Влияние древнекитайской философии на образование в кнр



Скачать 196.69 Kb.
Дата07.10.2018
Размер196.69 Kb.

Влияние древнекитайской философии на образование в КНР

Аннотация. Современный Китай демонстрирует успешность развития системы образования, разработанной на основе богатого исторического и культурного опыта с учетом современных тенденций. В статье рассматриваются теоретические концепции образования в древнекитайской философии. Автор анализирует влияние древнекитайской философии на современное китайское образование. Выделяются черты конфуцианства, определяющие систему образования в КНР.

Abstract. Modern China demonstrates successful development of its educational system, wich was developed on the basis of rich historical and cultural experience and in accordance with modern tendencies. The article considers theoretical concepts of education in ancient Сhinese phylosophy. The author analyzes the influence of ancient Сhinese phylosophy on modern Сhinese education. The characteristics of Сonfucianism defining the system of education in PRC are specified in the article.

На протяжении последних десятилетий Китай демонстрирует высокие темпы развития. При этом развитие образования рассматривается правительством Китая как необходимое условие успешного осуществления модернизации страны. В документах XIV съезда КПК 1992-го года подчёркивалось, что основой проводимой в стране модернизации является наука и техника, а фундаментом – образование. Понимая важность воспитания и обучения талантливой молодежи, руководство страны уделяет большое внимание развитию образования. На сегодняшний день Китай занимает первое место в мире по темпам роста вложения средств в науку и образование, и это уже дает свои плоды: так, в рейтинге лучших 100 ВУЗов мира по версии Times появляются Пекинский университет, университет Цинхуа и Китайский университет Гонконга. Заместитель начальника отдела начального образования министерства просвещения Китая Ван Динхуа считает, что система образования Китая за 30 лет прошла путь, который CША, Япония и другие развитые страны проходили в течение ста лет. Это подтверждает успешность проводимой модернизации системы образования в Китае. Успешность модернизации обусловлена также продуманным использованием современных средств и приемов на основе актуализированной конфуцианской идеологии. Китай сохраняет свои традиции и культуру и старается приспособить их к веяниям времени. Вместе с тем основы остаются неизменными. На протяжении всей истории важное влияние на образование в Китае оказывала философия, она была идеологической основой образования. Современный подход к воспитанию личности и образованию в Китае вобрал в себя идеи древнекитайской философии. В связи с этим изучение влияния древнекитайской философии на образование представляет исследовательский интерес.



Древняя китайская философия и образование тесно связаны между собой. Философия указывает путь, влияет на образование, а образование, в свою очередь, оказывает ответное действие на философию. Анализируя человеческую сущность, древние китайские философы оказали огромное влияние на сферу образования. Конфуций - величайший педагог и философ древнего Китая, оказавший наибольшее влияние на развитие педагогической мысли в древнем Китае, поэтому целесообразно начать именно с него. Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция - это трактат "Беседы и суждения" (Лунь юй), где воспроизведены беседы философа с учениками.

Конфуций считал, что "по натуре люди близки друг другу, а разнятся они из-за разности в привычках". То есть изначально разница в предрасположенностях у людей невелика, а приобретенные под воздействием окружающей среды, опыта, образования привычки создают большую разницу в природе людей. Исходя из этого, каждый человек с помощью образования может стать высоконравственным и эрудированным. Это подтверждает возможность получения образования разными людьми и признает равные условия для получения образования, создает теоретическую основу концепции Конфуция о том, что "в обучении не должно делать различий в зависимости от положения учеников".

"Обучение без различий в зависимости от положения учеников" - сейчас это кажется очень простым, но в эпоху чуньцю эта концепция обретает огромное значение для разрушения стереотипа "образование для знати", в результате чего образование стало распространено среди простых людей. Это своего рода революция в образовании, имеющая эпохальное значение в истории китайского образования.

"Различия между людьми из-за разности в привычках" - здесь речь идет о возможности изменения природы человека, ее выраженной пластичности.

При условии благоприятной социальной среды, образования человек может стать выдающимся и талантливым и наоборот: в плохой социальной среде с плохим образованием человек может стать отбросом общества. Отсюда видны необходимость и важность образования.

Однажды Конфуций со своим учеником отправился в царство Вэй. Конфуций воскликнул: "Как много людей!" Жанью спросил: "Так много людей, что теперь следует делать?". Конфуций ответил: "Нужно, чтобы все разбогатели". Жанью спросил Учителя: "А что делать после того, как они разбогатеют?" Конфуций ответил на это: "Дать им образование".

Когда условия материальной жизни в целом гарантированы, то образование становится безотлагательным делом. Конфуций не сказал, какая опасность может подстерегать людей, если после обретения богатства не ввести образование, он рассматривал этот вопрос только с положительной стороны. Мэн-цзы же подчеркнул это явление с отрицательной стороны. Он говорил: "Человечеству нужны правила и нормы. Если у людей удовлетворены потребности в еде, одежде, но жизнь при этом праздная и без образования, то люди ничем не отличаются от животных". Чжу Си резюмирует слова Мэн-цзы следующим образом: "В богатстве и без образования человек близок к животному", что очень удачно подходит и для понимания концепции Конфуция об "обогащении и образовании людей".

Одним словом, Конфуций, отталкиваясь от человеческой сущности, полагает, что образование как возможно, так и необходимо. В научном мире по-прежнему не утихают споры по поводу некоторых связанных с этим высказываний Конфуция, которые автору также хотелось бы рассмотреть.

Для начала следует упомянуть высказывание, которое тесно связано с ранее приведенным "по натуре люди близки друг другу, а разнятся они из-за разности в привычках ": "лишь самые умные и самые глупые не могут измениться".

Некоторые полагают, что под "самыми умными" и "самыми глупыми" подразумеваются два вида человеческой природы, т.е. различие в природной сущности. Автор полагает, что такое утверждение не соответствует идее Конфуция о близости людей по натуре, так как разница между самыми умными и самыми глупыми сопоставима с пропастью, т.е. они сильно отличаются. Поэтому, когда мы говорим о самом умном и самом глупом человеке, то здесь, должно быть, речь должна идти о результате привычек. Близкие по натуре люди, приобретя различные привычки, стали далекими: кто-то стал умным, а кто-то глупым человеком. Что касается неизменности, то здесь могут быть различные варианты понимания, например, "не быть склонным к изменениям", "не уметь меняться", "не мочь измениться" - все эти варианты могут рассматриваться. Однако можно смело утверждать, что разница между "самыми умными" и "самыми глупыми" людьми, о которых говорит Конфуций, не существовала изначально в природе.

Что касается широко раскритикованного утверждения Конфуция о том, что "обладающий врожденными знаниями умнее всего", то это считается проявлением идеалистического априоризма. На самом деле здесь, возможно, скрыто еще одно недопонимание. Если некоторые люди с самого рождения обладают знаниями, а некоторые ничего не знают с рождения, то разница между ними подобна разнице между небом и землей. О какой близости изначальной природы тогда можно вести речь?

Конфуций полагал, что есть знания с рождения и знания, полученные в процессе обучения. Он говорил о себе так: "Я не обладаю знанием с рождения, а получил его благодаря любви и усердному изучению древней культуры" (Я не тот, который обладает Знанием от рождения, а тот, который, любя древность, усердно ищет ее). Он также говорил: "Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее". Если связать эти высказывания Конфуция, то получается, что тот, кто обладает знанием не с рождения, а в результате обучения, может только "передавать"; "сочинять" (создавать) же может только тот, кто обладает знанием с рождения. В "Чжоуских ритуалах. Као гун цзи" сказано: "Мудрые люди создают вещи, искусные передают и сохраняют их, а современники называют это технологией производства. За всеми орудиями и инструментами, которые делают ремесленники, стоит мысль мудрых людей. Плавка металла для ножей, застывшая глина для утвари, телега для передвижения по земле, лодка для передвижения по воде - все это создается мудрецами".

Во многих других древних трактатах также говорится о том, что "совершенно-мудрый сочиняет (создает), а мудрец передает". Современный каноновед Пи Сижуй писал: "Все сочиняющие создают новые смыслы". У Пи Сижуя правильное понимание слова "сочинять", т.е. создавать, творить. Совершенные мудрецы умеют "сочинять" от природы? Нет. В комментариях к "Чжоу И. Сицыся" сказано: " В древности Бао Си был правителем Поднебесной. Когда смотрел вверх, тогда наблюдал образы в небе. Когда смотрел вниз, тогда наблюдал образцы земли. Наблюдал узоры птиц и зверей и соответствия земли. Близкое брал у себя. Далекое брал у вещей. Исходя из этого, в начале создал восемь триграмм". Совершенный мудрец смог создать восемь триграмм на основе многократных наблюдений, а не обладал этим знанием от природы.

На сегодняшний день нет окончательного ответа на вопрос о том, является ли Конфуций автором "Сицы". Но несомненно то, что она является конфуцианским каноном, отражает конфуцианскую идеологию и не отступает от него. Поэтому можно сказать, что "знающий с рождения" для Конфуция - это совершенный мудрец, способный "сочинять" (создавать, творить). Он говорил: "те, кто имеют знания от рождения, суть высшие люди". Это своего рода восхваление создателей. Для того, чтобы создавать, необходимо учиться и размышлять, "учиться и не размышлять, значит ничему не научиться, размышлять и не учиться, значит идти по опасному пути". Для того, чтобы побудить учеников размышлять, необходимо дать им вдохновение: "Не стоит учить тех, кто не размышляет; не стоит вдохновлять тех, кто не может выразить свою мысль; не стоит повторять для тех, кто не может по одной части судить о целом (обобщать)". Это расширяет смысл идеологии образования Конфуция.

Изначальная природа людей близка, но не одинакова. Тем самым признаются индивидуальные различия в натурах людей. Человек не начинает сразу после рождения почитать кого-то своим Учителем и получать образование. Сначала он живет в семье, и его учат родители. Семей существует великое множество, поэтому до того как начать получать образование и считать кого-то своим Учителем, люди уже получают набор различных вредных привычек, в результате чего различия между людьми уже увеличиваются. Кто-то силен в добродетели, кто-то искусно владеет языком, кто-то разбирается в политике и управлении, а кто-то в литературе. Конфуций разделял своих учеников на эти 4 категории, что говорит о том, что он понимал разницу в особенностях мышления учеников. Понимание различий нужно для дифференцированного подхода в обучении в зависимости от ситуации. Чжу Си говорил: "Конфуций учит исходя из данных учеников ". Последователи расширили это утверждение до "обучения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями".

Конфуций развил свою теорию о человеческой сущности в цельную идеологическую систему образования. В этом ясно выражается влияние философии на образование.

После этого Мэн-цзы выдвинул "учение о природной склонности к добру", в котором были соответствующие способы обучения: "воспитание справедливости в восприятии мира", " быть требовательным к себе", "забота о воспитании моральных качеств на основе уменьшения жажды к материальному", "следование воле неба". Одним словом, образованные люди должны сохранять свое стремление к добру, усиливать стремление к нему, предотвращать пагубное влияние соблазнов внешнего материального мира.

Сюнь-цзы выдвинул учение о природной склонности ко злу, в результате чего появилась соответствующая теория, заключающаяся в том, что изменять натуру человека следует с помощью этикета и музыки, составленных совершенными мудрецами. Впоследствии его ученик Хань Фэй развил эту теорию и осуществлял обучение с использованием наказаний. "Обучение на основе законов", "учиться на примерах истории" - это в высшей степени отражение учения о природной склонности ко злу в образовании в эпоху династии Цинь. В период Хань, Тан широкую популярность приобрело "учение о трех видах человеческой природы". В эпоху Тан Хань Юй в своих трудах системно изложил это: "Существует три вида человеческой природы: высшая, средняя и низшая. Высшая категория - это добрые люди, средняя - это люди, которые могут перейти в высшую или низшую категории, а низшая - это злые люди". Человеческая природа делится на три вида: добрую (высшую), злую (низшую) и среднюю - т.е. природу с возможностью перехода в высшую или низшую. Люди высшей природы учатся и в результате становятся чище и светлее, люди низшей природы боятся и соблюдают осторожность, поэтому люди высшей природы могут обучаться, а людей низшей природы необходимо укрощать. Отсюда следует, что обучаемыми являются только люди высшей и средней категорий, а люди низшей категории не могут получать образование. Только с помощью серьезных мер наказания можно укротить их, чтобы, опасаясь силы, они не совершали преступлений.

В эпоху Сун и Мин неоконфуцианцы обсуждали связь духовного и материального начал применительно к природе людей. Характерной чертой была дуалистическая теория природы человека: "природа неба и земли" и "природа характера". Они полагали, что "природа неба и земли" в основе своей добрая, а "природа характера" - очень злая. Обучение должно "изменять характер", делать его добрее. "Природу неба и земли" называют также "природой судьбы", "врожденным (природным) характером", но в любом случае акцент делается на естественное начало. Природа характера - это человеческие страсти. Неоконфуцианцы развили связь материального и духовного до дуалистической теории природы человека, а также пришли к выводу о необходимости "сохранять природное начало и тушить огонь страстей". Это стало целью образования и создало базу для всей теории просвещения.

Из всего вышесказанного видно, что древнекитайские философы уделяли большое внимание человеческой природе, необходимости воспитания и образования. В зависимости от понимания человеческой природы они излагали основополагающие принципы обучения и взгляды на организацию процесса обучения для разных категорий людей. В той или иной мере они стали теоретической базой системы образования. Наибольшее значение, бесспорно, имеет конфуцианство.

Ханьский император У-ди поощрял конфуцианство, призывал на службу выдающихся ученых и проводил экзамены, что открывало немалые возможности для ученых. Так, когда император производил отбор «мудрых, добропорядочных и образованных ученых», Дун Чжуншу представил развернутые ответы на поставленные вопросы, которые произвели большое впечатление на современников. В результате Дун Чжуншу был назначен министром Цзянду.

Дун Чжуншу в эпоху западной Хань сделал "всеобщее объединение" неким общим принципом. В соответствии с этим принципом, с точки зрения политики, вся страна должна была быть под началом одного императора; человек следует за правителем, правитель следует за небом" (летопись "Весны и осени"). С идеологической точки зрения требовалась систематизация конфуцианского учения, что и сделал Дун Чжуншу: он систематизировал учение Конфуция и Мэн-цзы, благодаря чему в ханьскую эпоху конфуцианство получило статус официальной идеологии.

Философская идея "всеобщего объединения" в идеологическом аспекте выражалась в "едином почитании конфуцианства". Под влиянием идеи почитания конфуцианства в среде образования стала складываться среда, абсолютно непохожая на существовавшее в эпоху Цинь свободное соперничество ста школ.

В целом образовательная среда ханьской эпохи обладала следующими особенностями:

Во-первых, вопрос выбора учебных материалов. Ввиду "единого почитания конфуцианства" конфуцианские труды И цзин (Книга перемен), Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга истории), Ли цзи (Правила благопристойности), Юэ цзин (Книга музыки) и Чунь цю (книга «Весны и осени») стали основными канонами. Ханьское правительство определило утверждения из этих источников в качестве критериев определения истины, сделало их ведущей идеологией и теоретическим обоснованием всех поступков. Таким образом, идеи других мудрецов не занимали более равного положения с идеями конфуцианства и не могли использоваться для приведения фактов и выявления истины в научных дискуссиях. Идеи конфуцианства были поставлены выше и стали своеобразным воплощением истины. В случае расхождения с утверждениями конфуцианских канонов идеи других мудрецов считались ошибочными. Конечно, это оказало огромное влияние на ситуацию: образовательная среда из оживленного соперничества ста школ превратилась в среду с господством конфуцианской идеологии.

Вышеуказанные книги получили в конфуцианстве название "шести канонов", "шестикнижия" (люцзин). По содержанию они достаточно сильно отличаются друг от друга. Так, в главе "Поднебесная" (тянься) Чжуан-цзы сказано: "Книга песен" (ши) выражает устремления души, книга истории (шу) рассказывает о событиях, в "Правилах благопристойности" (ли) рассказывается о поступках, в "Книге музыки" (юэ) говорится о гармонии и благозвучии, в "Книге перемен" (и) говорится об инь и ян, в "Вёснах и осенях" приводится

описание имен и социального положения. Образование на основе этих канонов было способно изменить общественные нравы, поэтому с точки зрения общественных нравов можно было сделать вывод о том, какое образование было получено. Еще одной особенностью ханьской эпохи было появление множества апокрифических книг к канонам.

Во-вторых, вопрос учителей. В эпоху Конфуция "шесть канонов" были программой частной школы, а с приходом "единого почитания конфуцианства" в эпоху Хань они вошли в общую программу обучения государственных школ. Поэтому правительство отбирало учителей, понимавших конфуцианские каноны. Наиболее авторитетные каноноведы были старшими учеными (главными эрудитами), т.е. преподавателями высшего уровня. Некоторых из них назначали, часть выбиралась выдающими деятелями, другие занимали должность по результатам экзаменов, часть выбирали из числа чиновников.

Под влиянием конфуцианcкой традиции в Китае и других азиатcких странах профеccия учителя пользуетcя большим уважением. Такая традиция прочно укоренилаcь в жизни. Ценноcти образования в этих cтранах имеют ключевое значение. Учитель, прежде вcего, должен cлужить cвоему ученику примером для подражания, а также воcпитывать его в духе доброты и милоcердия. Иными cловами, учитель cвоим образом жизни и поведением должен оказывать хорошее влияние на ученика, вдохновлять его.

В-третьих, следует сказать о проблеме выхода учеников "в жизнь". В эпоху чжаньго в сфере политики наблюдалась жестокая конкуренция между князьями чжухоу, в научных кругах также наблюдался плюрализм, т.е. свободная конкуренция ста школ. Таким образом, существовала проблема двухстороннего выбора между работниками и работодателями. Отношения между сторонами были похожи на сделки купли-продажи со свободным желанием с обеих сторон. После централизации власти в эпоху династий Цинь-Хань ситуация в корне изменилась. Ученые продавали свои ум, интеллект и таланты, а покупатель стал один - император, появился рынок покупателей.

Ученые съезжались в столицу, где император по своему усмотрению осуществлял выбор. Перед чиновниками разного уровня стояла задача помочь императору провести проверку и выбрать кандидатов для представления императору.

Таким образом, становится понятно, что в эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты становятся главным предметом изучения в школах. Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса можно было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в государственном аппарате.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что философия "всеобщего объединения" и идея "единого почитания конфуцианства" оказали большое влияние на появление образования в эпоху Хань. Идеи почитания образования и этики в конфуцианстве глубоко вошли в сердца людей, поспособствовали нравственному преобразованию общества и формированию уникальных традиций китайской нации. Одновременно с этим появилась другая традиция: традиция изучения канонических книг, основными проявлениями которой являлись преклонение перед каноническими книгами, подавление индивидуальности, однообразие знаний и консервативность (традиционная конфуцианская система обучения совершенно не затрагивала науки негуманитарного характера и давала всем выпускникам сравнительно одинаковую подготовку).

В период династий Сун и Мин конфуцианство было представлено главным образом двумя течениями: "учением о принципе" (ли сюэ), основателем которого является Чжу Си, и "учением о сердце" (синь сюэ), основанном Лу Цзююанем. Между этими направлениями есть немалые отличия.

Приверженцы учения о принципе считают принцип наиболее важным, основной основ. Только овладев принципом ли (理), человек может обрести свободу и стать культурным. Сторонники "учения о сердце" полагают, что все самое важное заключается в сердце, нужно только обратиться к себе и стать искренним, поддерживать врожденные качества и воспитывать в себе доброту, в результате чего можно стать истинным благородным мужем. Эти расхождения отчетливо проявляются в том, как воспитывать людей и находят свое отражение в направлении образовательной деятельности. Эти противоречия ярко проявились в ходе встречи Чжу Си и Лу Цзююаня в храме Эху.

Чжу Си считал принцип ли основной всего. Глубоко изучив принципы и суть вещей, познав их внутренние закономерности, можно применить теорию на практике. Проявляя сдержанность и почтительность постичь суть всего. Чжу Си считал, что у множества всех вещей и явлений есть свои принципы ли, а обобщает множество принципов ли некий общий принцип ли. Человек не может сразу осознать общий принцип ли. Сначала он должен осознать конкретные частные принципы ли: сегодня один принцип, завтра другой. С течением времени он будет узнавать все больше принципов ли и в определенный момент постигнет общий принцип ли. Познание принципа ли нужно для духовного совершенствования, повышения нравственного уровня и одновременно для того, чтобы обучать других людей. Образование, за которое выступал Чжу Си, представляет собой длительный процесс усердных исследований, тяжелого преобразования.

В "учении сердца" Лу Цзююаня сказано: "Вселенная - это мое сердце, а мое сердце - это вселенная", а также "Все люди имеют сердце, а все сердца наполнены принципом ли". Если в сердце любого человека есть все принципы ли вселенной, то зачем тогда занимающиеся наукой люди повсюду ищут истину? Ее нужно искать в своих сердцах. Для того, чтобы найти истину в своем сердце, необходимо поставить твердую цель. Когда цель верна, то все

поступки и слова будут верными. Если же цель ошибочна, то первая ошибка повлечёт за собой другие. Если не утвердив цель зарыться в книги и учиться, то это сродни помощи врагам (поставлять разбойникам бойцов и провиант, увеличивая их мощь, и невольно стать орудием врага). Сначала следует поставить перед собой цель, а потом приступать к обучению. А что делать, если есть "душевное загрязнение"? Лу Цзююань говорит, что нужно просто избавиться от него. "Если сердце не здорово, то нужно это искоренить, в результате чего происходит обретение чистоты и ясности. После этого каждый раз необходимо отсеивать ненужное до тех пор, пока сердце не станет полностью чистым и ясным". Идеи обучения Лу Цзююаня кажутся очень простыми, поэтому он говорил: "Мое учение легко для изучения и следования". В обучении Лу Цзююань ставит цель, намерение на первое место.

В период династии Южная Сун на втором году правления Сяоцзуна (1175г. н.э.) Лу Цзююань по приглашению Люй Цзуцяня вместе с Лу Цзюлином и группой учеников отправились в храм Эху на г.Яньшань для встречи с Чжу Си. Это была научная дискуссия, оказавшая большое влияние на следующие поколения. По записям участвовавшего в той дискуссии Чжу Сяндао: "В ходе дискуссии в Эху Чжу Си выступал за то, что необходимо читать больше книг, наблюдать за вещами, анализировать, обобщать и относить к той или иной категории на основе опыта, затем делать выводы. Братья Луши высказывались о том, что с чистым и ясным сердцем можно постичь природу всех вещей, не нужно читать много книг и уделять много времени исследованию окружающих вещей. Сняв пелену с сердца, можно понять суть вещей, поэтому уважение природного доброго начала в человеке, воспитание моральных качеств - это самое важное, а чтение большого количества книг не является неизбежным этапом на пути становления". По мнению Чжу Си, метод обучения состоит в следующем: расширение кругозора ученика, изучение исторических летописей, затем знания должны резюмироваться в простую истину. Лу Цзююань требовал от учеников прояснить подлинное намерение, цель, а уже после этого приниматься за изучение книг и получение знаний. Чжу Си полагал, что метод Лу Цзююаня слишком прост. Лу Цзююань, в свою очередь, считал, что метод Чжу Си заставляет распыляться по мелочам.

Чжу Си говорил о необходимости первоначального получения знаний с последующим формированием на их базе правильного мировоззрения. Это похоже на понятие "цзяньсю" (постепенное совершенствование) в буддизме. Лу Цзююань считал, что сначала необходимо сформировать правильное мировоззрение, а затем изучать другие знания. Данный метод схож с буддийским "дуньу" (прозрение). То есть расхождения в методологии между монахами и мирянами оказывается настолько схожи! Отсюда видно, что каковы бы ни были различия между социальными группами, в способах овладения наукой у них есть много общего.

Лу Цзююань считал, что его "простое мастерство" в будущем достигнет новых вершин, а "распыление по мелочам" Чжу Си постепенно сойдет на нет.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что приверженцы разных течений господствовавшей в то время идеологии конфуцианства уделяли большое внимание вопросу принципов организации процесса обучения, методологических подходов.

Конфуций, Дун Чжуншу, Чжу Си - это великие мыслители, философы и просветители в истории Китая. Конфуций - основатель конфуцианства, Дун Чжуншу - видный конфуцианский философ и каноновед ханьской эпохи, Чжу Си - главный представитель неоконфуцианства сунской эпохи. Их мысли и идеи благодаря феодальным правителям стали ведущей идеологией на определенных исторических этапах. Изучение их философских и просветительских идей представляет определенную ценность для реформирования нынешней системы образования и развития педагогики.

Возрождение конфуцианских идей в области образования и воспитания - это способ сохранения культурной идентичности в условиях становления современного общества. Высшее образование Китая столкнулось с проблемами, которые связаны с реальной угрозой разрушения духовной жизни нации. Суть проблемы в том, как в условиях неоднозначности и противоречивости социокультурных процессов в современном Китае сформировать гуманитарно-развитую личность, ориентированную на выработанные тысячелетним опытом ценности деятельности китайской культуры, стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию. Сохранение национальной культуры, как целостного явления, есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, поскольку культурная самобытность является основой сохранения национальных сообществ и цивилизации в целом

Ряд существенных черт, свойственных традиции конфуцианства, определяет современную систему образования, науки и культуры китайского общества:

- предпочтение ненасильственных методов, силы убеждения;

- следование моральным принципам и нормам, смелость и ответственность в серьёзных делах;

- покорность власти – родителям, старшим, высшим по положению, уважение к прошлому и благоговение перед историей;

- уважение к учителю, обучению и учёности;

- уважение к образцам, достойным подражания;

- благоразумие, осторожность и умеренность;

- проявление уважения ко всем людям без исключения.

В настоящее время конфуцианская педагогика приобретает всё большую популярность в мире, становясь одним из важных символов науки и образования Востока. Многочисленные высказывания из «Лунь юя» («Беседы и суждения») стали цитатами, которые часто употребляют в речи современные китайцы. Например, популярно следующее высказывание Конфуция: «среди трех идущих наверняка найдется тот, кто достоин стать моим учителем». Это означает, что у каждого человека есть свои достоинства, поэтому люди должны учиться друг у друга.

По темпам роста вложения средств в науку и образование Китай занимает одно из первых мест в мире. Китайское государство направляет молодых людей во все ведущие университеты и школы мира для учёбы. После обучения за рубежом они неизменно возвращаются на родину и работают у себя в стране. Это является показателем духовной зрелости нации. Реформы в области образования неразрывно связаны с конфуцианской идеологией и моралью, так называемой духовностью конфуцианства. Эта духовная сущность представляет собой своеобразный акт отрицания или возвращения на новом уровне к старому укладу, учитывающему социальную подоплеку общества.

Список литературы

1. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного китайского образования // Вестник БГУ. Улан-Удэ. - 2010. - № 8. - С.169.

2. Боревская Н.Е. Педагогическая мысль в контексте китайской культуры // Проблемы дальнего Востока. – 2004. – №4. - С.142-148.

3. Боревская Н.Е. Система образования с китайской спецификой // Народное образование - 2003.-Ж7. - С.38-45.

4. Ван Жуйшэн. Конфуцианские идеи и модернизация Восточной Азии // Научный журнал: китайская философия. - 1996. - № 12. - С.125.

5. Иващенко В.И., Капранов Г.А. Влияние конфуцианства на современное образование в Китае [Электронный ресурс] / В.И. Иващенко, Г.А. Капранов - Режим доступа свободный: http://modern-j.ru/domains_data/files/6/Ivashenko-1.pdf

6. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. - Перевод на русский: Котенко Р.В. Научный редактор: доктор философских наук, профессор Торчинов Е.А. - СПб.: Евразия. - 376с.

7. Хэ Чуаньци. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) /пер. с англ. под общ. ред. Н. И. Лапина; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. – М.: Весь Мир, 2011. – 255С.

8. Ци Миньянь. Ценностная парадигма современного китайского образования // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: мат. III межд. н.-практич. конфер. Чита, 2011. С. 266.

9. Ян Цзефу, Чэнь Жуйкай, Тан Лицзюнь. Материальный мир и антиматериальный мир [J]. Вестник Хунаньского педагогического университета, 1999, 22(4): 36-42.

10. Meng Wanjin. Sixty Years of Splendid Special Education // Education. 2010. № 1. P. 14-19.

11. 卢有志。 问渠哪得清如许 为有源头活水来/卢有志。 - 吉林师范大学学报(人文社会科学版)。2005年6月#3。- 24-26页



12. 周桂钿。中国古代哲学对教育的影响/周桂钿。 - 北京师范大学学报。

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница