Выстраивание социальных соотношений



Скачать 111.88 Kb.
страница1/3
Дата25.02.2018
Размер111.88 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3

Выстраивание социальных соотношений

Следующая тема дискурсивных исследований - выстраивание социальных отношений в процессе общения. Важность этой функции дискурса нельзя недооценивать: для функционирования социума этот аспект пользования языком абсолютно необходим. Он первичен по отношению к процессу передачи информации. статья Бронислава Малиновски О фатическом единении (Malinowski B. On phatic communion) была написана в 1923 г.


Пользование языком в свободном бесцельном социальном контакте заслуживает специального рассмотрения. Когда группка людей сидит вокруг костра и болтает, закончив дневные дела, или когда люди переговариваются о чем-то за ручной работой, мы имеем дело с иным пользованием языком, чем обычно: говоримое не имеет отношения ни к деятельности собеседников, ни даже к контексту ситуации. Таким же образом вопросы о здоровье, комментарии о погоде, подтверждение того, что и так очевидно, все эти «Хорошая погода сегодня, не правда ли?», «Как вы поживаете?» «Откуда ты пришел?» существует не для обмена мыслями или организации действия, а для установления контакта, которое автор называет фатическим единением.

В той ситуации исследователь имеет дело с одной из базовых характеристик бытования человека в социуме: людям свойственно быть вместе, «кучковаться», получать удовольствие от совместного пребывания, вежливого слова. Социальные эмоции, например, честолюбие, тщеславие, страсть к власти, и даже некоторые инстинкты существуют только «на публике». Речь – непосредственный коррелят этой зависимости человека от социума. Естественного человека молчание другого не успокаивает, а настораживает и пугает, ибо не говорящий на языке моего племени– враг. Молчание ( и в наше время) не просто недружественно, а и признак плохого характера. Английское «Какая чудная погода!» и меланезийское «Откуда ты пришел?» помогают разрешить неприятное напряжение, возникающее у находящихся вместе, но молчащих людей. Конечно, эти привычки должны различаться в разных культурах, но общее правило остается в силе.

Вежливая фраза, столь же популярная у дикарей, сколь и в европейской гостиной, выполняет функцию, для которой смысл входящих в нее слов совершенно безразличен. Слова в фатическом общении используются не для передачи значения, а для выполнения социальной функции – объединять людей путем обмена словами. Фатическое единение в равной степени приводит дикаря и цивилизованного человека в состояние приятного взаимодействия – здесь присутствует общий для них акцент на согласии и подтверждении, а если случится несогласие, то возникает связующая антипатия. В таком общении каждый ждет своей очереди заговорить; более лингвистически активные получают больше социального удовольствия и большую долю самоутверждения, а взаимность достигается сменой ролей.

Если фатические высказывания не связаны напрямую с ситуацией, то как – в плане социального действия - можно расценивать болтовню группки людей? Именно так – как создающую атмосферу личного контакта. Контакт достигается благодаря процессу взаимного обмена словами, репликами, порождению компанейских чувств. Каждое высказывание – речевой акт, служащий цели привязывания слушателя к говорящему. В современном обществе мы легко найдем параллели подобного использования языка: связующая материя слов, объединяющая команду на корабле в плохую погоду; слова, поднимающие взвод солдат в бою; технический язык, используемый при выполнении практической задачи или в спортивном азарте, напоминает нам пользование языком в примитивном обществе. Только в цивилизованном сообществе, и то в особых случаях, язык используется для формулирования и выражения мыслей, а поэтическая и литературная форма – для запечатления чувств и страстей, передачи внутреннего состояния индивида и его мыслительных процессов. Но и в этой функции неправильно было бы рассматривать язык как простое хранилище рефлексивной деятельности. Концепция языка как средства перевода интеллектуальных и эмоциональных процессов говорящего слушающему однобока, при всем уважении к высокоразвитым и специализированным языковым формам, поскольку она не отражает самую релевантную точку зрения на язык: в исходном простейшем виде язык – это форма поведения, без которой не может обойтись совместное человеческое действие.

Все поведение человека в обществе, и речевое общение, в частности, проходит в отработанных культурой формах по правилам, постигаемым ребенком в процессе социализации, параллельно с освоением языковой структуры. Эрвин Гофман, автор теории социального лица, один из наиболее цитируемых в социолингвистике социологов. Его объяснение публичного поведения как последовательности ритуалов, почти театрального свойства, хорошо ложатся в основу лингвистических фактов, описывающих речевое поведение людей в ежедневных межличностных контактах. Поведенческие единицы, которыми оперирует Гофман как социолог, соответствуют речевым актам. В этом сборнике Э. Гофман представлен статьей Об обслуживании лица: анализ ритуальных элементов социального взаимодействия (E.Goffman 1967).
Каждый человек живет в мире социальных контактов, происходящих непосредственно ("лицом к лицу") или опосредованно. В каждом из этих контактов он выдерживает определенную линию поведения, т. е. последовательность вербальных и невербальных актов, отражающих его видение ситуации и оценку участников, включая себя как участника. Говорящий создает линию поведения независимо от своего намерения, просто потому, что остальные участники общения будут расценивать его поведение как намеренное ("линию"), и этот факт следует учитывать.

Термин "лицо" можно определить как социальную ценность, заявляемую участником в своем поведении в течение времени контакта. Лицо – это образ себя, составленный из одобряемых социумом социальных качеств. Человек ожидает непосредственной эмоциональной реакции окружающих на этот свой образ. Он испытывает "чувства", связанные с лицом. Если реакция окружающих происходит ожидаемым образом, эмоций будет мало; если его "лицо" оказывается в данном событии лучше ожидаемого, то ему будет "приятно"; если ожидания не оправдались, ему становится "неприятно", обидно.

Социальный контакт – это обязательство. Свое лицо и лица других – конструкты одного порядка: правила группы и определение ситуации влияют на то, насколько сильные чувства испытывает говорящий по поводу своего лица, и как распределяются чувства на всех участников. О человеке говорят, что он "имеет лицо", "сохраняет лицо" (перевод с английского), если представленный им образ непротиворечив и поддерживается суждениями или иным образом выраженными мнениями окружающих. Лицо, т. о., содержится не в человеке, а распределено в потоке событий, происходящих в течение данного контакта.

О человеке говорят, что он имеет "неправильное лицо" (wrong face), если его поведение не вписывается в линию, ожидаемую от него другими; либо, что он "лишился лица", если он выпал из линии поведения, характерной для данной ситуации вообще. "Имея лицо", человек испытывает чувство уверенности в себе, защищенности – он может высоко держать голову, открыто смотреть в глаза собеседнику. Это ощущение возможно и в том случае, когда другие считают его неправым, но ведут себя ожидаемым в ситуации образом. Сам говорящий может продлить эту иллюзию поведением, известным под словом "держаться", когда подавляются всякие проявления самооценки своего поведения, включая стыд за себя. В смысл выражения "потерять лицо" входит и это состояние явной пристыженности. Фраза "сохранить лицо" относится к попыткам обеспечить впечатление, что потери лица не было. В китайском словоупотреблении "дать лицо" означает помочь другому принять лучшую линию поведения, чем ту, которую он сам бы выбрал для себя.

В социальный код поведения входит обязательство соответствовать тому образу себя, которое представляется публике. Для индивида это обязательство реализуется как чувство самоуважения, которое не позволяет человеку совершать некие действия, потому они "ниже " его достоинства, или заставляет его совершать такие действия, которые могут ему дорого обойтись. Вступая в ситуацию, человек берет на себя определенные обязательства за происходящие события, обязуется поддерживать "экспрессивный порядок", т.е. правила внешнего поведения в соответствии с требованиями cоциального лица. Помимо самоуважения в "порядок" входит и уважение к другому, и обязательство предпринимать шаги для поддержания его лица, следуя эмоциональной идентификации с другим и его чувствами. Говорящему нежелательно видеть потерю лица собеседником. Человек, холодно взирающий на унижение другого, описывается как бессердечный, а легко переносящий потерю собственного лица - как бесстыжий. Суммарным эффектом применения правил самоуважения и уважения другого является стратегия временного принятия всеми участниками контакта заявленной говорящими линии поведения как основы устного взаимодействия. Подчеркнем, что это "рабочее" соглашение, не сущностное, поскольку оно означает желание соблюсти внешнее согласие при возможном отсутствии истинного. Взаимоприятие собеседников обеспечивает необходимый консервирующий эффект при общении; при неожиданном изменении линии поведения возникает замешательство, проблема.

Поддержание лица – условие, а не цель общения. Цели, такие, как обретение лица, разглашение нелицеприятной информации о других, свободное выражение своего мнения должны осущесвляться в соответствии с требованиями поддержания лица. Эти правила действуют, как правила дорожного движения для социального контакта: известно, как переходить дорогу, как делать повороты, хотя неизвестно, кто, куда и зачем идет.

"Обслуживанием лица" автор называет действия, предпринимаемые в соответствии с линией поведения, предложенной данным лицом; действия, направленные на избежание "инцидентов", угрожающих лицу. Эти действия становятся привычными стандартными практиками, как шаги в танце. Они неизбежно различаются по культурам, но это лишь специфический набор из общечеловеческой матрицы возможностей.

Существуют следующие виды обслуживания лица:






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница