Во всемирно-историческом процессе



Скачать 184.15 Kb.
страница1/4
Дата01.08.2018
Размер184.15 Kb.
  1   2   3   4

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII XV ВВ. ЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ТЕМА 3.1 МЕСТО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
ПЛАН

1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России.

2.Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.

3. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.


1. Средневековье как стадия исторического процесса

в Западной Европе, на Востоке и в России

Термин «Средние века» (Средневековье) возник в Италии в среде гуманистов в эпоху Возрождения. Средние века (Средневековье) -исторический период, следующий после античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считает началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V в. (считается, что империя прекратила свое существование 4 сентября 476 г., когда Ромул Август отрекся от престола). Конец Средневековья - XVI -середина XVII в. - рубеж между Средними веками и Новым временем - Реформация, первая буржуазная революция общеевропейского значения (в Англии 1640-1660 гг.), положившая начало господству капитала в Западной Европе.

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI вв.), Высокое или классическое Средневековье (середина XI - конец XV в.), Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI - XVII в.).

Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии эпоху феодализма, следовательно, пережили свое средневековье. Средневековое общество - это по преимуществу аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Основой его является хозяйство непосредственного производителя - крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю. Феодальная собственность на землю имеет определяющее значение для всей системы экономических, социальных и правовых отношений феодального общества. В совокупности с внешнеэкономическим принуждением и характером производительных сил можно определить основной экономический закон феодализма как производство крепостными и феодально зависимыми крестьянами прибавочного продукта, присваиваемого феодалами в форме феодальной ренты.






Для средневекового общества характерна устойчивая система ценностей и представлений, основанных на религиозных заповедях и учении церкви. В Средние века появляется то, чего не знал Древний мир - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), церкви - могущественные общественно-политические организации.

В период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, сербов, русских и др.

Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и художественной культуры, в том числе институты научного познания и образования, среди которых следует особо выделить институт университета. Все это, вместе взятое, дало мощный толчок для развития мировой цивилизации.

Распад рабовладельческого мира в Китае, Иране и в Римской империи происходит в III в. н.э. В период Великого переселения народов в III- V вв. на всемирно-исторической арене появляются новые «молодые» - «нецивилизованные» - варвары. Для китайцев это были гунны, тибетцы, жужани, несколько позже - тюрки. Для римлян этих столетий это были готы, вандалы, лангобарды, франки, гунны, несколько позднее славяне. Народы, окружавшие древний Китай, в IV в. создали в северной его половине варварские королевства - гуннское, тибетское и другие, чем привели страну к разделению на две части - северную и южную.

Вандалы, остготы, вестготы, франки способствовали также в IV в. распаду Римской империи на две половины - западную и восточную и основали на территории западной части ряд варварских королевств. На рубеже V—VI вв. франкский вождь Хлодвиг (466-511) захватил почти всю Галлию, положив начало Франкскому королевству, а затем империи франков, достигшей высшей точки своего развития во времена правления Карла Великого (768-814).

К середине IX в. здесь получила широкое распространение крупная вотчина классического образца, впервые оформилась условная феодальная собственность (бенефиции), сложилась стройная и унифицированная феодальная иерархия как основная форма социальных связей внутри феодального общества, достигла значительного развития частная власть сеньоров.

Унифицирующее воздействие франкского феодализма повлияло на Аквитанию, Бургундию, Лангобардскую Италию после их включения во Франкское государство. В других странах феодальная система рождалась более замедленными темпами, чем у франков. В Англии и Германии она сложилась к XI в., в скандинавских странах к началу XIII в.

Значительное расширение пределов Франкского королевства (с 800 до 814 гг.) способствовало поискам новых форм управления. При дворе Карла Великого существовала школа, ученики которой готовились к управлению государством, появилась Академия, что-то среднее между собранием друзей и ученым сообществом, где в свободной беседе, даже на пиру, обсуждались философские, богословские вопросы, сочинялись и читались стихи.

Его империя просуществовала недолго (умер Карл Великий 28 января 814 г.) и по Верденекому договору 843 г. империя разделилась на Западно-Франкское и Восточно-Франкское государства, ставшие предшественниками Франции и Германии.

Средневековье в Европе — это период становления двух разновидностей европейских христианских цивилизаций - западной и восточной. Культурной базой европейских цивилизаций являлась античность, духовной основой - христианство. Христианство в течение многих веков формировало мировоззрение, нравственные нормы, поведение, ценности, а католическая и православные церкви (самостоятельные после схизмы 16 июня 1054 г.) были не только духовными, но и весьма влиятельными общественно-политическими организациями. Образование, наука и культура находились под жестким контролем церквей.

В ХП-ХШ вв. Европа начинает процветать. Основной тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности европейского населения, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической, культурной и других сферах жизни. В этот период произошел резкий подъем развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

Огромное количество греческих и арабских научных работ были переведены и распространены по всей Европе. В этот период были основаны университеты: Парижский (Сорбонна), Болонский, Оксфордский, Кембриджский и многие другие. Растет число школ, не только церковных, монастырских, но и светских, городских, муниципальных. В Германии первые бюргерские школы возникли в Любеке в 1262 г.; в Гамбурге в 1281 г. Появляются новые стили и направления в архитектуре, музыке, живописи и литературе.

На Востоке раньше, чем на Западе, стали создаваться варварские королевства и складывался феодализм как основа экономического и общественно-государственного развития. Средневековый Китай становится обширным и могущественным государством. Успешно развивалось сельское хозяйство. Порядок нового землепользования привязывал крестьян к земле, заставляя платить на основе круговой поруки (общины) земельный налог и промысловую подать.

Экономический подъем способствовал развитию городов - центров торговли, ремесла, культуры.

За 300 лет существования династии Китай существенно расширил свои пределы, воевал с Тибетом, вмешивался в дела Индии и Японии. С середины VIII в. с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) власть дома Тан ослабела и в 907 г. дворцовый переворот покончил с ней. На развалинах Танской державы появились многочисленные владения, существовавшие до 960 г. В 979 г. Китай был объединен под властью династии Сун (960-1279 гг.). Эпохи Тан и Сун известны реформаторскими сдвигами и изобретениями, имевшими огромное значение в жизни не только китайского народа, но и всего человечества (изобретение бумаги, книгопечатание, порох, компас и др.).

Принятие в начале VII в. арабскими племенами Аравийского полуострова новой религии - ислама способствовало их консолидации, на базе ислама выросло могущественное государство Средневековья -Арабский халифат (VII-XII вв.). В период его расцвета в халифат входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия.

Ислам придавал своеобразное направление развитию государственности арабов. Коран не признавал различия между церковью и государством. Каждый правитель объявлял себя халифом, собственником всей земли и результатов труда зависимых крестьян.

Первой столицей халифата из рода Омейядов был Дамаск (VII -первая половина VIII в.). В 750 г. Омейяды были свергнуты и утвердились Аббасиды, столицей стал Багдад. Багдадский период (750-1258) - время наивысшего расцвета Арабского халифата.

Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации (развитием городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира (более миллиона жителей). На арабо-мусульманском Востоке в Средневековье была создана необычайно своеобразная и яркая культура: учебные заведения - школы начального образования (куттабы), медресе - высшее учебное заведение - типа университетов, «Дома Мудрости и Науки» и т.д.

Арабская астрономия, медицина, математика, философия, поэзия в работах аль-Бируни, аль-Фараби, аль-Хорезми, Инб-Сина (Авиценна) Аверроэса и других были на порядок выше европейской науки того времени. Но постепенно Аббасиды стали терять свои владения, власть их ослабела, и на развалинах халифата появились самостоятельные государства.

Своим историческим путем, во многом отличным от азиатского Востока и европейского Запада шло развитие феодализма в средневековой Византии. Поселение на ее территории славян, армян, арабов и других народов изменило этнический облик империи, но не привело к образованию варварских государств. После расселения славян и других народов здесь рождается новый тип общины. В этой общине налицо были сильные пережитки античных порядков (норм римского права и др.), реликты общинно-родового строя славян и зачатки рождавшегося феодализма. Эти основы византийско-славянской общины придавали ей большую устойчивость и жизнеспособность по сравнению с общинами-марками в Западной Европе. Только с конца IX в. с ростом частной собственности и натиска государства идет формирование феодальной собственности и крестьянской зависимости.

Генезис феодализма в Византии совершался в условиях сохранения сильного централизованного государства. Оно способствовало закрепощению массы свободных земледельцев, превращая их в государственных крестьян. В Византии феодальные институты сложились лишь к XI-XII вв.




Каталог: company -> personal -> user -> 8688 -> files -> lib -> Лекции
user -> Предмет, метод и функции геополитики
user -> Лекция Брак и семья
user -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «этика. Эстетика» для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения
Лекции -> Россия и мир в ХХI веке
Лекции -> Тема. 3Особенности модернизации в россии в XVIII веке план дворцовые перевороты: причины, содержание, последствия
Лекции -> История в системе социально-гуманитарных наук. Методология истории тема. 1 История как наука план
Лекции -> Тема 1 мир в начале XX века


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница