Выступление на Международной научной конференции «Социальная стратегия Российской системы образования»



Скачать 28.87 Kb.
Дата17.03.2018
Размер28.87 Kb.

Выступление на Международной научной конференции «Социальная стратегия Российской системы образования» - Третьих Санкт Петербургских социологических чтений 14-15 апреля 2011г. в РГПУ им.А.И.Герцена. ( Публикация статьи «Концепция толерантности и необходимость ее внедрения в систему начального школьного образования» в материалах конференции)

М.В.Рубцова, доцент; Л.Б. Бородина.



«Концепция толерантности и необходимость ее внедрения в систему начального школьного образования»

1.Современные концепции организации общества на субьект-субьектных началах постоянно апеллируют к понятию гражданственности. Член современного общества должен быть, прежде всего, хорошим гражданином и патриотом своей страны. Но мы видим, что гражданские условия патриотизма в нашем обществе нивелируются. Ю.Хабермас утверждает, что патриотизм – это общая идентификация с историческим сообществом, основанным на определенных ценностях. Это должно быть такое сообщество, фундаментальные ценности которого воплощают принцип свободы. Так как, если речь идет о простом подчинении - патриотизм не нужен. Патриотизм необходим в случае развитого гражданского состояния, которое не может не характеризоваться способностью гражданина быть субъектом управления. Поэтому патриотизм неотъемлемо связан с политической культурой. 2.Толерантность была добавлена к необходимым добродетелям современного субъекта лишь в последнее время. Появление толерантности в политическом дискурсе не случайно. По сути дела, это означает, что связка «активность-гражданственность-патриотизм» не реализуется на практике в должной мере. Все общества в человеческой истории были, поли субъектными и мультикультуральными, но не всегда мульти культуральность ослабляла управляемость. Когда речь идет о кризисе в силу субъектного этнического или мульти культурального компонента , на самом деле речь идет о кризисе управления. О том, что не сработала созданная управлением система согласования интересов. В этом плане можно предположить ,что полноценное гражданское общество не нуждается в толерантности, так как оно способно создать адекватную политическую культуру. Толерантность возникает в случае появления фундаментальных расхождений и кризиса гражданского общества. Именно этот кризис требует обращения к данной концепции уже в системе школьного образования. 3.Распросранение концепции толерантности в системе начального образования обычно включает в себя проведение «Урока толерантности». Однако один урок недостаточен для эффективного усвоения норм толерантного поведения, которое должно стать основой повседневной жизни в современном обществе. Нельзя не отметить , что наилучшими являются показатели социальной дистанции у младших школьников. Несмотря на то, что детское внимание четко сконцентрировано на отличиях, младшие школьники еще определяют национальные различия как основание для разделения, но они склонны к взаимодействию с представителями других национальностей своей возрастной группы. В связи с этим внедрение концепции толерантности в систему начального образования наиболее эффективно. Она должна включать как уроки в рамках предмета «Окружающий мир» ,так и экскурсионные программы в этнографических музеях и комплексах, подчеркивающие самоценность этнических различий в образе жизни. В рамках школьных предметов должна быть четко акцентирована роль и восточной, и западной, и собственно русской цивилизации в становлении научного знания. 4.Позиция учителя может неявно способствовать разжиганию межнациональной розни в силу различия этических систем многих народов. Поэтому социологическое просвещение младших школьников должно сочетаться с системой повышения квалификации учителей. Можно возродить и организационные элементы системы воспитания политически активных членов общества, созданной в советский период.

Список литературы: 1.Ксенофобия в молодежной среде: Доклад по результатам мониторинга / А.Козлов и др. – М: Московская Хельсинская группа,2009
Каталог: attachments
attachments -> Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
attachments -> Пути реализации краеведческого подхода
attachments -> Организация предметно – пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в доо
attachments -> Е. А. Воронина, к п. н., научный сотрудник лаборатории воспитания и социализации аоу во дпо «виро»
attachments -> Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
attachments -> Эссе по обществознанию (№36)
attachments -> О проведённой работе по выполнению мероприятий
attachments -> Ижевская государственная медицинская академия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница