Внутригрупповая идентичность



Скачать 166.9 Kb.
Дата14.04.2018
Размер166.9 Kb.

Т.Л. Каминская

АДРЕСАТ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА: ОПЫТ ТИПОЛОГИИ

Texts of modern russion periodicals. On the one hand they demonstrate some referee groups and on the other hand they influence on the identity formation of readers. There are linguistic methods of groups identity formation. Author shows 3 main groups- mass-media audience: "intelligent minority", "optimal audience" and "ordinary man."


В настоящий момент ориентированность на адресата с его конкретными социальными характеристиками, иначе говоря, на целевую аудиторию - один из важнейших признаков любого профессионального текста массовой коммуникации, в частности совокупного текста определенного СМИ. Ориентируя журналистские тексты на "своего" читателя, авторы материалов конкретных газет эксплицируют свое представление об этом читателе. Современная коммуникативная ситуация характеризуется жесткой ориентацией текстов периодики на конкретные типы аудиторий. Автор текста неизбежно включает фактор адресата1 в свою творческую деятельность. Более того, современная поливариантная коммуникативная ситуация делает адресата текста формой мышления автора текста.

Основываясь на результатах десятилетнего наблюдения над особенностями текстов современных газет и журналов, мы считаем возможным выделить три основные группы читателей, три целевые аудитории периодики, – "интеллигентное меньшинство", "образцовая среда" и "простой человек".

Общий объем проанализированного нами материала – это несколько десятков изданий газет и журналов, тираж каждого из которых составляет не менее 50 тысяч экземпляров2. Хотя данные группы адресатов совершенно не равнозначны по своему численному наполнению в российском современном социуме, они тем не менее достаточно четко выделяются при анализе текстов печатных изданий.

Интеллигентное меньшинство. В наши задачи не входит определение различных компонентов понятия "интеллигенция". Данный термин для обозначения определенного типа адресата мы с достаточной долей условности применяем вслед за авторами текстов газет, тех текстов, в которых адресат этот обозначен довольно четко и его характеристики у разных авторов в основном совпадают.

Основными источниками речевого материала, представляющих образ данного адресата, явились газеты "Завтра" и "Литературная газета" (ЛГ). Среди сходных особенностей текстов "Завтра" и "ЛГ" стоит отметить информативность и емкость текста, достигаемые тщательно продуманным построением фраз, "теневой семантикой", а также ракурс рассмотрения проблем (событие из мира культуры сквозь политическую призму, и наоборот, культурно мотивированные политические события современности).

Во многих текстах ЛГ адресат прямо именуется "интеллигентом": Ну вот, - сморщится наш интеллигентный читатель, - опять очередного русского националиста понесло по кочкам. Нет господа, я самый что ни на есть убежденный европеец, (2005, №42, октябрь).

Кроме того, на протяжении всех номеров 2004 и 2005 годов в рубрике "Полемика. Интеллигенция: миф или реальность?" ЛГ публикует статьи про сущность интеллигентности. Авторы, касающиеся этой темы, по-разному отвечают на вопрос, кого можно отнести к интеллигентам, и насколько многочисленна. Однако всех их волнует вопрос о предназначении интеллигенции и о той ее позитивной миссии, которою она должна выполнять в обществе.

В данных текстах особенно выпукло представлена оппозиция "свои-чужие", поскольку адресат представлен оппозиционером к существующему режиму, неудовлетворенным нынешним положением дел во многих сферах жизни. "Чужие" здесь – во-первых, чуждые силы для страны, прежние противники СССР в холодной войне, причем их "чуждость" не потеряла актуальность и после объявленного окончания этой войны. Во-вторых, правящая верхушка России сегодняшней, которая по тем или иным причинам "совершает стратегические ошибки" в идентификации с Западом и США, в частности. И, в-третьих, чужд адресату сам дух "возобладавшего в стране прагматизма" и бездуховности, отсутствия внятной идеологии.

"Сильное государство", по которому испытывают ностальгию представители данной целевой аудитории, без сомнения, относится к ценностям этой аудитории: Сильное государство превратилось в притон воров и торгашей, остающихся в пределах прежних границ лишь по инерции, потому что у этой странной страны нет ничего национального, ничего святого, ничего объединяющего, кроме "буржуазных ценностей". (ЛГ, 2005, №15, апрель).

В рамках этой проблемы обсуждается национальный вопрос, в частности, вопрос образования национального государства Россия (в противовес "безликой" РФ). Не случайно одно из ключевых слов3 текстов для данной целевой аудитории – слово русский.

Сходное восприятие существующего положения дел в стране отражают тексты оппозиционной коммунистической газеты "Завтра". Солидарность с углом зрения газеты демонстрируют ее читатели, оставляющие комментарии к материалам газеты на ее сайте и участвующие в интернет-опросах электронной версии газеты. В самой формулировке вариантов ответов в данных опросах уже содержится оценка сегодняшней ситуации. Так, в канун 2006 года на сайте осуществлялся опрос читателей в режиме он-лайн относительно перспектив страны на предстоящий год. Подавляющее большинство ответивших считало, что 2006 год будет еще одним годом скатывания России в пропасть, и только 6 процентов рассчитывали на позитивные перемены.



Ценности данного адресата метафорически выражены в заголовке одного из материалов ЛГ – "Хорошие мозги" и "чистые руки" (2005, №14, апрель). Также в разговор о ценностях включается тема об особой миссии людей, принадлежащих к этому меньшинству:

Интеллигенты оттеснены сегодня на задний план – грубо, локтями, но сами никогда не ответят таким же образом. В этом их слабость, в этом их сила...

Да и много ли истинных интеллигентов на Руси осталось? Кто-то из них продал душу дьяволу (желтому), другие пошли на сотрудничество с нынешним режимом, забыв о природной миссии интеллигенции – всегда оппонировать власти; третьи вынуждены защищать свою профессию от полного разрушения.

Большинство явлений действительности оценивается в парадигмах моральный / аморальный и справедливый / несправедливый.

Авторитеты интеллигенции – ученые, писатели. Симптоматичны цитаты и отсылки к философу Александру Зиновьеву, которого обе газеты предъявляют как эксперта по оценке постсоветской действительности. Заметим, что само слово "эксперт" практически не встречается в рассматриваемых текстах. Чаще для подчеркивания авторитетности употребляются такие слова, как "мастер", "исследователь", "ученый":

Провозглашая интеллигенцию сторонником гражданских прав и свобод, реализуемых на Западе, тексты данных газет одновременно говорят об особом пути России, ее "особой миссии" и особых обстоятельствах существования страны (будь то ее особая духовность или особые климатические условия), не позволяющих ей идти по пути движения к рынку. Программная статья ЛГ "Перед пожаром" - про выработку национальной идеи объясняет это "со всей очевидностью": И тем не менее в России либерализм работать не будет. Эффективную рыночную экономику нам не построить просто из-за природных ограничений. Это известно давно, однако при экономическом стратегировании во внимание почему-то не принимается. ... среднегодовая температура в России ниже, чем в ведущих индустриальных державах, а это значит, что у нас существенно выше накладные расходы... (ЛГ, 2005, №12-13, март-апрель).

Для рассматриваемой целевой аудитории характерны всевозможные отсылки к культурным событиям и явлениям, скрытое цитирование, языковая игра. О привычке аудитории к письменному тексту, к интеллектуальному чтению говорит сложный синтаксис текстов, предназначенных для данной аудитории, смысл многих текстов из названных газет трудно воспринять на слух, они плохо поддаются переводу. Большие по количеству слов предложения осложнены вводными и вставными конструкциями, большим количеством причастных оборотов.

Стиль жизни "интеллигентного меньшинства" непременно включает в себя интеллектуальное чтение, походы на концерты и в театры:



Многие из нас вполне добровольно и не без удовольствия в начале осени переселяются преимущественно в 19 век и счастливо живут там до самого лета... Адрес этот – Большой зал консерватории (2005, ЛГ, №41, октябрь).

В утвердившемся сегодня рефлексивном проекте современного российского интеллигента среди традиционного набора качеств – образованности, компетентности, совестливости, духовности, культуртрегерства и т.п. почти начисто отсутствуют составляющие успешной жизни: динамизм, признание, достижение, удачливость, карьера и другие им подобные.


Простой человек. Образ "простого человека" как адресата собственных материалов эксплицируют, в частности, такие издания, как газеты "Комсомольская правда" (КП), "Аргументы и факты" (АиФ).

Читатель данных изданий понемногу интересуется и скандалами (при этом "качественной" информацией о них считается информация, в котором есть ссылка на источник типа люди из близкого окружения звезды и его документальная фиксация, например, в виде снимка), и мировоззренческими проблемами. Распространена ссылка на слухи как на источник информации: Прошли слухи, что известный актер Александр Абдулов женился на 31-летней деловой женщине Юлии Игнатенко, которую отбил у своего друга (лид новостного материала, АиФ, 2006, № 50, декабрь).

Среди авторитетов данной целевой аудитории широко представлены деятели шоу-бизнеса (экспертные советы относительно образа жизни и ухода за своей внешностью) и представители медицины (чаще всего – популярный благодаря ТВ доктор Курпатов). Тема здоровья – одна из самых обсуждаемых тем текстов для "простого человека", причем пользуются популярностью как, например, переходящие из номера в номер АиФ, "сериалы"про использование "кремлевской диеты", так и рецепты из народной медицины.

Отбор фактов зачастую связан с фиксацией внимания на денежных суммах, поражающих воображение (1500 долларов – прическа кинозвезды, 3000 евро – стоимость номера в отеле), на скандальных ситуациях и на частной жизни персонажей, причем ссылка на источник информации чаще всего отсутствует. Особенно часто в текстах предоставляется информация про зарплаты и премии звезд отечественного спорта и шоу-бизнеса. В полосе АиФ "Увлекательное" публикуются целые коллективные фотографии сборных по футболу, баскетболу с цифровыми пометками под лицами игроков, обозначающими их зарплату. Контекст обсуждения стоимости товаров, зарплат и цен характеризует стиль жизни и уровень низкого материального уровня жизни адресата. Так, например, все суммы, поражающие воображение читателей, сравниваются либо со средней зарплатой в 10 тысяч рублей, либо с пенсией: В элитных столичных магазинах для животных на среднюю российскую пенсию – 2 тыс. рублей – нельзя купить даже собачий ошейник (АиФ, 2006, № 42,октябрь).

Стоит отметить, что при этом некоторые публикации изданий для "простого человека" ставят между своим адресатом и понятием «средний класс» знак равенства. В АиФ, например, есть рубрика "Средний класс спрашивает", где публикуются вопросы читателей и ответы на них. Вопросы могут касаться получения справедливых надбавок учителям, зарплата которых 7 тысяч рублей, или оформления 6 соток дачного участка в собственность. Обстоятельство, что в текстах для разных целевых аудиторий под "средним классом" понимают различные слои населения, и определение материального достатка этого слоя варьируется от 7 тысяч рублей до 1 тысячи долларов на человека, говорит о размытости данного понятия для российской действительности сегодня. В случае с «простым человеком" стремление ощущать себя средним классом можно связать со стремлением не выпасть из нормы, из социальной и культурной середины.

Угол зрения при освещении общероссийских проблем в данных текстах чаще всего связан с поиском и представлением "житейской истории", доступной и понятной, с действующими лицами, сюжетом со всеми его составляющими и некоей моралью. Мифотворчество таких текстов может быть, например, связано с "мифом Золушки", которая в какой-то момент имеет шансы на успех благодаря некоторым чудесным обстоятельствам: встрече с влиятельным человеком, лотерейному выигрышу и т.п.

Аналогии с Золушкой очень распространены в текстах АиФ, с ней сравнивают девушек, достигших успеха на подиуме и известных персон отечественного шоу-бизнеса:



Валерия: о любви, алиментах и метро. Ее история похожа на судьбу Золушки, вырвавшейся из плена серой жизни, она обрела счастье и любовь. (Анонс к интервью с певицей Валерией. АиФ, 2006, № 46, ноябрь).

Характерной чертой текстов для "простого человека" является концентрация на частной жизни. Адресат данных текстов не верит в возможность изменить свою жизнь с помощью собственной политической или любой другой гражданской активности, поэтому словно бы существует в параллельном властям и сильным мира сего мире: То есть, как всегда, у нас закон – сам по себе, а люди – точнее, их зарплата – сами по себе (АиФ, 2002, № 4, январь).

В текстах, в которых дается оценка действий власти, адресат выступает в пассивной роли, чаще всего страдающим от произвола и бестолковости властей, ожидающим от них каких-то благ и послаблений (снижения налогов, процентов кредитов, амнистий). Причем, чаще всего эти ожидания оказываются обманутыми, что, впрочем, совсем не удивляет "простого человека": Почему так получается – всякий раз, когда чиновники говорят, что хотят вступить на тропу народного добра, они вступают в очередную кучу г...? Сколько пели о дачной амнистии? А в результате порядок оформления народных 6 соток оказался еще сложнее. Сколько «трезвонили» о едином окне? А не открыли даже и форточки. А сколько было гневных слов о лекарственной мафии? А наши старики до сих пор на последние грошики покупают фальшивые лекарства (АиФ, 2006, №42, октябрь).

"Простой человек" предпочел бы патерналистское отношение государства к себе. Он требует от государства, прежде всего, защиты и надежных гарантий относительно своего будущего.

Приведенные примеры говорят о наличии в данных текстах оппозиции «мы – власть». В то же время в данном речевом материале присутствует оппозиция "мы – богатые". Интересы представителей бизнеса противопоставляются в текстах интересам "народа", "простых людей". При этом в описаниях истории из частной жизни знаменитости или любых других героев публикаций читатель должен почерпнуть некий рецепт действий: Модели достижения успеха в данных текстах представляют собой рецептурный подход, причем рецепт дается для решения всех проблем сразу и приобретения славы, богатства: Похудеешь – получишь Оскара.

Впрочем, счастье для "простого человека" важнее успеха. Рассказывая о чудесных историях успеха, АиФ на протяжении 2006 года проводит конкурс читательских писем на тему "Что для меня счастье". Результатом конкурса явились публикации десятков читательских писем, преимущественно с описаниями маленьких житейских радостей. Понятие "счастье" варьируется от идеи "проснуться трезвой", "получить первую зарплату" и "вырастить красивые цветы на собственной даче" до ощущения от первого мирного дня после войны. В целом можно отметить, что счастье для "простого человека" - испытать ощущения, не выходящие за пределы частной, преимущественно семейной жизни.

Для текстов характерна предельная разговорность (преобладание коротких простых предложений без осложняющих элементов, употребление просторечных слов и фразеологизмов). Привычны в текстах некоторые сленговые клише: телевизор часто именуется ящиком, в кавычках и без, родители – предками, автомобиль – бумером.

Особенно активно используются слова из ряда пополнивших языковой фонд в конце прошедшего – начале нынешнего века экономических слов, которые значительно более относятся к разговорному, просторечному обиходу либо к жаргонам (баксы, безнал, зелень, крутой, навар, теневик, штука).

Можно говорить либо о многочисленности данной целевой группы, либо об эффективности информационной политики изданий для «простого человека»: тиражи газет для данной целевой аудитории стабильно высокие.
Представитель образцовой среды. Название "образцовая среда" позаимствовано автором статьи из интервью идеолога "путинизма", политтехнолога Глеба Павловского журналу "Эксперт" (№36, октябрь 2006), который называл электоральные группы российского населения накануне выборов. Возможно, наше представление о данном адресате несколько расходится с тем, что имел в виду автор названия. Однако адресаты текстов, например, таких СМИ, как журнал "Эксперт", изданий ИД "Коммерсантъ" и газеты "Ведомости", действительно, хоть, возможно, и в разной степени, но считают себя способными "продуцировать образцы" поведения, образа мыслей и стиля жизни. Не касаясь электорального выбора этого образа, можно применить к описанию этих меньшинств слова Г. Павловского – "не являясь оппозиционными, они с эстетической брезгливостью относятся как к оппозиционным группам, так и к лояльному большинству".

Отсутствие протестных настроений – не означает отсутствие недовольства. Представитель "образцовой среды" считает страну и государство первых лет нового века сформировавшимися, но недоволен качеством жизни. Он воспринимает как ценность имеющуюся у него возможность самостоятельно и независимо распоряжаться своими доходами, при этом его доходов хватает не только на базовые потребности. В своем профессиональном статусе (меньшая по значимости ценность) он может быть как предпринимателем, так и служащим: топ-менеджером, научным работником и т.д. Он использует новые технологии не только в работе, но и в быту, постоянно стремится к их внедрению и совершенствованию, будь то мобильная связь, страховка или технологии фитнеса. Кроме того, он старается разнообразить свой досуг, разобравшись в преимуществах той или иной ресторанной кухни или узнав об эстетической ценности спектакля / фильма. У него достаточно высокие интеллектуальные запросы, которые он реализует, в частности, через чтение и различные курсы повышения квалификации. Этот человек имеет возможность самореализации и уверен в завтрашнем дне.

Данная целевая аудитория лояльно относится к власти, и еще более лояльно к российскому государству. Недовольство проявляется в оценке качества жизни, недовольство, судя по текстам, усиливающееся к концу первого десятилетия нового века. Причем мерилом качества жизни выступает средний класс стран Европы, о которых данная группа читателей знает не понаслышке:

Прошла эйфория от роста заработков и роста возможностей, люди привыкли к определенному уровню жизни, их потребности выросли, выросло их самосознание. Однако по мере этого роста обнаружилась принципиальная ограниченность возможностей. Открыть новый бизнес, пусть и небольшой, почти невозможно (из-за чиновничьих преград, монополизма и очень большого количества сырьевых денег в стране). Зарплаты, даже вполне высокие, перестали обеспечивать достойное качество жизни.... Я вот зарабатываю уже даже больше, чем мои коллеги в Европе, но, приезжая туда, вижу, что они живут лучше, у них более устроенная жизнь, больше возможностей, они покупают за меньшие деньги более качественные товары, не стоят постоянно в пробках... (Эксперт, 2007. № 10, март).

Говоря о "среднем классе" применительно к данному адресату, можно вести речь о "социально-психологическом" подходе к данному явлению: в причислении себя к среднему классу адресат руководствуется не только, и даже не столько цифрами реального дохода, а самооценкой собственного положения в обществе. Такая трактовка понятия "средний класс" характерна для восприятия населения передовых стран, что отражается в их текстах СМИ.

Как порождению рациональной цивилизации среднему классу в этом контексте присущи прагматические ценности и интерес к рыночным механизмам. Такие понятия из сферы бизнеса, как бренд, инсайт, офшор, маркетинг, промоушн не определяются в текстах и используются в заголовочных комплексах как понятия, известные аудитории:

Еще одна характеристика лексической сферы данных текстов – использование слов из английского языка без перевода, с соблюдением графики и орфографии языка-источника: Notebooks, multimedia......Weekend, Summer, La Collection, beauty редактор журнала Top Sante (Cosmo, Glamuor), Weekendидея. Предполагается, что деятельность адресата и его образ жизни диктуют непременное знание рыночных реалий и английского языка.

Власть и ее представители – вот те силы, которые тормозят социальную активность этого адресата, его способность вмешиваться и корректировать социальные процессы, предлагать свои решения проблем общества. При этом противниками представителей данной целевой аудитории является не власть вообще, а бюрократия адаптивная и мимикрирующая (заголовок статьи в Эксперте, 2007, № 19, май). Этот противник сложный, хитрый и изворотливый. Многие проблемы торможения развития страны связываются с необходимостью изменить ментальность чиновников и всех других граждан.

Вообще, само слово "чиновник" является в данной среде синонимом косности, бюрократизма.

Все ностальгические мотивы в явлениях культурной (выставки, фильмы, спектакли) и социальной (акции) жизни вызывают неприятие и усмешку, будь это ностальгия по образу жизни СССР или царской России.

Ирония подобных текстов о событиях в мире политики и искусства связана с одним из ключевых запросов представителя "образцовой среды" – запросом на производство стиля, образа жизни. Страна построена, в ней должен быть некий образ жизни, однако, с точки зрения представителя данной группы, большинство людей еще не знает, как им жить в состоявшейся России, что носить, что читать, как говорить, что любить, что ненавидеть.

"Образцовая среда", разумеется, неоднородна по своему составу. Внутри этой группы можно было бы выделить несколько подгрупп, различающихся уровнем доходов, статусом, оттенками отношений к жизненным реалиям. Так, читатели ИД "КоммерсантЪ" более, чем читатели ИД "Эксперт" склонны к космополитизму:

"Коммерсанту" также свойственна легкая ирония в отношении патриотических чувств: .... где обычно штампуют паспорта и проводят неформальный досмотр отлетающих, белоснежными скатертями были накрыты столики, между которыми уже маневрировали официанты, и в просторных стальных поддонах у окон дымилась еда, и на этот раз дым отечества был сладок и приятен ( КоммерсантЪ, 2006, № 214, ноябрь).

Иронизируя в отношении собственной страны и ее порядков, данный адресат, тем не менее, видит очевидное изменение ситуации в России к лучшему; большинство улучшений связано с ростом реальных доходов населения, развитием качественных услуг, возможностями выбора.

Источниками информации и оценок являются "эксперты" зачастую ссылка на экспертов дается без какой-либо конкретизации: Эксперты подозревают, что беспорядки были кем-то организованы, имеется координационный центр и группа активистов. Однако интересно скорее не то, кто организовывал беспорядки, а как получилось, что действия радикалов нашли такой отклик в венгерском обществе (Эксперт, 2006, № 35, сентябрь).

При этом слово рынок, являясь ключевым словом данных текстов, является комплексом понятий, вовлекаемых в метафоризацию. В отличие от ИД "КоммерсантЪ", ИД "Эксперт" использует большое количество тропов как в заголовочных комплексах, так и в самих текстах. Именно в этих текстах можно увидеть олицетворение рынка, который "болеет", "приходит в себя", имеет свою историю, вызывает опасения и переживает неожиданности. Целые статьи построены в виде развернутой метафоры с заголовком Рынок приходит в себя (Эксперт, 2007, №8, февраль).

Самым авторитетным для оценки ценности явления в долгосрочной перспективе данная целевая аудитория чаще всего считает голосование рублем: будут ли вложены деньги в ту или иную сферу, заинтересует ли данная идея инвесторов, какова стоимость того или иного начинания, и будет ли она возрастать – эти вопросы стоят на повестке дня данной аудитории. Цифровая составляющая прибыли важна даже совсем нематериальных вещей, даже находящихся в состоянии становления; весь вопрос в том, как и в каком ракурсе подсчитать этот прагматический компонент.

Тема игры и метафорическое описание всех аспектов жизни посредством этой темы, демонстрирует восприятие адресата альтернативы “выигравший – проигравший” едва ли не как главного закона жизни. При этом, случайный элемент в игре сведен к минимуму: для игроков рынка важно соблюдать правила и правильно продумывать ходы.

Итак, на основе проведенного анализа мы можем сделать вывод о том, что, описывая и структурируя аудиторию газетных текстов, исходя из особенностей самих этих текстов, мы можем проследить в общих чертах состояние современного российского социума. Изменения в российском обществе повлекли за собой и смену коммуникативной его составляющей. Тексты массовой коммуникации, посвященные одной проблеме и написанные в одно и то же время, стали совершенно разными, в частности, и с речевой точки зрения поскольку рассчитаны на различную аудиторию. Такое разнообразие типов общения в общественной практике стало возможным и даже необходимым в связи с существующей на информационном поле конкуренцией за различные сегменты аудитории.



1 Феномен адресатности в психологическом, философском и лингвистическом аспектах заинтересовал гуманитарие давно, а в последнее десятилетие интерес к фактору адресата усилился в связи с развитием публичного дискурса, распространением спонтанной речи политиков и журналистов, например, в прямом эфире. См., например: Арутюнова Н. Д. Фактор адресата / Н. Д. Арутюнова // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1981. – Т. 40, № 4. – С. 356-367.; Вольвак Н. П. Фактор адресата в публичном аргументирующем дискурсе : моногр. / Н. П. Вольвак ; Сахал. гос. ун-т. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2004 – 167 с.



2 Каминская Т. Л. Адресат в текстах периодической печати / Т. Л. Каминская // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия «Журналистика». – Кемерово, 2002. – Вып 3. – С. 194-198;

Каминская Т. Л. Адресат текстов массовой коммуникации: реальный, «вычисленный» и созданный / Т. Л. Каминская // Зарубежная и российская журналистика : актуальные проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 3 июня, 2005 г. / [редкол. : Н. В. Бергер (отв. ред.) и др.] – Волгоград, 2005. – С. 36-41;



Каминская Т. Л. Лингвистическое моделирование образа читателя как отражение политики издания / Т. Л. Каминская // Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – Великий Новгород, 2004. – № 29 – С. 110-114.



3 По модели выделения «ключевых слов текущего момента», предложенной Т.В. Шмелевой, автором статьи выделены ключевые слова для данных типов аудиторий: Шмелева Т. В. Ключевые слова текущего момента / Т. В. Шмелева // Сolleqium. – 1993. – № 1. – С. 33-41.

Статья опубликована в: Вестник С-Пб гос. ун-та. Сер. 9. – СПб, 2008. Вып. 1. Ч.II.

С. 305-312.





Каталог: upload -> files
files -> Проект обществознание
files -> Проблема человека в философии
files -> «картина мира в глянцевых журналах» Н. рук. – Леонтьева Галина Александровна Кафедра периодической печати Очно-заочная форма обучения
files -> Постановление О порядке подготовки населенных пунктов муниципального образования Сергеевское сельское поселение к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров в 2014 году
files -> Постановление Об утверждении долгосрочной муниципальной


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница