Визуальная антропология: источники и методы



страница1/4
Дата02.07.2018
Размер97 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4


А. В. Головнёв

КИНОантропология


(текст доклада на международной конференции

«Искусство и наука в современном мире», М., 11 ноября 2009 г.)


Археология кино. Искусство vs наука. Киноисследование
Насколько статика информативна, настолько динамика увлекательна. Фотография позволяет себя разглядеть, кино, напротив, поглощает зрителя. Если остановленным изображением можно овладеть, то движущемуся удобнее подчинится. Стоп-кадр — не только фотография, но и идеальный образ, философская категория, слово в словаре. В реальности стоп-кадра нет, но человеку удобнее представлять поток жизни как множество статичных точек.

Гуманитарий с легкостью признает естественнонаучный постулат о движении как способе существовании материи, но с той же легкостью не замечает движения в истории или не придает ему основополагающего смысла. В научном толковании движения заложен парадокс: для его фиксации необходима хотя бы мгновенная остановка, и в этот миг описываемая сцена во всем соответствует реальной картине, за исключением одного качества — состояния движения. Стоп-кадр, как бы эффектно он ни выглядел, разрывает пульс жизнедеятельности. История написана в статике — в позе летописца, глаголами совершенного вида. В бесконечной череде событий понятие итога знакомо истории только со слов историка, который мыслит стоп-кадрами, предпочитая хаосу движений прикрепленные к осям пространства и времени события-факты.1

Возможно, для восприятия динамики лучше всего подходит взгляд кочевника, для которого уют состоит в бесконечном движении. Прачеловек родился кочевником, и многие последующие революции в культуре были прорывами новых технологий преодоления расстояний и контроля над пространством. И сегодня, несмотря на преобразование движения из телесно-физического в транспортно-виртуальное, человек остается самым мобильным существом на планете. Телесное оседание homo mobilis замещается виртуальным номадизмом и компенсируется бурными потоками визуальности, особенно экранной. Этим исконным культом движения объясняется беспрецедентный успех кинематографа в конце позапрошлого столетия, когда был открыт столь адекватный человеческой натуре способ изображения и самовыражения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница