Выпускники и социсследования



страница1/33
Дата02.07.2018
Размер1.23 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА



СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

по направлению

Мониторинг профессиональных предпочтений учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Самарской области

Самара


2013





Содержание

Стр.


I.

Введение …………………………………………

3










II.

Сравнительный состав выпускников по уровням профессионального образования……. ……….….

8











III.

Проблемы профессионального самоопределения и профориентационная работа …………….……

12











IV.

Образовательные планы и предпочтения ….……

27










V.

Профессиональные планы и предпочтения ……

31










VI.

Дополнительные заработки ………….…………...

54










VII.

Уровень профессионального самоопределения выпускников ………………………………………

58



SUMMARY ………………………………………



66

Принятые сокращения и определения.


НПО – начальное профессиональное образование

СПО – среднее профессиональное образование

ВПО – высшее профессиональное образование

ВУЗ – высшее учебное заведение

СМИ – средства массовой информации

ЦПО – Центр профессионального образования Самарской области <www.cposo.ru>

Довузовское профессиональное образование – начальное и среднее профессиональное образование.

I. ВВЕДЕНИЕ
Система образования уделяет значительное внимание вопросам профессионального самоопределения учащихся. Как правило, усилия сфокусированы на выпускниках общеобразовательных школ. Последнее исследование, посвященное профессиональному выбору выпускников общеобразовательных учреждений Самарской области1, показало, что процесс профессионального определения не заканчивается с получением аттестата общего образования. На этапе завершения обучения школьники определяются с будущим учебным заведением, однако профессия обучения зачастую не выбрана. Или же наоборот, дети определяются с профессией, но вопрос выбора учреждения профессионального образования, где они могут ее получить, остается открытым. Поэтому возникает необходимость изучения процесса профессионального самоопределения после завершения общеобразовательной школы. Тем более что на этапе обучения в учреждениях профессионального образования молодежь имеет возможность уточнить свой выбор и скорректировать свою образовательную траекторию в соответствии со своими интересами, а может быть и выстроить совершенно другую профессиональную карьеру. Таким образом, вопросы профессионального самоопределения продолжают оставаться актуальными и для студентов учреждений профессионального образования.

Обращение к проблеме профессионального выбора студентов и учащихся профессиональной школы продиктовано и общими тенденциями развития социума, когда процессы глобализации и диверсификации экономики требуют от индивидуума постоянного профессионального совершенствования и профессиональной мобильности. Образование становится неотъемлемой составляющей деятельности человека на протяжении всей жизни, а процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе и продолжается практически до пенсионного возраста.

Для динамично изменяющейся ситуации на региональном рынке труда характерна широкая палитра видов профессиональной деятельности, пополняющаяся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества. Это требует от соискателей рабочих мест высокого профессионализма, карьерных устремлений, в основе которых, в первую очередь, находится устойчивое освоение собственного профессионального выбора.

Особо значимой является задача приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, формирования потребности и умения включаться в экономическую деятельность и социально-трудовые отношения. В реальности большая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести требования, предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности, со своей индивидуальностью. Более того, даже среди той части молодежи, которая уже определилась с выбором учреждения профессионального образования и получает желаемую специальность или профессию, высока доля тех, у кого отсутствует интерес к профессиональной деятельности, они не собираются трудоустраиваться по специальности обучения. Другими словами, сам факт поступления и обучения в профессиональном учебном заведении не решает проблемы профессионального выбора: так, три четверти выпускников вузов трудоустраиваются чаще всего в далекой от своей специальности сфере деятельности.

Исследования показывают, что введение профильного обучения и профориентационная работа со старшеклассниками, не снимают остроту противоречия. Назвать конкретную профессию, по которой выпускники собираются работать, смогла лишь треть опрошенных (30,6%) выпускников 9-х классов и 35,6% выпускников 11-х классов, каждый пятый ученик, выбравший профессию, ничего не знает о ее содержании и условиях труда2.

Профориентационная работа со старшеклассниками не достигает своих главных целей – формирования у современной молодежи профессионального самосознания в процессе профессионального становления личности Профессиональные намерения выпускников общей и профессиональной школы отражают недостаточную результативность работы региональной системы профессиональной ориентации. По результатам исследований, проводившихся в Самарской области3, до 40% учащихся заканчивают общеобразовательную школу, не сделав свой профессиональный выбор; 45% абитуриентов профессиональных учебных заведений не уверены, что их выбор правильный. Около 40% выпускников системы профессионального образования не намерены работать по полученной специальности, до 20% выпускников по окончании учебных заведений заявляют, что их представления о выбранной профессии не оправдались. Сегодня молодые люди больше ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии, считая, что диплом о высшем образовании является основным и единственно важным условием будущей успешной карьеры.

Современные условия обучения дают студентам право перехода по программам обучения, выбор различных модулей и курсов. С возрастанием мобильности и вариативности обучения расширяются возможности реализации профессионального самоопределения, которое может регулироваться и корректироваться непосредственно в процессе обучения.

Сложившаяся ситуация диктует необходимость понимания механизмов формирования профессиональных предпочтений, факторов, влияющих на выбор той или иной профессиональной деятельности. Анализ профессиональных и образовательных предпочтений и планов молодежи позволит оценить эффективность форм профориентационной работы.



Целью социологического исследования является выявление степени сформированности профессиональных предпочтений учащихся и студентов профессионального образования, мотивационной обоснованности и критериев, определяющих профессиональный выбор.

Предметом социологического исследования являются профессиональные притязания и образовательные траектории выпускников учреждений профессионального образования Самарской области.

В исследовании предполагается решение следующих задач:

- определение ценностных ориентаций выпускников;

- выявление профессиональных предпочтений,

- определение степени сформированности профессиональных предпочтений;

- изучение профессиональных, образовательных планов выпускников;

- выявление факторов, влияющих на формирование профессиональных предпочтений.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Достойный Друг Жизнь Лукреции Мотт
2014 -> Всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых
2014 -> Методическая разработка семинарского занятия по теме Основы философского понимания мира по дисциплине огсэ. 01. Основы философии Для специальностей: 060101 «Лечебное дело»
2014 -> Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева
2014 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница