Vi. Философия нового времени



Скачать 116.88 Kb.
страница1/4
Дата27.04.2018
Размер116.88 Kb.
  1   2   3   4

VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия в вопросах и ответах / Под ред. А. П. Алексеева и Л. Е. Яковлевой. — М.: Проспект, 2010. — 336 с.

Философия XVII века Вопросы 35-39, с.91-98. Автор Н.Ф. Рахманкулова

Номер в начале страницы С.91

35. В чем состоит рационализм философии XVII века?

XVII столетие называют Веком разума, поскольку тогда ценность рационального начала становится первостепенной. Главные факторы возвышения разума: 1) кризис Возрождения с его художественно-практической направленностью; 2) распространение и упрочение протестантизма, ориентированного на целерациональную деятельность; 3) успехи естествознания и его технического использования, механика и математика века превзошли достижения прежних эпох; 4) подъем товарного производства, особенно мануфактурного, становление индустриального общества, ускорившееся в результате религиозных войн и революций XVI-XVII вв. в Нидерландах и Англии.



Философия XVII века, утверждающая рационализм, является основополагающей для классической философии Нового времени от Ф. Бэкона до Гегеля (XVII в. – первая треть XIX в.). Различаются три основных значения рационализма применительно к философии XVII в. Во-первых, рационализм, который можно назвать философско-мировоззренческим, определяющий ценностную доминанту философии эпохи, ее рационалистический оптимизм. В таком понимании рационализм противостоит философско-мировоззренческому пессимизму. Во-вторых, гносеологический рационализм в широком смысле, развивающий мировоззренческий рационализм в сфере познания и противостоящий гносеологическому иррационализму. В-третьих, рационализм гносеологический в узком смысле, в соответствии с которым ведущая роль в познании принадлежит доопытным рациональным структурам сознания и дедукции. Рационализм в этом смысле противостоит эмпиризму, согласно последнему, первенство в познании принадлежит эмпирическим данным и индукции. Рационализма в первом и втором значении придерживались почти все крупные философы XVII в. (яркое исключение – Б. Паскаль). Рационализм в третьем значении («континентальный рационализм») отличает, главным образом, философов континентальной Европы (Декарта, Спинозу, Лейбница). Философы Британских островов (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк) придерживаются эмпиризма («островного эмпиризма»).

С.92 Философско-мировоззренческий рационализм основывается на убеждении в том, что в мире есть установленная Богом благая закономерность, которую человек, опираясь на свой разум, оснащенный научным методом, способен раскрыть и поставить на службу целям совершенствования окружающей его действительности. Рационалистическая онтология рассматривает универсум как упорядоченную совокупность устойчивых, воспроизводимых компонентов и связей между ними. Для большинства философов XVII-XVIII вв. Бог остается Абсолютом, внеприродным Высшим началом. Однако сама идея Бога меняется. В философских кругах распространяется деизм (от лат. Deus - Бог) двух видов: этический и метафизический. Бог представляется в рамках «естественной религии», или «религии разума», с серьезными отклонениями от официального церковного канона. По учению этического деизма, Бог – Высшее существо, гарант справедливости, почитание которого и исполнение нравственного закона совершенствует личность и дает надежду на спасение. В метафизическом деизме Бог выступает в качестве разумного устроителя Вселенной. Он, как искусный мастер, сконструировал ее механизм по определенным принципам и законам и привел его в движение. Философы склоняются к механицизму в понимании мира. Проблема универсалий трактуется, преимущественно, с позиций концептуализма, близкого к номинализму. Вмешательство Бога в земные дела сводится к минимуму. Он далек от образа любящего, страдающего, спасающего Христа. Личное молитвенное общение с ним невозможно. Человек оставлен один на один с миром. Но он может познать этот мир и усовершенствовать его. Идеал человека сближается с образом ученого-естествоиспытателя, теоретика и практика, познающего мир и способного технически, рационально его усовершенствовать с помощью методически заостренного разума. Рядом с ним ставится образ предпринимателя-буржуа: индивидуально ответственного, нравственно строгого, самостоятельного, образованного, трудолюбивого, предприимчивого, практичного, действующего целерационально. Рационализм XVII в. прочно соединен с индивидуализмом. Значимость гносеологического рационализма XVII в. обусловлена тем, что в это время центр философских интересов перемещается с онтологической проблематики к гносеологической. «Знание – сила!», - повторяет Фр. Бэкон слова своего средневекового предшественника Р. Бэкона, «Над природой властвуют, подчиняясь ей». Рационалисты склонны усматривать в истине выявление Божественного строя мира по принципу: «Порядок с.93 и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Истина кажется абсолютной, вечной, универсальной, общезначимой; она скорее открывается индивидуальному сознанию, освободившемуся от предрассудков толпы. Познающий индивид, как в протестантизме - верующий, видится наедине с миром и Богом. В разуме особую ценность приобретает его созидательная (а не умозрительная, как в античности) сила, способность логически структурировать, конструировать, давать последовательное приращение знания. Именно вера в то, что люди могут совершенствоваться, опираясь на самовозрастающий разум, питает рационалистический оптимизм. Овладеть механизмом этой способности, разработав правильный метод, считается делом чрезвычайной важности. За образец берутся точно-научные методы. Моделью весьма часто служат “Начала геометрии” Евклида - пример того, как из нескольких простых и очевидных положений, с помощью строго последовательных и воспроизводимых операций, производятся все более сложные построения. Р. Декарт, создавая свой метод, утверждает, что философы прежних времен не построили методологически выверенного фундамента для здания науки, эта работа только начинается. Из таких представлений в XVII в. зреет не характерное для прошлых времен чувство превосходства своей эпохи над предыдущими, идея Нового времени. Лучшее видится не позади, а впереди.

В понимании общества развивается антропологизм: социум объясняется из человеческой природы, носителем которой считается индивид. Распространяются концепции естественных прав, общественного договора, общественного состояния. Уверенность в благой силе индивидуального разума, подкрепляемая протестантизмом, способствует формированию идей либерализма. В соответствии с ними считается, что деятельность человека, существа свободного и разумного, преследующего свои частные интересы, приводит к увеличению индивидуального блага и общественной пользы; основное назначение государства - обеспечить с помощью закона права граждан на жизнь, свободу, частную собственность.

Полагается, что главнейшей задачей философии является выработка и обоснование методов правильного, плодотворного мышления, распространение его на различные области знания. В частности, язык понимается рационалистически, по сути как инструмент внешнего выражения мысли. Утверждается сциентизм. В целом, художественно-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую (механико-математическую для XVII в.).

С.94




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница