Вместо предисловия. О гениальности и гене гениальности



страница1/9
Дата28.07.2018
Размер2.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Вместо предисловия. О гениальности и гене гениальности

Разнообразная жизнь природы представляет собой процесс непрерывного созидания. В этом динамичном процессе участвует человек, который находится в центре всех изменений. Великий русский ученый, поэт и философ М.В. Ломоносов писал: «Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт – только средства, только способы собирания материалов для разума».

Многие «материалы для разума» до сих пор остаются неразрешимыми загадками. К таким тайнам природы относится ген гениальности. Время от времени в обществе появляются величайшие творцы, которые своими делами оказывают сильнейшее воздействие на историю, культуру, искусство. Такие выдающиеся личности своими достижениями значительно обогащают или опережают свое время. Однако до сих пор нет единого мнения: является ли появление таких людей случайностью или закономерностью, проявлением «божественной силы» или следствием целенаправленной кропотливой работы над собой.

Феномен гениальности окружен плотной завесой гипотез, теорий и догадок. Но сам термин «гениальность» нельзя употреблять только для обозначения врожденной способности определенного человека к созидательному творчеству. Правильнее было бы говорить об итоговой оценке результатов его работы, предполагая особую способность к продуктивной деятельности в той или иной области.

Что такое гений? Толковый словарь русского языка под редакцией С.И Ожегова и Н.И. Шведовой дает такое определение. «Гений – это высшая творческая способность человека». Очевидно, эта высшая творческая сила связана с сильно развитым воображением и необычным мышлением.

Этимология (происхождение) слова «гений» проста. Так в древнеримской мифологии назывался дух – покровитель человека, позже – олицетворение добрых или злых сил. Гений представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества. И это подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним само время. Его внутренняя сущность всецело подчиняется творчеству для достижения поставленной цели и решения поставленной задачи.

Известно, что путь человечеству по дороге прогресса пробивают отдельные люди. История развития цивилизации не безлика – у первопроходцев есть имена. Их достижения, их мужество в познании неведомого столь велики, что они известны и спустя столетия после смерти. Мы помним великих философов Античности, полководцев и императоров времен раннего христианства, художников и писателей средневековья, естествоиспытателей XVIII-XIX веков, общественных деятелей ХХ века. Часто их называют: гении.

Выдающиеся люди были всегда. Они появлялись, когда перед человечеством вставали проблемы, и, казалось, наука, искусство и общественная жизнь зашли в тупик. Неизбежно возникал человек, который был способен ответить на вызов времени, независимо от общественной реакции на это появление. И не случайно известный философ и публицист Г.В. Плеханов говорил: «Давно уже замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития».

Хотя можно и поспорить с мнением этого философа. Иногда люди осознавали значимость дел иного гения лишь много лет спустя. Часто современники считали выдающихся людей изрядными чудаками. Известно, многие опыты Леонардо Да Винчи при его жизни считались сомнительными и опасными. Ван Гог закончил жизнь в сумасшедшем доме, и его творчество по достоинству также было оценено гораздо позже. Рискну перегрузить текст еще одной цитатой, которая тут очень уместна. Литературовед и философ Лев Шестов (настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман) метко и с присущим ему чувством юмора подметил: «Вообще гений, вопреки общераспространенному предрассудку, самое бестолковое, а потому и самое беспокойное существо».

Еще один взгляд на природу гениальности: в появлении гения среди нормальных людей проявляются объективные этнопсихологические закономерности. Гении появляются большими группами в отдельные исторические периоды, но бывают годы, такие люди, словно исчезают с исторического поля. Известны слова А.И. Герцена: «Должно быть, на людей бывает урожай, как на виноград. Кажется, условия те же, а в один год... вино лучше — говорят от кометы...».

Многие ошибочно полагают: гений проявляется с самого детства. Так бывает не всегда, и многочисленные исторические примеры, представленные ниже, проиллюстрируют это положение. Действительно, в первый год жизни младенца его мозг увеличивается в 2 раза, и ученые совершенно справедливо указывают: от того, как построено обучение ребенка в этот период, в значительной степени зависит его будущее. И не случайно гении уже в раннем детстве поражали всех своими достижениями. Но как тогда быть с таким фактом: гениальная писательница Агата Кристи научилась писать, когда ей было уже за 30?

Генетика давно перестала быть «лженаукой», и время от времени средства массовой информации приносят нам очередную сенсацию: в человеческом организме обнаружен ген гениальности – такое сенсационное сообщение прозвучало в сети Интернет. И хотя ни одно научное сообщество еще не подтвердило достоверности этого открытия, оно заставило глубоко задуматься многих исследователей, так ли это?

На примере великих людей мы попытаемся проследить, как могут возникнуть и развиться у человека скрытые способности? Если понять, как формируются в детстве способности и одаренность, каковы внешние причины и как развивается у ребенка совокупность этих факторов, возможно, нам удастся увидеть развитие необыкновенного дара, ведущего к гениальности. Однажды Л. Толстой заметил: «что гениальному дару нельзя научить, но погубить его можно». Что нужно знать, чтобы не погубить будущего гения в зародыше?

Если провести аналогию с семенем растения, можно сказать: гении как семена, которые прорастают и становятся растением, если налицо подходящие условия для их развития. В самой природе человека присутствует мощное творческое начало, и это начало подобно ядру семени. Оно должно найти себе питательную среду, в которой получит все условия для интенсивного роста и раскрытия всего потенциала. Ученые подметили важную закономерность: развитие творческого начала у маленького человечка стимулируется бессознательно вызревающим стремлением к превосходству. Это наглядно проявилось, например, у гениального полководца Александра Македонского. Но иногда такой своеобразный катализатор развития связан со стремлением к подражанию великим людям своего времени. Мы может проследить это на примере выдающего греческого оратора Демосфена.

Могут ли быть усилены врожденные качества личности, которые мы оцениваем как определяющие факторы одаренности? Являются ли такие свойства врожденными или они следствие развития, поскольку свойственны большей части детей? Можно ли воспитать гениальность? Вопросы не простые, но ответ на них дает грандиозную перспективу – воспитывать творческую личность через стимулирование развития факторов, способствующих раскрытию творческих способностей. И если гениальность в определенной части имеет наследственный характер, а ее редчайшее проявление обусловлено почти невероятным стечением обстоятельств, то в том случае, когда рождается ребенок с предрасположением к высокой одаренности, как его развивать, чтобы не погубить редкий потенциальный дар?

Все эти вопросы требуют ответов, и от правильного ответа на каждый из них зависит будущее человечества.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница