Вызовы образованию на рубеже веков: методологические соображения



Скачать 291.01 Kb.
страница1/4
Дата25.05.2018
Размер291.01 Kb.
  1   2   3   4


Образование на рубеже веков:

методологические соображения1
В.Г. Марача,

г. Москва


1. Кризис традиционной системы образования: анализ ситуации

То, что традиционная система образования – как школьного, так и университетского – уже со второй половины XX века испытывает серьезные трудности, давно стало общим местом. Переход к инновационной организации хозяйственной жизни и обращение к концепции «человеческого капитала» как ее важнейшего ресурса выдвигают требование инновационной организации сферы образования2. По отношению к этому требованию инновационности традиционный подход, основанный на классно-урочной системе в школе и лекционно-семинарских формах преподавания в университете, и исповедующий установку на трансляцию научных знаний, справедливо оценивается как консервативный.

В хронологическом плане переход к новой форме организации хозяйственной жизни и новому «укладу» всегда растянут: новый уклад как бы «наслаивается» на старые, и требуется время для того, чтобы вокруг возникающего нового типа знаний возник набор социальных ролей и профессиональных позиций, необходимых для распространения и использования (поддержания «цикла обращения») данного типа знания, чтобы вокруг этих ролей и позиций возник соответствующий «жизненный мир», целостный воспроизводственный контур, система обслуживающих типов деятельности и, наконец, уклад3.

В концептуальном же плане радикальный поворот к инновационной модели экономики произошел тогда, когда – согласно Й.Шумпетеру – основной фигурой стал предприниматель, создающий «новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта»4. Но что это значит: создать новую деятельность? Это означает, что предметы-вещи должны превратиться в элементы-организованности деятельности. Подобное превращение существенно «зависит от тех знаний, которыми мы владеем. Знания, в широком смысле слова, выступают как рамки для будущей деятельности, определяя смысл и назначение различных элементов»5. А поэтому, образно говоря, производство знаний в инновационной экономике становится основной производственной технологией6.

Применительно к «человеческому капиталу» последний тезис порождает три значимых момента ситуации:


  • во-первых, знания стали «производиться» большими коллективами людей, нуждающихся в средствах соорганизации как между собой, так и с контекстом предполагаемого употребления результатов их труда – знаний, что выдвигает новые требования как к квалификации людей, так и к характеру самих знаний;

  • во-вторых, производство «всего остального» теперь тоже требует от людей новых компетенций, связанных с пониманием необходимого интеллектуального обеспечения собственной деятельности, отбором и использованием нужных для этого знаний и иных интеллектуальных средств;

  • набор компетенций теперь нужно обновлять несколько раз в течение жизни: динамизация общества приобрела такой характер, что утверждение о том, что цикл жизни культурной нормы превышает срок жизни поколения, больше неверно – это относится и к нормам профессиональной деятельности.

Сказанное позволяет сделать предварительную фиксацию ситуации, в которой оказалась система образования. Суть ее заключается в том, что связи между основными характерными для новоевропейской культуры «модерна» формами институционализации интеллекта – философией, наукой, образованием и практикой7 – были разрушены, и образование оказалось самой консервативной – и самой беспомощной – из этих форм.

Во-первых, философия больше не воспринимается как источник «картины мира», в рамках которой разворачиваются практики – что дополнительно усиливается «неклассической ситуацией» в самой философии. А поэтому функция трансляции предельной для человека картины мира, которую философия делегировала образованию, и которая делала образование способом «подъема человека ко всеобщему»8, потеряла тот общекультурный смысл, который она имела до середины XX века. Если современная система образования и передает какую-то картину мира, то ее уже нельзя назвать ни философски обоснованной, ни практикосообразной.

Во-вторых, наука, ставшая «основной производственной технологией» и «непосредственной производительной силой» практики – и наука, которая преподается в системе образования – это совершенно разные науки. И чем ярче проявляется динамический характер общества, чем быстрее меняются культурные нормы и требования к профессиональным компетенциям – тем более заметен отрыв «научного» содержания образования от нужд практики.
2. Новые вызовы традиционному образованию в эпоху глобализации: СМИ, консалтинг, постмодернизм и Интернет как факторы углубления кризиса

На рубеже XX и XXI веков традиционная система образования оказалась перед лицом новых вызовов, характерных уже для эпохи глобализации.

Во-первых, как отмечает П.Г. Щедровицкий, «на наших глазах за последние 15 лет развиваются несколько технологий распространения знаний. Самые простые – средства массовой информации и консалтинг. Если образование рассматривать тоже как такую систему распространения и обращения знаний [а в свете сказанного выше о роли знаний в современном обществе именно эта функция образования, очевидно, выходит на первый план – В.М.], то можно сказать, что сегодня образование существенно потеснено в своих институциональных границах средствами массовой информации и консалтингом»9.

По мнению П.Г. Щедровицкого, современное образование должно ответить на вызов этих новых каналов и форм распространения знания и модернизироваться в соответствии с новыми требованиями – «потому что по большому счету существующие технологии массовой коммуникации эффективнее и дешевле, чем образование… А все дорогое будет умирать, потому что сейчас, когда мир вышел на границы своей мирохозяйственной рентабельности, никто не будет платить за то, что дорого и неэффективно»10.

Во-вторых, на современное состояние системы образования оказывают существенное влияние ценности постмодернизма, который из частного (одного из возможных) способа осознания упомянутой выше «неклассической» философской ситуации превратился в агрессивную идеологию – и даже, более того, в «новую идеолого-экономическую формацию, постепенно вбирающую в себя разные сферы практики (в том числе и сферу образования) и ценностным образом преобразующую их»11.

При этом мощнейшим средством перепрограммирования общества на постмодернистских основаниях становятся новые информационные технологии. Помимо уже упомянутых СМИ в контексте влияния на систему образования следует выделить спутниковое телевидение, открывающее необозримые возможности дистантного обучения, и мультимедийные технологии, грозящие сыграть с системой образования ту же злую шутку, которую появление видео сыграло по отношению к кино: возникает иллюзия, что теперь можно больше не ходить в школу (университет), а учиться «по CD-ромам».

Но, конечно же, «важнейшим из искусств» в эпоху глобализации и постмодернизма становится Интернет. Вот как характеризует это явление Н.В. Громыко: «Интернет – это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике»12.

В чем же опасность Интернета для образования с точки зрения его институциональных связей с философией, наукой и практикой? Как показывает Н.В. Громыко, в отношении первых двух опасность заключается в стирании границы между знанием и информацией, а в отношении третьей – в том, что «Интернет есть технологически наиболее развитое и оснащенное средство удержания людей вне процессов деятельности», что в конечном счете приводит и к упадку мышления. Конечно, апологеты «новой экономики», ссылаясь на бурное развитие разнообразных систем B2B13 и B2C14, могут возразить: не удержания вне деятельности, а освобождения от «лишней» деятельности и трансакционных издержек – и в этом смысле, если апеллировать к представлениям институциональной экономики, средством движения к большему институциональному совершенству15.

Так в чем же опасность «слишком легкого» – по сравнению с традиционной системой образования – доступа к информации? Есть подозрение, что «скольжение по поверхностям» Интернета «освобождает» учащегося от необходимости не только занимать деятельностную позицию, но и от самостоятельного мышления16. Н.В. Громыко рисует и вовсе ужасающую картину: «Учащиеся, посаженные в массовом порядке за компьютеры, получают возможность скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. Причем само это «скачивание» напрочь вырубает у них интерес и способность к самостоятельным открытиям. Учащиеся становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью Интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ»17.

Впрочем, кажется, не все так просто. Как заметил еще Иммануил Кант, самостоятельное мышление тесно связано со способностью суждения, отсутствие которой «есть, собственно, то, что называют глупостью»18. Не является ли способность учащегося «правильно сориентироваться» в океане информации, доступной по Интернету, своего рода «гипертекстовым эквивалентом» способности суждения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к другой интеллектуальной функции – коммуникации: ведь способность суждения, помимо многочисленных достоинств, выявленных Кантом, есть еще и способность к адекватным суждениям в коммуникации, т.е. способность мыслить в коммуникации19.

Однако несмотря на почти всеобщее признание Интернета «наиболее продвинутым» средством коммуникации, для большинства учащихся прогулки по Интернету оказываются лишь эрзацем коммуникации и не способствуют формированию способности суждения: «Несмотря на культивируемый в обществе плюрализм мнений, учащиеся практически не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Например, они все меньше понимают, как относиться к учителю и зачем он нужен, поскольку компьютер «знает» (помнит) в миллионы раз больше, чем учитель. Находясь под прессингом различных дискурсов, обрушивающихся на них через Интернет, учащиеся, как правило, совершенно не осознают, что и как на них самих «осело», почему они вдруг начинают говорить так, а не иначе. Они охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способны различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию»20.

Принимая во внимание всю приведенную выше справедливую критику негативного влияния на систему образования и СМИ, и Интернета, и даже консалтинга, можно, тем не менее, заметить, что по отношению к традиционной системе образования описанное влияние лишь обостряет и обнажает ее недостатки, проявившиеся уже на предыдущем этапе и имеющие сущностный характер. Что же касается числившейся «по ведомству» образования функции распространения и поддержания «оборота» знаний, то оттеснение традиционных образовательных институтов от «обслуживания» этой функции информационными технологиями и консалтингом есть не что иное, как ответ на вызов, связанный с требованием обеспечить современному человеку ряд новых компетенций. Для того, чтобы понять, что это за компетенции, рассмотрим ситуацию, вызвавшую целую бурю эмоций у всех, кто следил за ходом XIX Зимней Олимпиады 2002 года в Солт-Лейк-Сити.



Каталог: lib -> mmk
mmk -> Драматургия диалога «Софист» как оди
mmk -> Понятие и современные концепции техники
mmk -> Зендриков Ю. М. Котельников С. И. Социокультура: проблемы и опыт реформирования
mmk -> Книга А. П. Огурцова и В. В. Платонова «Образы образования. Западная философия образования. ХХ век»
mmk -> Структура и развитие науки с точки зрения методологического институционализма1
mmk -> Который опубликован в работе «Проблемы методологии системного исследования», 64-го года
mmk -> Три сознания
mmk -> Лекция 15 07 ноября 2008Г. Параграф 34
mmk -> Проблемы и пути модернизации российского образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница