Высшего образования



Скачать 170.64 Kb.
страница1/9
Дата01.02.2018
Размер170.64 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе
_______________ Е.А. Палкин

«___»__________ 2016 г.




ПРОГРАММА

кандидатского экзамена  по программам подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

51.06.01 Культурология

Москва 2016 г.



ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая Программа разработана в целях подготовки аспирантов к сдаче экзамена кандидатского минимума по направлению подготовки 51.06.01 Культурология направленность «Теория и история культуры».

Она включает три раздела: «История философии (науки)», «Общие проблемы философии науки» и «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук».

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ НАУКИ
История философии как отдельная отрасль социально-гуманитарных наук изучается на кафедре по отдельной программе.

Раздел II. Общие проблемы философии науки
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Объект и предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Функции философии науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея.


Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


Тема 3. Структура научного знания

Специфика научного знания. Уровни научного знания. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения Эмпирическая зависимость и эмпирические факты. Процедура формирования факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Научная картина мира и ее исторические формы.


Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Проблема развития научного знания. Динамика науки. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Научная парадигма и научная революция. Закономерности развития научного знания. Механизмы развития научных понятий. Классический и не­классический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современного этапа развития науки. Наука как производительная и социальная сила общества. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия. Современная наука и перспективы научно-технического прогресса. Концепция устойчивого развития. Междисциплинарный характер оценки научно-технического развития. Информационное общество и общество знаний. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


Тема 7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Становление науки как социального института. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Способы трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница