Византизм как основа исторического бытия России по трудам К



Скачать 296.88 Kb.
страница1/5
Дата16.02.2018
Размер296.88 Kb.
  1   2   3   4   5

Византизм как основа исторического бытия России

(по трудам К. Леонтьева).
«Вот что говорит Вам человек чистосердечный, во все время писания своего я чувствую своим ясным и точным умом, что Вы великий человек, в самом простом, но и полном значении слова. Невозможно, чтобы и Вы этого не чувствовали, и тогда – зачем сумрак? Что не были признаны? Да кто же вовремя был признан и понят, кроме пошляков?»

В.В.Розанов. Письмо к К.Н.Леонтьеву.

24 июля Православная Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, первого правителя Киевской Руси, принявшего крещение. Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение к ней русских людей: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом».

Равноапостольная княгиня Ольга - предвозвестница православно-христианской государственности Руси, построенной по византийскому образцу.

Через столетия исторический опыт Руси, воплотившей многие идеи византийской государственности, был осмыслен Константином Николаевичем Леонтьевым (1831–1891).

К.Н.Леонтьев, выдающийся мыслитель и дипломат, родился в небольшом селе Кудиново Калужской губернии в обедневшей дворянской семье. Он прожил яркую, разнообразную, необычайно богатую внешними событиями и внутренним содержанием жизнь и выработал многогранное, но цельное и простое в своей основе мировоззрение.

Внешняя сторона жизни Леонтьева могла бы дать сюжет для увлекательного романа: учеба на медицинском факультете Московского университета; участие в Крымской войне 1854-1856 годов в качестве врача; женитьбы на красавице-гречанке. В 1863 он году поступил на службу в Министерство иностранных дел и с этого времени начинается его дипломатическая карьера. Служба в ранге вице-консула и консула на Крите, в Константинополе, Салониках, Адрианополе, Тульче, Янине позволила ему вблизи увидеть южный и восточный мир, постичь во всех тонкостях жизнь разных народов и, наконец, живой дух Византии.

В 60-х годах К.Н.Леонтьев попытался войти в большую литературу, опубликовав роман «Подлипки» и ряд рассказов, но без особого успеха.

Затем последовал духовный кризис, обусловивший резкий перелом во всей его жизни. В 1871 его настигла тяжелая болезнь, а именно холера. Будучи на пороге смерти он обратился к Божией матери, и это обращение вернуло его к жизни. Возвращение к жизни привело к духовному перелому, благодаря которому талантливый литератор и дипломат стал не просто выдающимся русским мыслителем, а мыслителем, творчество которого было освящено высоким, непререкаемым церковным авторитетом. Уникальность Леонтьева как мыслителя в значительной мере определяется тем, что дух его сочинений, по словам игумена Петра (Пиголя) был пропитан «той атмосферой древнего византийского церковного православия, в которой жили афонские монахи, жил отец Иероним, в которой возрастали его духовные преемники».1

Игумен Петр (Пиголь)


К.Н.Леонтьев прерывает блестяще начатую карьеру дипломата и удаляется на Афон, где проводит больше года в уединении под руководством старцев Иеронима и Макария, которых он почитал до конца своих дней. Не получив благословения на монашеский постриг, он со всей энергией включился в религиозно-философское и литературное творчество.

Выйдя в отставку, К.Леонтьев в 1872—1874 г.г. жил в Константинополе. К этому периоду относится написание его главного труда «Византизм и славянство».

Возвратившись в Россию, он проживает сначала в родном селе Кудиново, а затем переезжает в Варшаву, где стал сотрудником газеты «Варшавский дневник».

После закрытия газеты в 1880 году он переезжает в Москву, где поступает на службу в Московский цензурный комитет, прослужив в должности цензора шесть лет.

Стремление к активной литературной и публицистической деятельности сочеталось у Леонтьева со стремлением к отшельничеству. Осенью 1887 года он переехал в Оптину пустынь, где снял у ограды монастыря двухэтажный дом, куда перевёз старинную мебель из своего родового имения и свою библиотеку.

Оптина пустынь.


В Оптиной пустыни он познакомился и духовно сблизился со старцем Амвросием и иеромонахом Климентом Зедергольмом.

Великий Оптинский старец Амвросий (Александр Михайлович Гренков)


В начале 1890 года в гостях у К.Н.Леонтьева был Л. Н. Толстой, который провёл у него два с половиной часа, ушедших на споры о вере. Как вспоминал впоследствии Леонтьев, он в беседе с глазу на глаз ожидал чего-нибудь более глубокого и нового от него, но оказалось, что Л.Н.Толстой столь оригинальный и в художественном творчестве, в учении своем ничуть не самобытен, уповая на разум и отрицая Бога. Свое отношение к проповеди безбожия великим писателем, Леонтьев выразил в следующих словах: «Жаль, Лев Николаевич, что у меня мало фанатизма. А надо бы написать в Петербург, где у меня связи, чтобы Вас сослали в Томск и чтобы не позволяли ни графине, ни дочерям Вашим даже и посещать Вас и чтобы денег высылали Вам мало. А то Вы положительно вредны!», на что Толстой ответил: «Голубчик Константин Николаевич! Напишите ради Бога, чтобы меня сослали. Это моя мечта. Я делаю все возможное, чтобы компрометировать себя в глазах правительства, и все сходит мне с рук. Прошу Вас, напишите!».

Оптина пустынь стала периодом творческого взлета К.Н.Леонтьева, периодом интенсивных философских, религиозных и литературных исканий. В ней он пишет работы: «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции». Его идеи, как отмечает священник Кирилл Зайцев, воплотившиеся в работах, написанных после 1871 года, признавалась старцами правильными и встречала их полное и одобрение, в отличие, например, от отношения их к творчеству Владимира Соловьева.1 Религиозные взгляды К.Н. Леонтьева удостоились благословения оптинского старца Амвросия, чего нельзя сказать о творчестве многих других русских религиозных писателей.

Все эти годы К.Н.Леонтьев готовил себя к уходу от мирской жизни и 13 августа 1891 г., принял тайный постриг, получив имя Климент, под которым и был похоронен на кладбище Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, скончавшись от воспаления легких. В годы гонений на церковь монашеское кладбище разрушено, и только в 1991 году, к годовщине памяти Леонтьева, усилиями почитателей его таланта была восстановлена могила великого мыслителя России.

Восстановленная могила К.Н.Леонтьева в Гефсиманском (Черниговском) скиту Троице-Сергиевой Лавры.


При жизни К.Н. Леонтьева его идеи не были востребованы и не пользовались популярностью, он, как писал С. Н. Трубецкой, «пользовался заслуженной неизвестностью». В 1911 году вышел сборник «Памяти Константина Николаевича Леонтьева», в котором почти все крупные русские философы начала ХХ в. высказали в той или иной форме свое отношение к творческому наследию покойного мыслителя. Несмотря на различие во взглядах, они сошлись в убеждении, что его творчество носит элитарный характер и что его идеи не получат широкого признания. «Преждевременный мыслитель» – вот как оценивали Леонтьева современники.

Более чем через сто лет после смерти этого выдающегося мыслителя, когда сбылись его пророческие предупреждения и наступил кризис российской государственности, в результате которого распалась великая евразийская держава, Советский Союз, наступило время Леонтьева.

Конец 80-х годов XX века — начало XXI века характеризует резко возросший интерес к наследию К.Н.Леонтьева. В 1990-е годы его основополагающий историософский труд «Византизм и славянство» был переведен на ряд европейских языков. В 2003 году были выпущены «Дипломатические донесения» Леонтьева, с 2004 года проводятся ежегодные Леонтьевские чтения, а также создается Леонтьевское философско-богословское общество.

1 июня 2006 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Стамбуле с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоялась церемония открытия памятной доски видному русскому дипломату и мыслителю К.Н.Леонтьеву.


Памятная доска К.Н.Леонтьеву.



Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница