Выявляется и подробно описывается ряд конкретных приемов поэтики драматурга, ранее не изучавшихся другими исследователями его творчества



страница1/13
Дата15.02.2018
Размер1.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Изучение произведений Тома Стоппарда, являющегося крупнейшим английским драматургом-постмодернистом и основоположником британского миноритарного теарта, способно дать представление о важнейших принципах философии и эстетики этого культурного феномена, выявить степень воздействия английской драматургии последних десятилетий на мировой литературный процесс.

Впервые в литературоведческой науке творчество драматурга рассматривается в контексте мировой постмодернистской литературы, вскрываются сложные и неоднозначные механизмы его взаимодействия с классической культурной традицией, определяется роль писателя в становлении "гамлетодеконструирующей" литературы современности. Выявляется и подробно описывается ряд конкретных приемов поэтики драматурга, ранее не изучавшихся другими исследователями его творчества.
УДК 820.089.2+82.015.

ББК 83.3.

Х-17

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ГЛОССАРИЙ 9

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, 15

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ТАБЛИЦЕ 1 15

Глава I. АНАТОМИЯ ДЕКОНСТРУКЦИИ 17

Глава II. ФИЛОСОФИЯ ИГРЫ ТОМА СТОППАРДА 67

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 97




ПРЕДИСЛОВИЕ



Многолетняя конфронтация с открытыми обществами Запада, идеологический диктат привели к кризисному положению в советской англистике. Отсутствие необходимой информации, суженный и искаженный взгляд на мировой литературный процесс, неприятие концепций, не укладывающихся в рамки требований социалистического реализма, породили немало упрощений, ошибок, фальсификаций. Целые пласты английской литературы оставались неразработанными, важнейшие теоретические проблемы - даже не сформулированными. Положение начало меняться во второй половине восьмидесятых, когда утратили свое значение былые идеологические запреты, искусственно сотворенные лакуны начали постепенно заполняться.

Во многом изменилось наше представление о современном состоянии английской литературы. Показательно в этом смысле положение с драматургией последних десятилетий. До советского читателя доходили в основном произведения, продолжающие реалистическую традицию. Хотя и далеко не в полном виде было представлено творчество драматургов "новой волны" 60-70-х годов. Невольно создавалось впечатление, что в английской драматургии в отличие, скажем, от французской отсутствует авангард. Однако именно литература Великобритании дала миру автора, явившегося одним из основоположников постмодернистского театра - Тома Стоппарда, который ныне признан английской критикой "… the most interesting English playwright ... since Harold Pinter." 1.

Биография Тома Стоппарда не вполне обычна.2 Он родился в городе Злине (Чехословакия) 3 июля 1937 года. В 1939г. его семья эмигрирует в Сингапур, однако уже в 1942г. вынуждена бежать оттуда в связи с вторжением японских войск. Отец будущего драматурга - талантливый физик - погибает от рук нацистов, а его мать в 1946 г. выходит замуж за офицера британских вооруженных сил и вместе с детьми переезжает в Англию. Начав образование в Индии, где некоторое время жила его новая семья, Том заканчивает школу в Бристоле и вплоть до начала 60-х годов работает в качестве корреспондента различных газет.

Новый этап его жизни начинается с 1962 года, когда он попадает в Лондон и становится театральным обозревателем журнала "Сцена". Стоппард пишет небольшие радиопьесы, публикует несколько рассказов, что не приносит, однако, ему признания. Прославила драматурга пьеса "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" ("Rozencrantz and Guildenstern Are Dead", 1966). Показанная на знаменитом Эдинбургском театральном фестивале, а годом позже поставленная в Лондонском национальном театре, она сразу же сделала молодого драматурга знаменитым, открыла его произведениям путь на сцены западноевропейских и американских театров. Этот блистательный постмодернистский текст и по сей день является, быть может, лучшим из всего созданного писателем за его вот уже более чем тридцатилетнюю творческую деятельность.

Стоппард пишет пьесы, теле- и киносценарии, создает инсценировки классики, пробует свои силы в прозе. Среди наиболее значительных произведений мэтра английского постмодернизма - пьесы "Настоящий инспектор Хаунд" ("The Real Inspector Hound", 1968), "Мост Альберта" ("Alberts Bridge", 1969), "По Магритту" ("After Maggrite", 1971), "Прыгуны" ("Jumpers", 1972), "Художник, спускающийся по лестнице" ("Artist Descending a Staircase", 1973), "Травестии" ("Travesties", 1975), "Гамлет" на четверть часа" (The Fifteen Minute Hamlet, 1976), дилогия "Каждый хороший парень заслуживает благосклонности" /"Профессиональный трюк" ("Every Good Boy Deserves Favour" & "Professional Foul", 1978), "Отражения" ("The Real Thing", 1982), пьесы "Аркадия" ("Arcadia", 1993) и “Чернила Индия” (“India Ink”, 1995), роман "Лорд Малкуист и мистер Мун" ("Lord Malquist and Mr.Moon", 1968).

Во второй половине 80-х годов Стоппард увлекается созданием инсценировок произведений европейских классиков. Он пробует свои силы в кинорежиссуре, снимает в 1990 году фильм "Розенкранц и Гильденстерн мертвы"3, - и небезуспешно: картина получает Золотого Льва на знаменитом Венецианском кинофестивале.

В настоящее время произведения Стоппарда широко издаются и ставятся по обе стороны Атлантики. Драматург удостоен ряда престижных национальных и международных премий, статьи, посвященные его творчеству, помещены в Британской национальной энциклопедии, энциклопедиях “Microsoft Encarta”4, “Grolier”5, “Microsoft Cinemania”6, академическом издании "Крупнейшие англоязычные писатели"7, а пьеса "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" даже включена в программу английских общеобразовательных школ8.

В качестве объекта диссертационного исследования избраны пьесы Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Гамлет" на четверть часа", занимающие в творчестве драматурга особое место как явления миноритарного театра. На наш взгляд, приоритетным, с точки зрения значимости выявляемых закономерностей, направлением их изучения должно стать рассмотрение целей, способов и результатов деконструкции текста шекспировского "Гамлета", предпринятой Стоппардом. В то же время деконструкция достаточно четко заявляет о себе и в других произведениях драматурга, в той или иной степени затрагиваемых в настоящей работе - пьесах "Отражения", "Грязное белье", "Ньюфаундленд". Осмысление созданных Стоппардом художественных текстов именно как "вторичных", "деконструкциированных" постмодернистских образований является актуальным еще и потому, что вплоть до настоящего времени литературоведением в принципе не предпринималось попыток изучения их с этой точки зрения. Крупные монографические исследования, посвященные Стоппарду, рассматривают его драматургию в следующих аспектах.

Патриция Гринер в своей диссертации "Plays of Tom Stoppard: Recognition, Exploration, and Retreat"9 изучает связь творчества Стоппарда с традицией драмы абсурда, отмечая некоторую искусственность его одноактных пьес, большую глубину, присущую "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Прыгунам", некоторый спад мастерства драматурга в его более поздних работах. В то же время Виктор Кан в диссертации "Beyond Absurdity: The Plays of Tom Stoppard"10 трактует драматургию Стоппарда как выходящую за рамки традиции драмы абсурда.

Черил Фэрэон в диссертации "An Analysis of Tom Stoppard's Plays and Their Productions (1964-1975)"11 в большей степени подвергает изучению сами постановки пьес, анализирует интервью с актерами, режиссерами, дизайнерами, исследует неопубликованные материалы, содержащиеся в архивах Би-Би-Си. Отмечается "interrelationship of form and function"12 в произведениях автора.

Дэвид Брюс Бэквис в работе "Critical Mass: A Director's Approach to Tom Stoppard's "The Real Inspector Hound"13 подвергает осмыслению попытки героев Стоппарда обуздать хаос, вызванный развалом мирового порядка.

Кристофер Вильям Эдгар Бигсби в своей работе "Tom Stoppard"14 центральное внимание уделяет конфликту между рассмотрением жизни как фарса, имитации с одной стороны и гуманизмом, предполагающим сочувствие творца к своим героям с другой. Анализируются причины, порождающие слабые места в пьесах Стоппарда, среди которых в качестве важнейшей выделяется смешение не имеющего системы ценностей фарса с комедией, имеющей таковую.

Дэвид Ли Брэт в диссертации "The Ironic Muse of Tom Stoppard"15 видит исток творчества Стоппарда в особом ироническом взгляде на мир, который драматург открыл и использовал.

Г.Е.Шовкопляс в диссертации "Сатирические тенденции английского политического театра 60-70-х гг."16 рассматривает пьесы Стоппарда как составную часть английского политического театра, акцентируя внимание на иных – не являющихся специфически постмодернистскими – приемах творчества драматурга.

Прочие исследователи помещают творчество Стоппарда в целом и перечисленные произведения в частности в качественно иные категориальные парадигмы, анализируя их как

a) порождение "continental European theater of the absurd"* и "comedy of manners"** 17,

b) разновидность "British postcolonial drama"*** 18,

с) попытку привнести в британский театр "the Continental genre of modernist myth"**** 19,

d) "applies to Shakespeare methods of Robbe-Grillet" 20 ,

e) абсурдистскую и "новореалистическую" драматургию21,

f) современную авангардную драматургию в широком смысле22,

g) рефлексию "по поводу шекспировских текстов, связанная с идеей десублимации либидо, таящегося в "Гамлете"23,

h) исследуя рецепцию творчества Стоппарда как явления британской культуры американской зрительской аудиторией24,

i) с позиций психоанализа25.

Большинство же статей, посвященных творчеству Стоппарда, опубликованных в британских и американских изданиях, носят достаточно поверхностный характер, не содержат сколько-нибудь глубокого анализа произведений драматурга, лишь в самом общем плане констатируя достоинства тех или иных пьес26, или же, напротив, их недостатки27.



Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница