Внедрение дуального обучения в системе подготовки педагогических кадров



Скачать 24.04 Kb.
Дата21.02.2018
Размер24.04 Kb.
ТипРуководство

ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В Оршанском многопрофильном колледже накоплен богатый положительный опыт организации практики студентов, что обусловлено практико – ориентированным подходом к организации подготовки специалистов среднего звена: уже на втором курсе студенты приходят на практику в школу и в дошкольные образовательные учреждения, знакомятся с особенностями образовательного процесса, учатся наблюдать, анализировать, под руководством опытных преподавателей проводят уроки в начальной школе, уроки физкультуры, внеурочную работу, организуют различные виды деятельности в детских садах и т.п.

Основной базой практического обучения наших студентов, вот уже на протяжении более пятидесяти лет, является Оршанская средняя общеобразовательная школа. Учителя данной школы принимают непосредственное участие в обеспечении совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, а также контроля качества образования студентов колледжа.

ФГОС основного общего образования большую роль в достижении качества начального образования (НОО) отводит внеурочной деятельности. В этих условиях весьма актуальным становится использование возможности дуального обучения в подготовке студентов колледжа в этом направлении. Дуальное обучение позволит расширить образовательно-средовое пространство подготовки будущих учителей начальных классов для получения ими опыта практического применения освоенных в период теоретического обучения и прохождения учебной и производственной практики знаний и умений по организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.

Идея дуального образования родилась в 60-е годы в Германии. В настоящее время наибольшее развитие эта система обучения имеет в Германии, Австрии, Финляндии, Нидерландах и ряде других стран. В России дуальное обучение стало развиваться из идеи социального партнерства, организованного на основе системы новых принципов организации образования предложенных В.А. Поляковым, И.П. Смирновым, Е.В. Ткаченко.

Дуальная система профессиональной подготовки строится на взаимодействии двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения, то есть осуществляемого в соответствии с законодательством о профессиональном образовании. Эта система включает две различные учебно-производственные среды - частного предприятия и государственной профессиональной школы, которые осуществляют совместную деятельность во имя общей цели – повышения качества профессиональной подготовки обучающихся.

Дуальная система предусматривает вовлечение в процесс подготовки кадров предприятий, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное обучение являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации и т.д. Этим и определяется значимость дуальной системы как модели профессиональной подготовки, которая позволяет преодолеть разрыв, рассогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров.

В настоящее время идет накопление опыта социального партнерства между учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями. Благодаря обобщению практического опыта заложены основы теории социального партнерства в сфере профессионального образования. Социальное партнерство понимается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, учреждениями социума, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В научной литературе признается важность образовательной составляющей в социальном партнерстве. Более того, осознается ведущая роль образовательного фактора в зарождении феномена социального партнерства. В частности, подчеркивается то обстоятельство, что переход к социальному партнерству во многом был определен потребностями инвестиций в «человеческий капитал». Исследователи справедливо отмечают, что социальное партнерство является наиболее эффективным средством формирования и реализации политики государства в области профессионального образования. Социальное партнерство обеспечивает надежные линии связи между образовательными учреждениями и предприятиями, построенные на основе взаимовыгодности и взаимозаинтересованности при активном организующем и направляющем участии государства.

Успешной реализации задач социального партнерства способствует система новых принципов организации профессионального образования, предложенных В.А. Поляковым, И.П. Смирновым, Е.В. Ткаченко. В основу выделения данных принципов учеными положена глубоко интегративная, по сути своей, идея: «Работодатель определяет чему учить, образовательные учреждения – как учить».

Дуальное обучение в изменившихся социально-экономических условиях только начинает применяться в отечественной системе профессионального образования (при этом, конечно, следует учитывать богатый опыт взаимодействия учебных заведений с базовыми предприятиями в советский период).

Под дуальной целевой подготовкой понимается инновационная форма организации профессионального обучения, предполагающая согласованное взаимодействие образовательной и производственной сфер в подготовке кадров определенного профиля и уровня квалификации в соответствии с потребностями конкретного предприятия, построенная на единстве трех методологических оснований: аксиологического (паритетность гуманистических и технико-технологических ценностей и целей); онтологического (компетентностный подход); технологического (организация процесса развития профессиональной деятельности, социально-профессиональных отношений). Данные интегративные основания отражают общность целей, ценностей, содержания, деятельности, реализуемых в условиях дуальной системы профессионального обучения.

Общность целей профессионального образования и производства заключается в результатах обучения – подготовке компетентных специалистов определенной квалификации, обладающих определенными социально-профессиональными характеристиками. Целью любого предприятия наряду с получением прибыли является развитие кадрового потенциала, а целью учебного заведения - подготовка востребованных специалистов. Такое понимание цели позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая тем самым традиционную когнитивную ориентированность образования.

Общность ценностей предполагает паритетность технико-технологических, социальных, гуманистических ценностей, без которых невозможно представить современного специалиста. Это ценности труда, производства, науки, техники, общества, личности. Значимость технико-технологических и гуманистических ценностей определяется той ролью, которую они играют в производстве и образовании. Названные ценности лежат в основании интегративных механизмов взаимодействия образования и производства. Общность содержания образования и содержания производства обусловлена тем, что источником формирования содержания профессионального образования являются технологические процессы, оборудование, техника производства. Содержание профессионального образования – знания, умения, навыки и формируемые на их основе базовые личностно профессиональные компетенции, которые адекватны содержанию профессиональной деятельности специалиста на производстве. В учебном заведении осваиваются те же технологии, станки, оборудование и т.д., которые применяются на производстве.

Современный этап развития социального партнерства в сфере профессионального образования характеризуется переносом акцента с организационных аспектов на содержательные аспекты взаимодействия профессиональной школы и работодателей. По мнению исследователей, содержание обучения в профессиональной школе объективно определяется текущими и перспективными требованиями со стороны производства к характеру и содержанию труда специалистов. Поэтому формирование содержания дуальной целевой подготовки должно базироваться на модели деятельности специалиста.

В данной связи на первый план выдвигается задача актуализации содержания профессионального образования, решение которой обеспечивается путем согласования профессиональных и образовательных стандартов (В.И. Блинов, А.Н. Лейбович). Профессиональные стандарты позволяют устанавливать и поддерживать единые требования к качеству труда; выявлять новые тенденции и в сфере труда; разрабатывать должностные инструкции для персонала; составлять основу для аттестации и сертификации работников по единым критериям. Содержащиеся в них требования к выполнению работниками трудовых функций позволяют определить цели, структуру, содержание образовательных стандартов профессионального образования и модульных образовательных программ, основанных на компетенциях.

По итогам всероссийского конкурса региональных проектов «Подготовка рабочих кадров», соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности с января 2014 года в 10 регионах России отрабатывается модель дуального образования для подготовки рабочих кадров. Применительно к подготовке педагогических кадров система дуального обучения в России находится лишь в самой начальной стадии своего развития: пилотные площадки в рамках реализации проекта Программы модернизации высшего педагогического образования (заказчик – Министерство образования и науки РФ; оператор проекта – МГППУ и соисполнитель проекта - НИУ ВШЭ); имеется единичный случай реализации дуального образования в системе среднего педагогического образования.

В этих условиях определенную актуальность приобретает:

- разработка инновационной модели дуального образования будущих учителей начальных классов в части их подготовки к организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО на примере взаимодействия педколледж-школа;

- разработка модели организации повышения уровня компетентности педагога в школе (включая наставничество).

Программа подготовки учителей начальных классов в педколледже согласно ФГОС специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах предусматривает выделение большого количества учебного времени на практическую подготовку студентов к ведению уроков по учебным предметам начальной школы (360 часов), в то время как на практику по организации внеурочной деятельности младших школьников Программой отводится всего 72 часа. Тем не менее, ФГОС начального образования большую роль в достижении качества начального образования отводит внеурочной деятельности, предусматривая соотношение времени на уроки и внеурочную деятельность - 23 часа/10 часов соответственно. В этих условиях весьма актуальным становится использование возможности дуального обучения в подготовке студентов колледжа, которое возможно осуществить в условиях сетевого взаимодействия организации педагогического профессионального образования и социального партнера - школы, направленного на: повышение качества профессионального образования будущих специалистов-учителей начальных классов; повышение качества деятельности предприятия - социального партнера (школы), работодателя.

Дуальная модель педагогического образования в системе взаимодействия педколледж – начальная школа позволит расширить образовательно - средовое пространство подготовки будущих учителей начальных классов для получения ими опыта практического применения, полученных в период теоретического обучения и прохождения учебной и производственной практики, знаний и умений по организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования. Это в свою очередь, обеспечит более полное овладение выпускниками педагогического колледжа соответствующими профессиональными компетенциями: определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия; проводить внеурочные занятия; осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся; анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий; вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников, а также общими компетенциями.

В процессе разработки и апробации модели дуального обучения студентов педагогический колледж планирует получить следующие образовательные эффекты:

а) дуальное обучение обусловит наличие у выпускников педколледжа, практического опыта ведения внеурочной деятельности и решения различных проблем, возникающих в организации тех или иных форм внеурочной работы, а также в их общении с коллегами, детьми и их родителями. Это позволит избежать затруднения на начальном этапе их профессиональной адаптации, что будет способствовать лучшей закрепляемости молодых педагогов в образовательных организациях;

б) сложится система внеурочной деятельности в начальной школе, соответствующая требованиям ФГОС НОО, включающая в себя работу по реализации общеразвивающих программ дополнительного образования детей разной направленности и организацию экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, общественно полезных практик, образовательных событий, сопровождающих индивидуальный запрос школьника;

в) данная система внеурочной деятельности создаст социально-средовые условия, способствующие улучшению качества начального образования по показателям учебной успеваемости и абсолютной и относительной динамики развития метапредметных результатов у школьников;

г) будет отработана система наставничества: опытный учитель – студент; опытный учитель – начинающий учитель.

Таким образом, внедрение дуального обучения существенно влияет на повышение эффективности подготовки будущих учителей начальных классов.

Для реализации данного проекта в колледже имеются условия: кадровые, материально – технические, организационные которые представлены в приложении Ф. Для обеспечения достоверности результатов подобраны средства контроля:



- наблюдение методистом действий студента на практике (с заполнением листа наблюдения);

  • наблюдение педагогом колледжа действий студента, работающего в школе сверх плана практики, который определен учебным планом;

  • наблюдение представителем работодателя (педагог школы) действий студента на практике (с заполнением листа наблюдения и написанием характеристики на практиканта);

  • наблюдение наставником действий студента, работающего в школе сверх плана практики, который определен учебным планом;

  • анализ содержания эссе студентов по окончанию периода получения ими образования в дуальной модели (декабрь 4-го курса обучения);

  • анализ содержания портфолио студента;

  • сравнение результатов прохождения преддипломной практики студентами, которые уже включены и еще не включены в систему дуального образования;

  • включение вопросов, связанных с освещением деятельности инновационной площадки, в повестку дня педагогического и научно-методического совета колледжа и школы;

  • система промежуточных отчетов на научно-методическом совете Министерства образования и науки Республики Марий Эл,

  • план-график контроля деятельности педагогов, реализующих Программу инновационной площадки;

  • изучение мнения всех участников о деятельности площадки;

  • диагностические средства для выявления уровня сформированности УУД младших школьников (Приложение Х);

- средства диагностики особенностей развития когнитивной, личностной и коммуникативной сферы развития младших школьников:

  • Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

  • Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

  • Методика «Какой   у   нас   коллектив?»   (по А.Н. Лутошкину)

  • Методика «Наши отношения»

  • Методика «Творческие задания»

  • Игра «Лидер»

  • Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

  • Социометрия

  • Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

  • Методика «Сочинения учащихся»

  • Игровая методика «Мишень»

  • Методика определения лидера

  • Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

  • Методика «Эмоционально-психологический климат»

  • Характеристика   психологического   климата коллектива

  • Методика изучения мотивации межличностных выборов

  • Методика «Лесенка»

  • Методика    диагностики     организованности коллектива

  • Игровая методика «Лидер»

  • Методика «Творческий коллектив»

  • Методика определения уровня развития самоуправления

  • Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

  • Методика   «Определение   уровня   развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

  • Методика «Ребячья мозаика»

  • Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей


Разработанная модель дуального образования внесет определенный вклад в решение проблемы поиска путей и средств реализации дуального образования в системе профессионального образования, в целом, и в профессиональном педагогическом образовании, в частности, и будет сделано научно-теоретическое обоснование наработанного практического опыта реализации данной модели.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница