Виды информации



Скачать 69.11 Kb.
страница1/4
Дата19.02.2018
Размер69.11 Kb.
  1   2   3   4

Виды информации.

Коммуникация – это одна из форм взаимодействия людей в процессе общения.

Коммуникацию рассматривают как информационный аспект общения.

Психологи обозначают термином “коммуникация” процессы обмена продуктами психической деятельности.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации.

Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Если коммуникация рассматривается как процесс, то информация – это то, что передается в ходе этого процесса.

Можно выделить два вида информации: биологическую (генетическую) и социальную.

Биологическая информация содержится в хромосомах организмов и передается по наследству. Социальная информация заново приобретается каждым поколением (индивидом).

Информация, которую использует человек, решая практические жизненные задачи, обычно рассматривается как знание.

Один из создателей кибернетики Н.Винер дал следующее определение информации:

"Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств". Некоторые ученые склонны считать науку "машиной" по переработке информации.

В повседневной практике под информацией обычно понимают сведения, представляющие определенный интерес, которыми обмениваются люди в процессе общения.

Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. В ней отражаются практически все формы и виды человеческой деятельности – политика, экономика, наука, моральные нормы и религиозные ценности, искусство, идеология, образцы поведения и т.д.

Попытаемся как-то классифицировать циркулирующую в обществе информацию. Очевидно, что ее можно разделить на два больших массива: систематизированную (регламентированную по времени, объему, содержанию, составу отправителей и получателей) и несистематизированную (случайную, безадресную).

Если в роли источника выступает субъект управления, говорят об управленческой информации.

В зависимости от направления ее разделяют на вертикальную (циркулирующую между органами управления разного уровня) и горизонтальную (между структурами одного уровня).

В.Афанасьев предлагает различать управленческую информацию в зависимости от того, какие функции управленческого процесса она обслуживает.

Информацию, которая кладется в основу принятия решения, называют исходной.

Информацию, которую используют при реализации решения, выполнении конкретных организационных действий, называют организационной информацией.

Любое управленческое решение сопровождается определенными предписаниями, нормами, правилами, рекомендациями. Такого рода информация называется регулирующей.

На завершающем этапе управленческого цикла фигурирует учетно-контрольная информация .

В дальнейшем будет показана важность деления управленческой информации на внешнюю (об окружающей организацию среде) и внутреннюю (непосредственно данной организации).

По мнению американских исследователей Р.Акофф, и Ф.Эмери, информацию по типу производимых ею изменений можно разделить следующим образом:



  • сообщения информирующего характера,

  • сообщения инструктирующего характера,

  • сообщения мотивирующего характера.

Очевидно, что множество сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов.

Человек живет в мире, переполненном информацией. Информация формирует человека. Делает из него личность.

"Что такое я сам? – восклицает Гете. – Что я сделал ? Я собрал и использовал все, что видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различны индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами… Детство, зрелый возраст, старость – все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа, и носит он имя Гете". Носителями социальной информации являются речь, графика, знаковые системы, коды, символы, различные технические средства.

Источником социальной информации является человеческая деятельность.

Специалисты называют четыре основных способа выработки информации: самонаблюдение, взаимодействие, сообщение и анализ.

Самонаблюдение – это собственные источники информации человека: образование, опыт, квалификация и другие приобретенные знания.

Взаимодействие – это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающееся взаимным обменом информацией.

Сообщение – это письма, файлы данных и специально организованные исследования.

Анализ – это выработка информации путем использования количественных моделей и методов принятия решений .
МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор исследований по проблемам массовой коммуникации Б.Грушин дает определение массовой информации, основываясь на понятии информационная деятельность. Под информационной деятельностью он понимает различные виды оперирования информацией: создание информации (формулирование суждений, закрепление их в соответствующих текстах, системах знаков), перевод информации из одной знаковой системы в другую, – размножение информации, – распространение информации, потребление информации, – использование информации (манипулирование текстом, создание новой информации), хранение информации (обеспечение возможности ее многократного использования), – разрушение информации.

Отсюда и определение массовой информации как любой социальной информации, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла оперирует масса. Таким образом:

– это информация, которая рождается в массовой аудитории, или

– это информация, которая распространяется по массовым каналам, или

– это информация, которая потребляется массовой аудиторией .

Масштабы охвата общества массовой информацией чрезвычайно велики. Границы ее распространения условны или, как говорят сегодня политики, – прозрачны. Многие страны поднимают в ООН вопрос об информационном суверенитете. Но – тщетно. Спутники связи положили конец надеждам. Мир, по словам канадского профессора М.Маклюэна, превратился в глобальную деревню.


МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
По определению известного отечественного социолога Б.Фирсова, вошедшему в ряд учебников и словарей, "массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории".

Б.Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: докоммуникативную, коммуникативную и послекоммуникативную.

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории.

Вторая – непосредственной реализацией этих запросов.

Третья – использованием полученной информации
Основная функция массовой коммуникации заключается в обеспечении взаимосвязи между элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

Массовая коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая следующие социальные задачи:

1. Создает и поддерживает общую "картину мира".

2. Создает и поддерживает "картину отдельной общности".

3. Передает от поколения к поколению ценности культуры.

4. Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Американский социолог У.Шрамм дает систематизированную картину потребностей общества и индивида, которым, как ожидается, должна удовлетворять массовая коммуникация.

Цели коммуникации



Каталог: distance -> SHIVERSK
SHIVERSK -> Тема: социология дюркгейма
SHIVERSK -> Биография и проблематика конфликта в социологии М. Вебера
SHIVERSK -> Институциальная социология- направление в современной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни
SHIVERSK -> Public Relations манипуляция или приглашение к сотрудничеству?
SHIVERSK -> Теория социального обмена
SHIVERSK -> Структурный функционализм в социологии
SHIVERSK -> Герберт Спенсер
SHIVERSK -> Методологический аппарат социологической науки
SHIVERSK -> Методическое пособие по курсу «Социология» для студентов сибирско-американского факультета менеджмента и слушателей факультета бизнеса и менеджмента
SHIVERSK -> Социальная деятельность


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница