Высшая школа экономики



Скачать 187.95 Kb.
страница1/2
Дата25.08.2018
Размер187.95 Kb.
  1   2


Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет философии

Отделение культурологии

«Кафедра наук о культуре»


Культурология

для студентов I курса

направления 010500.62

«Прикладная математика и информатика»


Автор к.филос.н.Карпенко Е.К.




Одобрено на заседании «Кафедры наук о культуре»

отделения культурологи философского факультета

Зав. кафедрой

В.А. Куренной

“30” 08 2008 г

_________________________________

« ____» ___________________200

г.Москва



2008

КУЛЬ­ТУ­РО­ЛО­ГИЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Цель дисциплины познакомить (в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения) слушателей с категориальным аппаратом данной области знания, дать представление о специфике и закономерностях развития мировой культуры, научить различать мировоззренческие установки различных исторических и национальных культур, понимать, как специфика той или иной культуры будет проявляться ее носителями о отношению к социуму (в частности к такому его атрибуту как налоги), показать мировоззренческие установки и систему ценностей государственного служащего, офицера налоговой полиции, помочь их усвоить. 

Задачи дисциплины определяются данной целью и раскрываются как формирование способности понимать специфику различных культур, выявлять их исходные мировоззренческие установки и иерархии ценностей, влияние последних на развитие общества, сознавать роль мировоззрения в духовной сфере и культуре, в первую очередь в культуре России, формулировать собственную мировоззренческую позицию, исходя из поставленных в рамках дисциплины проблем, сознательно усвоить систему ценностей, позволяющую выпускнику Академии добросовестно осуществлять свою профессиональную деятельность, не испытывая внутреннего разлада с самим собой. 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

иметь представление:о историко-культурном процессе, основных типах исторических и национальных культур;

знать:основные культурные парадигмы, основные системы ценностных установок различных цивилизаций;

уметь:формировать собственное мировоззрение и оценивать мировоззрения других, ориентироваться в различных системах ценностей, оценивать системы ценностей тех лиц, с которыми выпускнику предстоит встретиться в его профессиональной деятельности

иметь навыки:творческого, критического мышления, вычленения систем ценностей различных видов, составления представления о возможных типах поведения лиц, обладающих различными системами ценностей.

 

Тематический план



 

 

 №п/п


  Наименование разделов и тем

  Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа (час.)

лекции

семинары 

 

 

 

 

 

 

1.       

По­ня­тие и сущ­ность куль­ту­ры, теоретические подходы к изучению культуры

 

2

 

 

2.       

Великие культуры древности

 

2

2

 

3.       

Культура античности

 

2

2

 

4.       

Европейская культура Средневековья

 

2

2

 

5.       

Культура исламского мира

 

2

2

 

6.       

Культура эпохи Ренессанса и Реформации

 

2

2

 

7.       

Этапы и особенности русской культуры (IX-XVII вв.)

 

2

2

 

8.       

Новоевропейская культура (XVII-XVIII вв)

 

2

2

 

9.       

Культура Европы XIX – нач. XX вв.

 

2

2

 

10.    

Культурные процессы современности: глобализация и ее культурные смыслы

 

2

2

 

ИТОГО:

 

20

18

 

 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. По­ня­тие и сущ­ность куль­ту­ры, теоретические подходы к изучению культуры

 

Культурология как наука. Объект культурологии — мировоззрение человека конкретной эпохи, конкретной социальной группы, категории и формы, отражающие восприятие человеком его взаимоотношений с природой и обществом, его представления о мире и самом себе, его систему ценностей.Понятие культура. Многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представление о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Происхождение термина культура. Основные значения понятия культура.Морфология культуры О. Шпенглера, концепция «осевого времени» К. Ясперса, функциональная теория культуры Б. Малиновского, «игровая» концепция культуры Й. Хейзинги,  



 

Тема 2. Великие культуры древности

 

Великие культуры древности: Шумеро-вавилонская и египетская культуры. Древняя Индия: (Веды — древнейший письменный памятник человечества). Особенности ведийского мировоззрения: «пракрити»,«рита», карма и сансара. Космический человек Пуруша. Два начала мироздания Атман и Брахман. Варновая структура древнеиндийского общества. Буддизм: «Четыре благородные истины Будды». Великая срединная дорога — «восмиричный путь». Понятие нирваны.Представления о взаимоотношении человека и мира природы в рамках индийской культуры, отличие данных представлений от европейского видения места человека в мире и его отношения к природному царству.Традиции индийской культуры и судьбы индийского народа в современном мире.Особый тип культуры Китая. Роль этики и принципов государственного управления. Жизненные ценности китайской культуры, общепризнанные образцы для подражания. Роль ритуала в традиционной китайской культуре. Взаимоотношение ритуала и небесного мироустройства. Космический человек Пань-гу. Легендарный родоначальник китайского народа — Шанди. Культ предков и прагматизм китайской культуры.Гармоничность мира природы. Единство противоположностей, Ян и Инь. Идея круговорота и циклического развития. Противоестественность идеи прогресса в рамках китайской культуры. Философско-религиозные системы Китая (даосизм, конфуцианство)Традиции китайской культуры и судьбы китайского народа в современном мире. 



 

Тема 3. Культура античности.

 

Основные этапы: Греция, эллинизм, Рим. Рабовладение и полисная организация жизни как фундаментальные черты классической культурной парадигмы античности. Антропоморфизм и космоцентризм. Представления о макрокосме и микрокосме. Учение о гармонии человека и мира. Идеалы гармонии в античной культуре. Понятие калокагатии. Человек античной культуры: гражданская свобода и идея судьбы (рока, фатума, фортуны). Индивидуализм и «космополитизм» эллинистического периода. Синкретизм: взаимовлияние европейской (эллинкой) культуры и восточных культур. Иудаизм — первая монотеистическая религия. Танах (вошедший в христианскую Библию как Ветхий завет) — священная книга иудеев. Иудаизм как религия откровения. Значение проповеднической деятельности Моисея. Основные положения учения пророка Моисея. Моральная доктрина Моисея. Декалог (три логические части Декалога). Принцип талиона. Понятие справедливости в Ветхом завете. Идея богоизбранного народа.Десятина, введенная иудаизмом для приверженцев новой религии, — первый налог в истории человечества. 



 

Тема 4. Европейская культура Средневековья

 

Между античностью и средневековьем: возникновение христианства, Библия (и прежде всего Новый завет) — священная книга христиан. Состав Нового завета. Иисус в роли Христа (мессии). Искупительная жертва Христа и ее значение для нарождающегося мира христианской культуры. Мораль Нового завета и мораль Ветхого завета. Их различия и сходства. Роль мотива в новозаветной морали. Проблема «закона» и «благодати».Причины и обстоятельства распространения христианства по всей территории Римской империи и по всем социальным слоям римского общества. Деятельность апостола Павла и ее роль в превращении христианства в мировую религию. Септуагинта. Миланский эдикт императора Константина и прекращение гонений на христиан. Первые Вселенские соборы, утверждение христианской догматики. Христианство как государственная религия Римской империи.Культура «средних веков» как наследница и как антитеза античной культуры. Первые Вселенские соборы христианской церкви. Становление и утверждение символа веры. Религиозная вера как наиболее фундаментальная характеристика культурной парадигмы средневековья. Идеи грехопадения, искупления и спасения — мировоззренческий горизонт средневекового человека. Роль данных идей в средневековой культуре. Место человека в средневековой картине мира. Креационизм и эсхатология. Византийская культура средневековья. 



 

Тема 5. Культура исламского мира.

 

Особенности культуры арабских кочевников Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Пророк Мухаммед и его проповедническая деятельность. Коран — священная книга зарождающейся религии. Предание о небесном оригинале Корана. Состав Корана. Сунна. Основные идеи зарождающейся религии. Последовательное единобожие — учение, призванное, по мысли Мухаммеда, объединить всех людей. Социальное устройство мусульманской общины. Теократия.Отношение ислама к иудаизму и христианству. Черты, присущие всем трем религиям, объединяющие их. Отличия мусульманской религии от иудаизма и христианства. Особенности взаимоотношения человека и Бога в исламе. Учение о божественном предопределении, фатализм. Система догматов ислама. Деятельный характер мусульманской веры. Основные обязанности мусульманина. Понятия шахада и такбир. Культура ислама — городская культура (в отличие от преимущественно сельской культуры Европы периода феодализма). Роль торговли в жизни исламских стран, торговые связи мусульманского мира. 



 

Тема 6. Культура эпохи Ренессанса и Реформации

 

«Возрождение» - проблема культурного и исторического опредения.Культура Ренессанса и поздние средние века. Сохранение базовых черт культурной парадигмы средневековья в фундаменте культуры Возрождения.Изменения в социальной структуре средневекового общества. Купеческие города - государства Северной Италии в позднее средневековье. Итальянские гуманизм: проблемы и люди (Studia humanitatis contra studia Divina).   Человек в культуре Ренессанса – «рожденные под знаком Сатурна» ( «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандоллы, «О героическом энтузиазме» Дж. Бруно). Творческий индивидуализм (титаны Возрождения).Северное Возрождение: гуманизм Эразма и протестантская этика М. Лютера. Изменение представлений об отношениях человека и Бога. Рационализация человеческой жизнедеятельности во всех ее аспектах. Воздействие данной всемерной рационализации на развитие науки и капиталистических общественных отношений в странах Западной Европы.Становление новоевропейского научного сознания (экспериментального естествознания). Природа как объект познания и объект хозяйственного использования. 



 

Тема 7. Этапы и особенности русской культуры (IX-XIX вв.)

 

Ведические корни культуры древних славян. Принятие «христианства» как культурологическая проблема. Культурное воздействие Византии на формирующуюся средневековую культуру Руси. Двоеверие Киевской Руси после принятия христианства. Власть и церковь в христианской Руси. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, становление русской письменной (языковой) культуры. Апофатическое богословие Византии и мистические традиции византийского мировосприятия. Культурное значение падения Византии (1453 г.). Утрата Русью культурного образца, каковым для нее на протяжении всей ее предшествующей истории являлась Византия. Концепция «Москва — третий Рим». Ее мировоззренческие горизонты.Петровские реформы и их культурный смысл. Россия и Европа. 



 

Тема 8. Новоевропейская культура (XVII-XVIII вв)

 

Хронологические рамки. Процессы секуляризации. Роль протестантизма в секуляризации культуры и всей жизнедеятельности человека. Развитие науки в странах Западной Европы в новое время. Основные черты культурной парадигмы Просвещения: вера в разум не только как в источник и двигатель познания, но и как в источник этики и политики. Разум и его свобода как высшие ценности новоевропейской культуры. Учение о неотчуждаемых (врожденных, естественных, натуральных) правах человека. Учение о политическом и юридическом равенстве людей как следствие принятие принципа натурализма в объяснении природы человека и общества. Прогрессистская установка культуры Просвещения. Убежденность в естественности, своего рода неизбежности, прогрессивного развития общества. Абсолютизм и просвещение. XVIII век - «век философии». Просвещение в России. 



 

Тема 9. Культура Европы XIX – нач. XX вв.

 

Положение стран Западной Европы в мире в XIX веке. Европоцентризм. Развитие «гражданского общества» в странах Запада (в странах Западной Европы и Северной Америки). Взаимоотношения государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке в XIX веке. Наука и техника в XIX веке. Воздействие технических изобретений на повседневную жизнь человека, изменение быта европейцев под влиянием технического прогресса. Позитивизм как идеология научного прогресса. Формирование идеологии как специфического феномена массового сознания. Возрастание роли народных масс в историческом процессе. Марксизм.Романтизм как антипозитивизм. Романтический бунт против безграничной веры во всемогущество разума. Европейский иррационализм: ницшеанство, фрейдизм, экзистенциализм.Россия в ситуации «заката Европы». Русский религиозный Ренессанс: П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев.  



 

Тема 10. XX век и  культурные процессы современности: глобализация и ее культурные смыслы

Мировые войны первой половины XX вв: крушение веры в гарантированное прогрессивное развитие человечества, крушение всей прежней картины мира. Взаимоотношение личности, общества и государства как проблема, определяющая мировосприятие человека XX века. Феномен тоталитаризма. Феномен массовой культуры. Идеологии и ее роль в культуре XX века. Взаимоотношение идеологии с наукой и религией. Поствоенная культура: концепция государства всеобщего благоденствия. Потребительство как цель жизни человека в «обществе всеобщего благоденствия». Средства массовой информации и их роль в культуре XX века. Культура «постмодерна»: от потребления вещи к потреблению смысла (Ж. Бодрийар). Вестернизация как модель культурного развития для всемирной цивилизации, роль ТНК в этом процессе. Проблема взаимовлияния культур в современном мире. Глобализация как культурный процесс. «Диалектика глобального и локального». 

Примерный план семинарских занятий

 

Формат семинарских занятий определяется преподавателем, поэтому предложенные ниже темы для обсуждения и литература могут быть как основной аудиторных докладов, так и темой внутригруппового коллоквиума (что предпочтительнее). 

 

Семинар 1. Великие культуры Древности.



1.                     Особенности древних религиозно-мифологических систем Египта, Индии, Китая.

2.                     Антропоморфизм и его смысл.

3.                     Космический закон, миропорядок (Рита, Дао).

4.                     Человек, смысл его жизни и место в мире .Читать: Древние цивилизации. М. 1980 

 

Семинар 2. Культура античности.



1.      Общее и особенное в культурах Греции и Рима.

2.      Религиозные мировоззрения греков и римлян.

3.      Философия греков и право римлян как культурные феномены.

4.      Эллинизм – как «культура противоречий».

Читать: Г. С. Кнабе, И.А. Протопопова. Культура Античности//История мировой культуры. Наследие Запада. М. 1998. стр.89-204.

 

 Семинар 3. Европейская культура Средневековья.



1.      Христианство как культурный феномен.

2.      Иудейская (Ветхий завет) и христианская (Новый завет) мораль.

3.      Человек в культуре Средневековья.

Читать: Библия (Ветхий завет: Бытие гл1, Исход гл 20, Новый завет Евангелия от Матфея, от Ионна).

 Гуревич А.Я. Культура Средневековья.// История мировой культуры. Наследие Запада. М. 1998. стр.276 -316. 

 

Тема 4. Культура исламского мира.



1.      Коран: основные идеи и моральные принципы

2.       Система догматов ислама («пять столпов ислама»), их культурный смысл.

3.      Отличия исламской морали от морального учения христианства.

4.      Человек и государство в исламе.

5.      Ислам и современность.Читать: Коран (сура 1, сура 2, сура 21), А. Массэ. Ислам 

 

Тема 5. Культура эпохи Ренессанса и Реформации.



1.                Полемика вокруг Ренессанса как самостоятельной культурной эпохи общеевропейского масштаба.

2.                Основные мировоззренческие особенности культуры Возрождения (гуманизм, натурализм, индивидуализм).

3.                Человек в культуре Ренессанса (на примере биографий и автобиографий творческих гениев эпохи).

4.                Реформация как следствие ренессансного гуманизма.

Читать

М.Л. Андреев. Культура Возрождения// История мировой культуры. Наследие Запада. М. 1998. стр.319 - 406.



Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Февр Л. Бои за историю. М. , 1991

Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5-ти томах. Т. 4-5. Пер. с ит. А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского. М., 1994. 

 

 



Тема 6. Образ русской культуры в трудах философов.

Обсуждение работ Н. Данилевского «Россия и Европа» и К. Леонтьева «Византизм и славянство».

 

Тема 7. Новоевропейская культура. Просвещение и романтизм



1.Энциклопедизм – как явление культуры.2. Академия как социальная форма науки3 Эстетические вкусы эпохи: барокко, классицизм, романтизм

4. Русская культура к. 18 пер пол 19 вв. (Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. М. 1998.)

ЧитатьБерковский Н.Я. Романтизм в Германии. М. 1978. с 17- 166.Французское Просвещение и революция. М. 1998.Михайлов А.В. Языки культуры. М. 1997.

Европейское искусство XIX в. Под ред. Стародубовой. М. 1975.

 

Тема 8. Культура Европы конца XIX – нач. XX вв.



Обсуждение текста Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». 

 

Тема 9. XX век и  культурные процессы современности: глобализация и ее культурные смыслы 



 Читать

1.      Бек У. Что такое глобализация? М., 2001

2.   Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995.

3.      Н. Кляйн. No logo. Люди против брэндов. М. 2003.

  

Перечень вопросов для подготовки к итоговому зачету



по всей дисциплине

 1.     Культурология как наука. Ее предмет.

2.     Теоретические походы к  определению культуры.

 3.     Миф, его функции в жизни древнего человека

4.     Особенности древнеегипетской культуры.

5.     Особенности древнеиндийской культуры.

6.     Особенности древнекитайской культуры.

7.     Основные черты античной культуры.

8.     Греция и Рим: общее и особенное.

9.     Эллинизм как культурная эпоха.

10. «Декалог». Мораль Ветхого Завета

11.  «Нагорная проповедь». Мораль Нового Завета

12. Основные черты культуры европейского средневековья

13. Представления о человеке и смысле его жизни в средневековой культуре.

14. Концепция «двойственной истины» и ее роль в истории средневековой культуры

15. Западное и восточное христианство. Различия их культурных парадигм

16. Возникновение ислама. Сходства ислама с иудаизмом и христианством и его отличия от них

17. Основные обязанности мусульманина. Особенности этики ислама

18. Основные черты языческой культуры восточных славян

19. Культурные последствия принятия Русью восточного христианства

20. Специфические черты культуры Руси в период до монгольского нашествия

21. Ренессансный гуманизм

22. Основные черты культуры эпохи Возрождения

23. Идейные основы Реформации.

24. Представления о взаимоотношении человека и природы в европейской культуре Античности, средних веков, Возрождения и Реформации

25. Развитие индивидуализма в европейской культуре (эпохи эллинизма, средневековья, Ренессанса и Реформации)

26. Концепция «Москва — третий Рим» и ее место в культурной традиции России

27. Социокультурные предпосылки века Просвещения и основные культурные черты эпохи.

28. Феномен науки и его место в европейской культуре

29. Гражданское общество и государство в европейской культуре XIX в.

30. Наука и техника в европейской культуре XIX в.

31. Идея прогресса и ее место в европейской культуре XIX–XX вв.

32. Кризис европейской культуры в начале XX в. Его основные черты.

33. Роль идеологии в европейской культуре XX в.

34. Ценности коллективизма и индивидуализма в европейской культуре XX в. Феномен тоталитаризма.

35. Современные культурные процессы.



 
ЛИТЕРАТУРА

 
Основная
 
1.      Культурология. История мировой культуры / А. Н. Маркова. М., 1995. Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.
2.      Теория и история мировой и отечественной культуры. От Античности до Возрождения / М. Л. Абрамсон, И. С. Свенцицкая. Рекомендовано Управлением педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия.
3.     

Каталог: data -> 741
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница