил. Поставленные задачи военно-патриотического воспитания наряду с образовательными учреждениями, политическими и общественными организациями призваны решать учреждения культуры.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к военно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм и методов в организации этой деятельности. Также является важным пересмотр накопленного опыта прошлых десятилетий и адаптация его к современным условиям.

Изучение проблемы военно-патриотического воспитания на сегодняшний день осложнено недостаточной теоретической, методической и педагогической обоснованностью. В последнее десятилетие резко снизился выпуск научной литературы по данной теме, которая необходима для рассмотрения вопроса о военно-патриотическом воспитании на современном этапе развития нашего общества.

Значительный вклад в решение этой важной государственной задачи был внесен в советское время. Труды таких известных педагогов как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.В. Неверов, П.С. Лейбенгруб, Л.Н. Боголюбов и сейчас представляют большую научную значимость. Интересные научные труды о воспитании патриотизма написаны белорусскими педагогами М.А. Лазаруком и И.А. Сороковиком. Множество литературы, описывающей методику и методологию военно-патриотической работы, было издано организацией ДОСААФ.

В настоящий период вопросы военно-патриотического воспитания в основном затрагиваются в периодичной печати. Интересные статьи, рассказывающие о современных инновационных подходах в организации этой деятельности, публикует журнал «Воспитание школьников». Богатый опыт и практические рекомендации собраны и опубликованы по итогам научно-практической конференции «Героико-патриотическое воспитание населения на современном этапе развития общества», посвященной 120-летию со дня рождения Е.Ф. Степановой, которая прошла в г. Тимашевске в ноябре 2002 г. Важную роль в раскрытии темы дипломной работы сыграла книга «Во славу Кубани», написанная Ф.И. Колесниковым. В этой книге он описывает опыт работы по военно-патриотическому воспитанию, накопленный Краснодарской Краевой Оборонной организацией, и отмечает важность его использования с учетом сложившейся социально-политической обстановки.

Военно-патриотическое воспитание выделилось в отдельное направление воспитательной работы сравнительно недавно. Впервые слово «патриот» появилось в период французской революции 1780-93 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес монархистам. Так понятие «патриотиз» приобрело свой социальный смысл, который менялся в конкретных исторических условиях. Воспитание патриотизма, как часть воспитательного процесса стало рассматриваться в конце XIX– начала XX века. Очень быстро стало очевидным, что это одно из основных, важнейших звеньев воспитания наряду с трудовым, эстетическим, нравственным воспитанием.

Многие авторы рассматривали проблему военно-патриотического воспитания, но все они сходятся во мнение, что без воспитания патриотизма невозможна полноценная жизнь людей как социума, невозможно стабильное историческое, политическое, социокультурное развитие государства. В тоже время, каждый автор по-своему смотрит на решение поставленной задачи

В частности, В.А. Сухомлинский считал, что военно-патриотическое воспитание должно базироваться на привитии человеку осознания того, что он сын своего народа, что в нем отражается многовековая история этого народа, его величие и слава, его нерасторжимая связь с Родиной.

В трудах А.С. Макаренко четко прослеживается мысль о том, что воспитать патриота можно только на собственном примере. Только тот человек, который поистине любит свою Родину и по мере сил своих готов защищать ее интересы и приумножать ее славу и благополучие, способен возбудить патриотические чувства, желание других следовать его примеру.

Теория военно-патриотического воспитания П.С. Лейбенгруба строится на пропаганде героических примеров прошлого и настоящего. Лейбенгруб отмечает, что без знания истории человеку трудно осознать смысл своей жизни. Зная историю своего народа, человек ощущает чувство гордости за него, что вызывает и воспитывает патриотические чувства.

В трудах, опубликованных организацией ДОСААФ, многие авторы, такие как Л.И. Рожко, К.Б. Бекенов, Б.В. Качура, отмечают важность формирования системного подхода к воспитанию патриотизма для повышения эффективности этой деятельности. В этом мнении с ними солидарен и Ф.И. Колесников. В своей книге «Во славу Кубани» он пишет о том, что в деле военно-патриотического воспитания должны быть заинтересованы и средства массовой информации, и образовательные учреждения, учреждения культуры, и общественные и политические организации. Кроме того, автор отмечает важность государственной поддержки этой деятельности.

Объектом исследования дипломной работы является военно-патриотическое воспитание населения.

Предмет исследования – военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры, исторический аспект и современное состояние этой проблемы.

Основная гипотеза: развитие деятельности учреждений культуры в направлении военно-патриотического воспитания позволит расширить и укрепить национальное самосознание, внедрить в общественное сознание патриотические идеалы и повысить престиж службы в Российских Вооруженных Силах.

Цель исследования дипломной работы: изучить и дать рекомендации по организации военно-патриотической работы в учреждениях культуры.

Из целеполагания были сформулированы основные задачи дипломной работы:



  • изучить литературу и теоретически осмыслить проблему военно-патриотического воспитания;

  • рассмотреть исторический аспект формирования военно-патриотического воспитания;

  • проанализировать современное состояние военно-патриотического воспитания;

  • выявить и обозначить сущность работы учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию;

  • описать опыт военно-патриотической работы Адагумского сельского Дома Культуры;

  • провести экспериментально-методическую работу по теме дипломной работы;

  • разработать рекомендации и предложения по усовершенствованию существующей практики военно-патриотического воспитания в учреждениях культуры.

Дипломное исследование проведено на базе Дома Культуры хутора Адагум. Аудитория – различные возрастные категории сельских жителей: дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста и пожилые люди. Небольшая территория населённого пункта обеспечивает отношения знакомства всех жителей между собой. Социальный уровень жизни большинства населения – средний и низкий. Основной род занятий населения х. Адагум – сельское хозяйство.

Методы исследования, использованные в дипломной работе: изучение и анализ научной литературы на тему военно-патриотического воспитания, изучение клубной документации, наблюдение.



Дипломная работа состоит из введения, 4-х разделов, заключения, списка литературы и приложений. Во введении имеется обоснование актуальности темы дипломной работы; сформулирована исследуемая проблема; сделан обзор литературы, на которую мы опирались при раскрытии темы; указаны методологические и теоретические основы исследуемой проблемы; определены объект и предмет исследования, его цель и задачи; выдвинута гипотеза; описан инструментарий исследования; обозначена практическая значимость дипломного исследования. В первом разделе, который называется «Исторический аспект проблемы военно-патриотического воспитания», описывается история возникновения патриотизма; формирование и развитие военно-патриотического воспитания; обосновывается значение использования накопленного опыта военно-патриотической работы; освещается современное состояние исследуемой проблемы. Во втором разделе под названием «Содержание работы учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию» рассказывается о государственной программе регулирования работы по военно-патриотическому воспитанию в сфере культуры; раскрывается содержание работы учреждений культуры по поставленной проблеме; описываются различные формы и методы организации деятельности учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию граждан; отмечена необходимость поиска инновационных подходов к решению данной проблемы и повышение квалификации творческих работников, занимающихся организацией военно-патриотической работы в учреждения культуры. В третьем разделе, названном нами «Военно-патриотическое воспитание населения на примере работы Адагумского сельского Дома Культуры», освещается передовой опыт работы Адагумского ДК по исследуемой в дипломной работе проблеме; описываются различные формы и методы организации культурно-просветительской работы, используемые творческим коллективом Адагумского Дома Культуры для воспитания патриотических чувств у различных возрастных категорий граждан; так же в этом разделе нами обозначены основные принципы повышения эффективности военно-патриотического воспитания, выявленные в результате изучения опыта работы Дома Культуры х. Адагум. Четвертый раздел представляет собой практическую часть дипломной работы. В нем описывается творческая работа по подготовке и проведению театрализованного тематического вечера «Письма солдатские». Этот раздел включает в себя характеристику базы и аудитории мероприятия; обоснование выбора темы и формы творческой работы в соответствии с тематикой диплома; режиссерский замысел и идейно-тематический анализ представления; сценарный план и сценарий тематического вечера «Письма солдатские»; монтажный лист эпизодов представления; световую и звуковую партитуру; план подготовки и репетиций мероприятия; протокол заседания художественного совета; эскизы костюмов; образцы афиши и пригласительного билета. В заключении нами обобщены итоги проведенного дипломного исследования; даны выводы и рекомендации по совершенствованию военно-патриотической работы учреждений культуры. В приложении помещены: смета расходов, фотографии, внешние и внутренние публикации и рецензии, видеоролик о мероприятии, макет места действия.

Разработанные в дипломной работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в деятельности учреждений культуры, военно-патриотических клубов, для организации внеклассной работы в учреждениях образования.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница