Виктор Феллер



страница1/123
Дата26.01.2018
Размер2.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   123

Виктор Феллер


Введение

в историческую антропологию
Опыт решения логической проблемы философии истории

Оглавление


Виктор Феллер 1

Оглавление 1

Предисловие 4

Часть первая 8

К новому типу «тотальной истории» 8

ИСТОРИЯ И НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА 9

Составные части исторического знания 9

Является ли история куновской «нормальной наукой»? 10

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА 14

Становление социальной истории 14

Революция в «нормальной науке» 16

Историография – не наука! 18

СООБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ И УЧЕНЫХ 22

ОТ ИММАНЕНТНОСТИ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ 25

ОТ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ К ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ 28

Франция: становление исторической науки 28

«Анналы»: ментальности в истории 31

Плодотворный кризис 33

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 37

НА ИСТОРИОСОФСКОМ ПОЛЕ: 37

ИСТОРИЯ В ТИСКАХ МЕЖДУ ВЕЩЬЮ И ЭГО 37

ИСТОРИЗМ И ИСТОРИЦИЗМ 37

Спекулятивная философия истории 37

Историзм 38

Четыре органа репрезентации 39

Кризис спекулятивных и метаисторических концепций 40

Развитие исторической мысли: от Дильтея – к Анкерсмиту 41

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 43

Англо-американские корни эпистемологической философии 43

Кант как Конт 45

Коллингвудовская герменевтика 48

ПОСТМОДЕРНИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ 49

Постмодернизм как «радикализация историзма» 49

«Ужас полдня» 53

НОСТАЛЬГИЯ И МИФ 54

«Тоска по раю» 54

Сверхсознание или Логос? 55

Четырехмерное прошлое 58

Мифическое яйцо исторической ностальгии 60

Сакральность мифа и профанность истории 62

ЭКСКУРС В ЮНГОВСКУЮ ТИПОЛОГИЮ 64

Психологические функции и установки 64

Юнг и Аугустиновичуте: рациональность против иррациональности 67

Экстраверсия – интроверсия 68

Символ, идея, архетип 71

Интертипные отношения 75

Ассиметричные отношения 76

Общие выводы для нашего исследования 78

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГА 80

НЕОКАНТИАНСТВО И НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО 82

Аксиология неокантианства 82

Антипозитивистская установка зрелого неокантианства 86

Позднее неокантианство: вместо отнесения к «ценности» – проявление «формы» 88

Критика Трельча – гегельянец против неокантианца 93

Риккертианство как совершенная критическая форма 96

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСТОРИИ 101

Прогноз об историзации метафизики 101

Значение спекулятивной историософии 105

ОБЩЕНАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 107

Неудержимая позитивизация истории 107

Культурологизация Духа и социалицизация Культуры 111

Этнография – наука историческая 117

Гирц: выход из антропологического тупика 119

Рождение историзма от … «естественного человека» 121

Этнография как история longue durée 127

Историческая семиотика Лотмана 130

Семиология как основа монадологии 132

Семиотический анализ мифа как языка собственных имен 134



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 138

В глубинах метаистории: 138

поиск собственных оснований 138

СOGITO И SENSATION 138

«Переживание – выражение –понимание» 138

Концепт Sensation 143

Господство «человека рационального» 146

ИСТОРИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 147

«Легкая» борьба и трудный диалог 147

Автономия исторического сознания 151

АНТРОПОЛОГИЯ ПРОТИВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 153

СОБЫТИЕ И ЭПОХА 154

I век до н.э.: становление событийности 154

«Человек рациональный» как историческая проблема 155

ВОСХОЖДЕНИЕ К СОБЫТИЮ 159

Гносеологический и онтологический аспекты Sensation 159

Событие как платоновская идея 161

Идеализм как инфляция платоновской идеи 164

Событие-бытие 166

Свобода в событии 168

О «КОЛЛЕКТИВНЫХ СУЩНОСТЯХ» В ИСТОРИИ 171

О КАУЗАЛЬНОСТИ И ТЕЛЕОЛОГИИ 174

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ 181

Священная история как основа универсальной истории 181

Значение периодизации в истории 182

Дерелятивизация истории 183

«Дочерние варианты» События: опыт и эксперимент 187

Предыстория исторического сознания 189

ЭМАНСИПАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 191

Демифологизация XVII-XVIII столетий 191

Историзация сознания как процесс мифозамещения 195

Историзация как материализация времени 196

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 197

Кризис истории – кризисность эпохи 197

Ловушка каузальности 199

Перекосы «процессуальности» и «контекстуальности» 201

ЭСТЕТИКА И ИСТОРИЯ 206

ИЕРАРХИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЙ 210

МИФ О ФЕНИКСЕ 213

НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ 215

СТРУКТУРИРОВАНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ 218

Ритмика откровения и циклика жизни 218

История и темпоральность: духовное тело на скелете цифр 220

Все дело в «идеях-золушках» 222

Исторические понятия, имена и «идеальные типы» вебера 223

О «духе» и «стиле» Нового времени 227

Часть четвертая 229

Интеллектуальная история просвещения 229

/взгляд на историю XVI-XX столетий с вершины 1750-1850 гг./ 229

SENSATION КАК «ПРАКТИКУЮЩИЙ РАЗУМ» 229

Рукопожатие через века – с лордом Болингброком 229

Контекстуальный и процессуальный аспекты Sensation 230

Sensation не инструмент, а «дар Божий» 233

Точка отсчета – 1750 год 234

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 241

Рождение «гражданского общества» 241

Метафизика суверенитета и социальности 243

Обмирщение жизни и секуляризация мысли 244

ГЕНЕЗИС ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 256

Становление эпистемологии истории 256

Робинзонада деизма 259

Verum et factum convertuntur 265

Вико: рационализация Священной истории 268

Историософские проекты Просвещения 272

СТАНОВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕКА РАЦИОНАЛЬНОГО» 275

Формирование основной модели 275

Формирование экономической и политической моделей 279

Что первичнее: демократическая или либеральная идея? 282

О «доброте» человеческой природы 284

БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭПОХЕ 285

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ В РАМКАХ ЭПОХИ 290

Построение нарративной интриги 290

Начальность лейбницевой мысли 292

Значение гегелевской системы 297

Недооцененный Шеллинг 298

Кризис идеализма 299

Становление позитивизма 306

Социализм 309

Миссия эпохи Просвещения 313

«СЛОИ» И «СРЕЗЫ» ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 315

ВЕК НАУКИ (1780-1880 гг.) 319

Институционализация научного собщества 319

Идеологические функции науки 323

Изменение общенаучной парадигмы и начало научной революции 324

Кризис идеологических функций науки 327

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ВЛСАТИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ 328

Сакральность власти или священность народа – носителя власти? 328

Освященная мифом или религией? 333

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ 334

Гердер: от религиозной метафизики истории – к историософии 334

Гумбольдт и Ранке – становление истории власти 345

Авторитеты текучего общества 347

СТРУКТУРИРОВАНИЕ НАШЕГО ЭОНА 349

Структурирование времени 349

Конструирование признаков времен 353




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   123


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница