Виртуализация как фактор институционализации новых форм общественного взаимодействия



Скачать 99.76 Kb.
Дата04.06.2018
Размер99.76 Kb.
ТипСтатья

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

НОВЫХ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Литовченко Ирина Васильевна
кандидат философских наук,

доцент кафедры социологии и политологии.

Национальный авиационный университет
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения процесса виртуализации как фактора институционализации новых форм общественного взаимодействия. Показано, что в условиях виртуализации общественной жизни трансформируются нормы, правила, традиции, ценности, что обуславливает изменения в социальных практиках индивидов.

Ключевые слова: виртуализация, виртуальная реальность, информатизация, институционализация, глобализация, коммуникация.
Одной из важнейших особенностей развития и функционирования современного общества является процесс его виртуализации, который непосредственно связан с влиянием различных масс-медиа и сети Интернет на общественное взаимодействие. Социокультурное пространство современного мира характеризуется сложными и всепоглощающими процессами распространения информационных потоков и активными коммуникативными взаимодействиями между индивидами. Быстрые темпы развития и совершенствования технологий, а также аппаратных устройств передачи информации обуславливают формирование новых ценностных ориентаций, норм и форм общественного взаимодействия во многих сферах жизнедеятельности общества.

Важной задачей общества, как сложной социальной системы, является формирование и закрепление определенных соответствующих, согласованных типов социальных отношений и взаимодействий, которые основываются на общепризнанных правилах и нормах, обязательных для соблюдения и выполнения индивидами, социальными группами, общностями и т.д. Для выполнения указанной задачи в обществе возникают и функционируют социальные институты, которые способствуют созданию надежной и устойчивой системы взаимоотношений и социальных практик между индивидами, а также поддержке социального порядка, необходимого для удовлетворения наиболее важных потребностей общества.

Следует отметить, что в современных научных исследованиях вопросов институционализации общественной жизни ученые не в полной мере учитывают могущественное влияние процесса виртуализации, как важного фактора глобального влияния на формирование новых форм общественного взаимодействия.

Качественные изменения, обусловленные процессами глобализации и информатизации, и происходящие сегодня во всех сферах жизнедеятельности общества, можно рассматривать на уровне функционирования социальных институтов (государства, политики, экономики, культуры, СМИ и т.д.), что даст возможность определить особенности институционализации новых форм общественного взаимодействия, и показать значение явления виртуализации в данном процессе. Анализируя предпосылки социальных трансформаций в обществе как процесс перехода социальных объектов из одного состояние в другое, В.Голубь справедливо отмечает, что их необходимо рассматривать на трех основных уровнях: теоретическом, аксиологическом и практическом. Так, исследовательница отмечает, что общественные преобразования происходят изначально на уровне сознания, формирования новых взглядов, ценностей, идей, правил, норм, стереотипов поведения, которые впоследствии материализируются в процессе формирования новых социальных структур и отношений. Существенная роль в отношении анализа общественных трансформаций принадлежит социальным связям и социокультурным составляющим трансформации, состоящим из образцов поведения, образов мышления и т.д [1].

Научный дискурс виртуализации, а также институционализации общества тесно связан с исследованиями социокультурных аспектов средств массовой коммуникации, философии науки и техники и т.д. Существенный вклад в развитие теории виртуализации общества сделали К.Омае, А.Бюль, М.Паетау, А.Крокер, М.Вайнштейн, П.Вирилио, В.Емелин, Д.Иванов, Н.Носов, О.Одаренко, С.Хоружий и т.д. Следует отметить, что историко-теоретические аспекты феномена виртуаизации рассматривались в работах таких известных представителей научной мысли, как Ф.Хеммит, М.Хайм, ДЖ.П.Барлоу и т.д. Социально-философские идеи виртуализаии общества представляются в основном в контексте концепций симуляции Ж.Делёза и Ж.Бодрияра.

Особенностями развития современного общества является увеличение возможностей накопления, распространения и переработки информации, а также возникновение новых форм коммуникации и взаимодействия. Информационная составляющая становится все более значительной в процессе формирования мировоззрения, ценностей, норм, правил, стандартов и моделей поведения индивида. Информационные технологии влияют на межличностные отношения, различные формы коммуникации и могут существенно трансформировать их в различных сферах общественной деятельности. Такое стремительное, всепоглощающее развитие и распространение информационных технологий обуславливает своеобразную виртуализацию общественных отношений, социально-экономических, культурных и политических процессов. Новый уровень социальных отношений способствует осознанию личностью существования новой виртуальной реальности, в которой значительно расширяются границы ее взаимодействия с миром. Виртуальную реальность, посылаясь на работы В.Дупака, можно рассматривать как специфический вид символических реальностей, которые создаются на основе компьютерной и некомпьютерной техники, а также реализует принципы обратной связи, что позволяет индивиду активно проявлять себя в мире виртуальной реальности [2, с. 30], быть членом множества групп, общностей; создавать контакты и общаться с людьми независимо от временных и пространственных границ; участвовать в различных мероприятиях (аукционах, семинарах, тренингах) и т.д.

В своих исследованиях социально-психологических основ виртуальности В.Дупак отмечает, что виртуальная реальность является новой степенью в создании иллюзии реальности, наблюдатель, участник получает новую степень свободы [3, с.85], активно взаимодействуя с другими участниками, получая доступ к информационным ресурсам независимо от времени и места нахождения и т.д. Виртуальна реальность невозможна без активного участия субъектов, которые желают стать ее «участниками», а это, в свою очередь, требует подключения мироощущения, мировосприятия, миропонимания и больших социально-психологических затрат. Таким образом, виртуальная реальность предусматривает обязательное участие субъектов, а также их активное взаимодействие, коммуникацию.

Среди важных социально-психологических аспектов феномена виртуальной реальности можно выделить виртуальную коммуникацию, которая является качественно новым видом взаимодействия между индивидами и существенно отличается от межличностной и массовой коммуникации. Виртуальная коммуникация возникает и происходит в рамках виртуальной среды, поэтому, как утверждают в своих исследованиях О.Дзёбань и С.Жданенко, характеризуется возможностью диадического (двунаправленного) общения с большим количеством людей одновременно. В условиях виртуальной коммуникации трансформируются способы и методы обмена информацией, происходит существенное упрощение существующих языковых средств: возникают ник-неймы, новые сокращенные варианты слов; часто игнорируются лексические и грамматические нормы, что, с одной стороны может ускорять и упрощать процесс взаимодействия, а с другой – создавать основания для возникновения проблемы корректности и однозначности восприятия подобных сообщений всеми субъектами коммуникации [4, с.10].

О процессе виртуализации относительно общества, по мнению Д.Иванова, можно говорить постольку, поскольку общество становится похожим на виртуальную реальность, то есть может рассматриваться на основе одних и тех же характеристик. В данном случае виртуализация, как отмечает исследователь, является любое замещение реальности ее симуляцией, и даже не обязательно благодаря компьютерной технике, но непременно с применением логики виртуальной реальности [5, с.19]. В своих исследованиях Ю.Кравцов отмечает, что виртуализация социальной реальности является закономерным этапом исторического развития социальности, который связан с осложнением и глобализацией коммуникативных связей и отношений. Основной характеристикой этого этапа ученый называет переход к доминированию культурно-символических, не привязанных непосредственно к материально-физическогому аспекту существования, форм и способов поддержание и воспроизведения социальности [6].

Процесс виртуализации, как социальный феномен, проникает во все сферы жизнедеятельности общества в целом и «жизненный мир» каждого человека в частности. Е.Уханов, исследуя особенности виртуализации общественной жизни, в своих работах отмечает, что сегодня можно наблюдать тотальное взаимопроникновение и взаимодействие повседневной социальной реальности и реальности виртуальной; происходит виртуализация повседневной жизни, поскольку само состояние виртуализации стало или становится повседневностью [7, с. 11]. Одной из наиболее важных особенностей виртуализации является симуляция. Симуляция в реальной жизни проявляется в том, что отношения между людьми приобретают форму отношений между образами, при этом теряется различие знака-образа и референт-реальности. Такая симуляция, по мнению Д.Иванова, является первичной относительно компьютерной сиуляции. Таким образом симуляция выступает как процесс изменения общества в целом. В связи с этим утверждением, симуляция институциональных форм общественной жизни является основой для широкого распространения через глобальную сеть Интернет симуляций, которые проявляют практику неинституционализированных отношений между индивидами, которые стремятся утвердить на новой технологической основе постмодернистское видение ценностей. На этой основе Д.Иванов делает выводы о том, что не процессы компьютеризации общественной жизни виртуализируют общество, а виртуализация общества компьютеризирует жизнь [5].

Виртуализируясь, современное общество существенно трансформируется: изменяются нормы, правила и формы взаимодействия индивидов; возникают новые социальные практики, группы, общности и т.д. О.Дзёбань и С.Жданенко, исследуя проблемы виртуальной коммуникации, в своих работах отмечают, что технологии виртуальной реальности опосредованные компьютерно, созданные императивом рационализации общества, оказались самыми эффективными инструментами его симуляции. И теперь императив симуляции обуславливает превращение виртуальных коммуникаций в инфраструктуру любого человеческого действия и перемещение логики виртуальной реальности в статус парадигмальной для этого действия. Таким образом, они представляют собой инфраструктуру виртуализации общества с помощью глобальной сети Интернет [4, с.13]. В современных условиях развития общества Интернет становится наиболее популярным и удобным средством коммуникации. Благодаря ему формируется сетевое пространство, в средине которого разворачивается процесс не линейной, а пространственной и многомерной коммуникации. Коммуникация в виртуальном мире дает возможность индивиду получать необходимую для его социо-культурной, профессиональной или творческой деятельности информацию, активно включаться в различные интеракции между субъектами , приобщаться к достояниям культуры мирового масштаба и т.д.

По мнению О.Дзёбань и С.Жданенко, Интернет превратился в глобальный исторический и социокультурный феномен вследствие того, как стал удобной платформой для неинституционализированных, неконтролируемых обществом коммуникаций; в Интернете традиционные социальные институты не имеют возможности функционировать как нормативные структуры, а существуют в нём как образы, которые поддаются трансляции и которыми можно управлять. Институционность в Интернете симулируется, а коммуникации приобретают образ институционализированных действий, если это является необходимым для норм, правил и стандартов восприятия субъектов коммуникации. Ученые отмечают, что коммуникации в виртуальном пространстве, опосредованные Интернетом, не ориентируются на групповые и институционные нормы, которые определяют действия и взаимоотношения индивидов в их повседневной жизни [там же, с.13]

Результатом процесса виртуализации общества является определенный отказ от всякого рода ценностей, утрата культурой своей духовной составляющей, что может привести к тотальной симуляции реальности и общественных институтов. Происходит переосмысление физического мира человека через информацию, которая является неотъемлемой частью сетевой социально-культурной структуры. Новое пространство становится своеобразным социотехническим явлением, характеризуещемся постоянными изменениями, непредвиденностью, случайностью, нестабильностью.

В сфере массовой культуры на основе виртуализации реальности формируется новый тип социальных практик, связанный с развитием индустрии интерактивных развлечений и услуг: ток-шоу, видеоролики, теле- и интернет-магазины, виртуальные ярмарки и аукционы, электронные тренажеры, интерактивные образовательные программы, лекции, семинары, мастер-классы и т.д.

Вследствие влияния информационно-компьютерной революции на все сферы жизнедеятельности человека процесс виртуализации общества является природным результатом развития информационной цивилизации. Виртуальная реальность, конструируясь благодаря компьютерным технологиям и глобальной сети Интернет, способствует формированию нового измерения в социальных отношениях, связях и взаимодействиях. Новые возможности, возникающие в новых условиях развития информационных технологий, способствуют институционализации новых форм общественного взаимодействия: коммуникация, производство товаров и предоставление услуг, их потребление переносятся в сферу виртуального.
Список литературы
1. Голубь В. В. Соціальна модернізація в контексті реформ перехідних суспільств / В. В. Голубь. // Державне будівництво. – 2011. – № 1. – Режим доступа : http://www.kbuapa.kharkov.ua/e-book/db/2011-1/doc/1/08.pdf

2. Дупак В.Г. Метафізика віртуальної реальності : аналіз філософських концепцій / В.Г.Дупак // Вісник Житомирського державного університету. – 2012. – Вип. 66. – с.27-31.

3. Дупак В.Г. Соціально-психологічні засади віртуальної реальності / В.Г.Дупак // Науковий вісник Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки. – 2013. – № 11. – с.83-89.

4. Дзьобань О.П., Жданенко С.Б. Віртуальні комунікації: роль й місце у сучасному світі / Дзьобань О.П., Жданенко // Правова інформатика. – 2015. – № 2(46). – с.9-16. – Режим доступа : http://ippi.org.ua/sites/default/files/dopvkrm_46_2_2015.pdf.

5. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.В.Иванов. – СПб., 2000. – 96 с. – Режим доступа : http://www.lib.ru/POLITOLOG/ivanov_d_v.txt

6. Кравцов Ю.С. Про парадокс феноменологічної інтерпретації співвідношення реальності соціальної і віртуальної / Ю.С. Кравцов // Мультиверсум. – 2008. – Вип. 75. – с.13-23. – Режим доступа : http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/77240/02-Kravcov.pdf?sequence=1



7. Уханов Є. В. Мережеві комунікації та соціальне самовизначення індивіда : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. наук : спец. 09.00.03 «Соціальна філософія та філософія історії» / Є. В. Уханов. – Х. – 2010. – 16 с.
Сведения об авторе:


  1. Литовченко Ирина Васильевна

  2. Кандидат философских наук, доцент

  3. Национальный авиационный университет

  4. litwa@bk.ru

  5. 03083, Украина, г.Киев, ул.Кащенка, 10 А.

  6. +38(063)3466569

  7. Философские науки

  8. Нужен 1 печатный экземпляр со статьей



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница