Византийская патрология



Скачать 133.5 Kb.
страница1/9
Дата26.02.2018
Размер133.5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ВИЗАНТИЙСКАЯ ПАТРОЛОГИЯ

(2009г.)
Изучение курса Патрологии требует не только усвоения фактического материала (кто когда жил, чем занимался, что написал1, чему учил, а чему не учил), необходимого для удовлетворительной оценки, но и видение собственно патрологической проблематики. Речь идет, например, о таких темах, как оценка содержания Макарьевского корпуса в связи с ересью мессалианства, вопрос об авторстве этих сочинений, отношение Ареопагитского корпуса к сочинениям неоплатоников, оценка христологии блж. Феодорита с точки зрения православного учения, то же с христологией Кирилла, соотношение их христологии с позицией Рима и последующим развитием христологии на Востоке, вопрос о полноте человеческой природы во Христе в христологии свт. Афанасия Александрийского, а также текстологические проблемы (издания, подлинные и подложные сочинения, проблемы переатрибуции памятников) применительно к многим авторам.

Особое внимание следует уделить месту и значению изучаемых авторов в христианской традиции Востока и Запада, в древности и современности (напр., отсылки к св. Игнатию Богоносцу современных екклезиологов, апелляция к св. Максиму Исповеднику в вопросе о Filioque и др.), влиянию данного автора на последующее богословие и, наоборот, осмысление древнего церковного писателя в свете позднейшего богословия (см., напр., восприятие Ареопагитик В. Н. Лосским).

При изучении каждого автора (или текста) надо обращать, таким образом. Внимание на то, что было важно для Церкви в его эпоху (1), что было важно для самого автора в этом круге проблем (2), чем был важен этот автор для Церкви в его время (3) и в последующие века (4).

Нужно иметь в виду, что в рамках курса «История Христианской Письменности и Патристика» изучаются лишь некоторые яркие представители богатой и обширной церковной литературы, заложившие основы и выразившие отдельные ключевые аспекты жизни Церкви, выявившие основные принципы церковного богословия, аскетики и полемики. Тем самым изучаемые авторы являются, с одной стороны, живым богословским свидетельством ответа Церкви на Божественное Откровение, на опыт присутствия и действия Бога в Церкви, а с другой, - исторической иллюстрацией земного бытия Церкви, т. е. изучаемые авторы одновременно являют вневременные принципы христианства и исторически обусловленные формы существования Церкви.



Ряд концептуальных линий в помощь

  • отношение того или иного представителя Патристики к Священному Писанию

  • выявление основных актуальных проблем для данного автора

  • место и значение Христа в богословской мысли автора.

  • особенности того или другого исповедания

  • обоснование и подтверждение общепринятого православного богословия

  • ослабление общепринятых православных утверждений

  • выявление общего характера богословия соответствующей эпохи в контексте церковной политики, проводимой светской властью

  • связь особенностей богословия с национальным фактором

  • сопряженность богословия с общекультурными явлениями данного места и времени

  • сохранение христианством самоидентичности и свидетельство о ясном самосознании перед античной языческой культурой

  • отношение к предшествующим и последующим богословским системам.

  • многообразие богословских форм при единстве и сохранении сути Откровения.

  • формирование единого по сути, но многообразного в отдельных аспектах целостного византийского богословия.

  • влияние оригенизма на Востоке (восприятие и борьба с ним) и его отсутствие на Западе.

  • более теоретические интересы на Востоке, более практические интересы на Западе.

  • противоеретическая полемика как основание догматического богословия на Востоке.

  • экзегеза, полемика и аскетика как основные линии развития христианской письменности. Доп. агиография, церковная история, гимнография.

  • последовательный путь к исихастскому богословию XIV в.

  • сопоставление оценок святоотеческого наследия представителями иных христианских конфессий.

При экзаменационном ответе оценивается не только фактическое содержание, но само изложение материала, поэтому необходимо внимательно отработать структуру ответа, чтобы преподавателю сразу был понятен спектр и масштаб сведений, которые вы намерены изложить в своем сообщении, при этом, возможно, сразу, по просьбе экзаменатора, обсуждение одного из намеченных аспектов вопроса. Во время ответа нужно избегать общих, по большей части бессодержательных и не связанных с дальнейшими предложениями фраз, вроде: «получил хорошее образование» (без объяснения, откуда это видно, в чем выразилось, что значит), «рос в христианской семье», «не разбирался в терминологии». На экзамене программой пользоваться запрещается.
Содержание программы.

Христологические и иконоборческие споры (V в.-сер. IX в.).

Византийское богословие. Общие тенденции в развитии церковной литературы. Периодизация и классификация. Формирование круга авторитетов. Разработка богословской терминологии, систематизация и унификация богословия. Преобладание практического направления в аскетике. Борьба с монофизитством и монофелитством. Связь богословия с церковной политикой византийских императоров.

Александрийская и антиохийская богословские традиции. История, представители судьбы. Антропологический минимализм, антропологический максимализм. Нисходящая и восходящая христология. Особенности экзегетики, аскетики. Учителя Церкви и еретики обеих традиций.

Свт. Кирилл Александрийский. Церковная политика и богословие. Св. Кирилл в оценке современников и позднейших исследователей. Жизнь: управление епархией, полемика с Несторием, отношения с Антиохийской Церковью. Наследие св. Кирилла в восприятии православных и монофизитов. Сочинения: экзегетические, полемические (против ариан и несториан), апологетическое (Против Юлиана). Объект, объем, цель и характер экзегезы. Христология: особенности александрийского подхода, сотериологические предпосылки и принципы: двойное единосущие, принцип взаимного обмена, единство всего человеческого рода со Христом. Толкование формулы: «единая природа Бога Слова воплощенная»: разные варианты. Другие ключевые термины и понятия богословия св. Кирилла: Богородица, из двух природ, ипостасное соединение, природное соединение. «Ассиметрическая христология».

Блж. Феодорит Кирский. Пастырская еятельность на кафедре. Участие в христологических спорах. Полемика с св. Кириллом. Оправдание на Халкидонском соборе. Полемика с монофизитами. Отношение в христианской традиции к Феодориту. Осуждение его сочинений на V Вселенском соборе. Сочинения блж. Феодорита: экзегетические, полемические (против Кирилла, монофизитов), апологетические, исторические. Христология: особенности антиохийского подхода, опыт систематизации богословия.

Ареопагитский корпус. Состав, значение для восточного и западного богословия, проблема авторства (аргументы против авторства Дионисия Аропагита), время и условия появления, символизм авторства св. Дионисия Ареопагита. Апофатическое и катафатическое богословие. Божественные «происхождения», «предопределения», «воления». Понимание зла. Абстрактно-спекулятивный характер мистика Ареопагитик, стадии: очищение, просвещение, совершенство. Ослабление христологической стороны мистики. Посредническое значение небесной и церковной иерархии. Структура, назначение и символика небесной иерархии. Символический подход и сакраментальное восприятие богослужения, роль иерарха. Сакраментальный характер ведения, приобщение к нему через таинства. Толкование Таинства Причащения, символическое толкование тайнодействия.

Леонтий Византийский. Вопрос о его оригенизме, крайнем дифизитстве. Сочинения. Полемика с монофизитами, защита Халкидонского вероопределения. Утверждение и обоснование реальности двух природ Христа. Аналогия души и тела в ипостаси человека. Влияние антиохийской христологии. Симметричная христология. Отношение Христа к Логосу. Понимание тленности и чудес Христа (чудеса как исключительное явление). Значение термина «воипостасное».

Леонтий Иерусалимский. Богослов неохалкидонизма. Корпус сочинений. Прояснение понятия ипостась (ипостась как самостоятельное существование, индивидуализирующее начало причем вне непосредственной связи с отличительными свойствами). Обоснование одной ипостаси при двух природах. Отношение Христа к Логосу. Новые богословские термины. Динамический характер понятия «воипостасного».

Св. император Юстиниан. Церковная политика имп. Юстиниана, отличие от предшественников: объединение империи, полемика с монофизитами, западное направление. Пятый Вселенский собор. Гонения и осуждение оригенистов. Церковные сочинения Юстиниана: Трактат против монофизитов, Исповедание правой веры, Эдикт против Оригена, Послание против трех глав. Основные черты христологии: принятие теопасхистских формулировок, «возвращение» к Кириллу, но с «Халкидоном». Толкование формулы: «единая природа Бога Слова воплощенная». Понятие «неохалкидонизма». Тропарь: «Единородный Сыне» как памятник эпохи. Законодательство. Соотношение священства и царства, «теория симфонии» (введение к 6-й Новелле). Складывание единой традиции и формы. «Избранные» отцы.

Прп. Иоанн Лествичник. Место его сочинения в исихастской традиции. Основные темы и намерения автора. Слово к пастырю. Авва Дорофей. Поучения и послания. Практическая аскеза. «Луг Духовный» Иоанна Мосха, история написания, тенденции, отраженные в Луге Духовном, догматическая и историческая значимость.

Прп. Исаак Сирин. Сведения о жизни: его принадлежность к Церкви Востока. Известия о епископском служении. Место и значение в византийском богословии. История перевода его сочинений на русский язык, «второй том» его сочинений. Основные темы богословия: любовь Божия, христология, учение о Кресте, одиночество и безмолвие, любовь к Богу и любовь к ближнему, «сердце милующее», богооставленность, смирение, слезы, молитва, молитвенное правило, молитва за мир, высшие формы молитвы, вера и знание, эсхатология.

Свт. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский. Его жизнь, условия и время понтификата, миссия в Англию (Августин Кентерберийский). Проблема светской власти римских пап. Обширная переписка и др. творения. Св. Григорий как проповедник и экзегет. Собеседования о жизни Италийских отцов. Представления о загробном мире. Сведения о жизни прп. Бенедикта Нурсийского. Черты западного богословия, отраженные в сочинениях свт. Григория. Значение для зап. богословия.

Прп. Максим Исповедник. Жизнь и личность: круг знакомств, положение в обществе, участие в монофелитском споре, присутствие на Латеранском соборе, арест, обвинения, осуждение и ссылка. Повторный суд и ссылка. Сочинения догматические, экзегетические, аскетические, литургические, послания. Учение о логосах, о пяти разделениях. Учение о волях, о грехе: последствия Адамова грехопадения. Назначение человека. Обновление естества во Христе. Отношение к наслаждению. Полемика с монофелитством, учение о двух волях во Христе. Подход к толкованию Свящ. Писания и других церковных писателей.

Преп. Анастасий Синаит. Сведения о личности и жизни. Литературное наследие. Христология преп. Анастасия: его борьба с монофизитством и монофелитством. Основные черты антропологии преп. Анастасия, ее связь с христологией.

Прп. Иоанн Дамаскин. Жизнь за границами Византии. Монашеская жизнь. Защита иконопочитиния, гимнография и систематизация богословия. Философский аппарат в богословии (Философские главы), акценты в «О ста ересях», Точное Изложение Православной Веры: структура, акценты, зависимость от предшествующего богословия, отношение к наследию св. Кирилла Александрийского. Защита иконопочитания: ссылки на В\З изображения, различие м\д почитательным поклонением и служением, освящение материи, воплощение Христово, присутствие в иконах благодати.

Прп. Феодор Студит. Участие в общественной жизни Константинополя. Сочинения. Участие в внутренней церковной политике Византии. Организаторская монашеская деятельность. Феодор как учитель нравственности. Защита иконопочитания: христолгическое обоснование иконопочитания: Единство Ипостаси Христа как христологическая предпосылка возможности Его изображения.
Богословская письменность поздней Византии (сер. IX в.-сер. XV в.)
Свт. Фотий Константинопольский: жизнь, патриаршее служение и литературные труды. Его триадология и полемика с латинским учением об исхождении Св. Духа. Аргументы против Filioque. Если Св. Дух исходит от Сына, то два начала, двубожие, сложность св. Духа; изведение становится общим св-вом Лиц Св. Троицы, т. е. происходит смешение ипостасных и сущностных свойств; Св. Дух отличается большим кол-вом ипостасных св-в, =>, ересь Македония. Исхождение от Отца совершенно, =>, от Сына – излишне (оно тогда либо тождественно, либо нетождественно, т. е. противоположно…).

Прп. Симеон Новый Богослов. Жизнь и личность прп. Симеона. Сведения о нем в его сочинениях. Наследие прп. Симеона в христианской традиции. Корпус сочинений, история перевода их на русский язык. Основные темы: духовное руководство и отцовство, отношение к Евхаристии, исповедь и священство, личная святость и объективная святость Церкви.. Сознательный мистический опыт. Личный опыт и церковное предание.

Никита Стифат как ученик и последователь прп. Симеона Нового Богослова и студийской традиции. Сочинения: "Три сотницы деятельных, естественных и гностических глав", "О Душе", "О Рае", "О Иерархии", письма и др. Участие в антилатинской полемике. Сочинение «О Рае». Мистическое богословие. Основные темы: Обожение. Причастие. Учение о человеке как великом мире. Удовольствие и страдание. Хранение чувств. О рае. Ступени подвижничества. Ангельское служение. О дарах Духа.

Свт. Григорий Палама. Жизнь и участие в исихастских спорах. Спор с Варлаамом Калабрийским. Святогорский томос. Соборы 1341, 1343, 1347 и 1351 гг. Связь богословских споров с политическими событиями. Противники свт. Григория в Византии. Сочинения: богословские, богословско-полемические и проповеди. Взгляд на богопознание, отношение к светскому образованию, сотериология (16-я гомилия), богословское обоснование исихастской традиции, различие в Боге сущности, ипостасей и энергии. Обвинения Варлаама: мессалианство (чувственное приобщение Божества, акцент на молитве), двубожие (сущность и энергия). Положения Паламы: Богопознание – соучастие в Божественной жизни (через обожение человеческой природы во Христе), Божественная сущность совершенно недоступна (обожение только по благодати или через энергию), в Боге различается сущность и энергия. Проблемы богопознания (рациональное знание или живой опыт). Отношение к «методу» молитвы. Возможность приобщения Божества. Познание Бога = приобщение Бога. Различие м\д сущностью и энергией.

Св. Николай Кавасила как богослов-мирянин, характерные черты и особенности его литургического комментария; подход и учение о таинствах.

Свт. Марк Ефесский. Проповедническая деятельность. Церковная политика (участие в Флорентийском соборе). Богословие (антилатинская полемика: filioque, чистилище, об освящ. Даров; исихастское богословие «О сущности и энергии»).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница