Вестник ннгу



Pdf просмотр
страница1/12
Дата05.02.2018
Размер0.55 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Т.В. Дробышева
98
УДК 316.61

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗАХ БЕДНОГО И БОГАТОГО ЧЕЛОВЕКА

2014 г.
Т.В. Дробышева

Институт психологии РАН, Москва tdrobysheva@mail.ru
Поступила в редакцию 07.11.2014
Анализируются результаты теоретико-эмпирического исследования экономических представлений детей из мегаполиса. Выявлены различия в образах бедного и богатого в представлениях дошкольников, проживающих в разных условиях мегаполиса. Обнаружено большее сходство между образами богатого, чем бедного человека. Установлено влияние различных факторов на формирование экономических представлений детей.
Ключевые слова: экономические представления, экономическое сознание, факторы мегаполиса, образы бедного и богатого человека, экономическая социализация. Существующие объективные условия экономической стратификации жителей мегаполиса отражаются на экономической социализации как взрослого населения, таки детей. Причем значимую роль здесь играет тот факт, что экономическая социализация взрослых имеет выборочный характер и определяется кардинальными социально-экономическими изменениями, которые происходят в обществе [1–4]. Экономическая же социализация детей носит сплошной характер и обусловлена в первую очередь микросоциальными (стратегии экономического воспитания родителями своих детей, рекламные ролики детских товаров на телевидении, межличностные контакты детей с представителями разных экономических групп и т.п.) факторами. В качестве когнитивных показателей экономической социализации детей рассматривают сформированность компонентов экономического сознания, их согласованность c распространенными в обществе экономическими представлениями, мнениями, оценками и т.п. Важную роль в формировании экономического сознания и самосознания детей играют социально-экономические (например, объективный экономический статус семьи, определяющий качество жилищных условий, возможности свободного времяпрепровождения семьи и т.п.), экономико-психологические (например, экономическая идентичность родителей и т.п.), социально-психологические (система ценностей и установок родителей, их экономические представления и т.п.) и даже социально-демографи- ческие (размер и состав семьи, продолжительность проживания семьи в мегаполисе и т.п.) характеристики их родителей и семьи в целом. Именно в семье формируются первые экономические представления детей о таких явлениях, как бедность и богатство, бедный и богатый человек, экономическое неравенство и т.п. [1, 5,
6]. Как показали исследования итальянских коллег [7], не последнюю роль здесь играют и условия проживания семьи в томили ином районе большого города (центр, периферия, промышленные районы и т.п.). Районы в мегаполисе также, как ив большом городе, отличаются не только по объективным (состояние экологии, элементы предметно-пространственной среды, территориальное месторасположение и т.п.), но и по субъективным характеристикам (престижность района, коллективная память об исторических событиях, субкультура жителей и т.п.). Все эти, а также ранее упомянутые характеристики родителей и семьи в целом играют существенную роль в формировании представлений детей о бедных и богатых людях, которые отличаются между собой не только по содержанию, но и факторам их формирования начиная со среднего дошкольного возраста [5, 6].
Теоретико-методологические
основы исследования

«Экономическая социализация, как раздел экономической психологии, объединяет исследования зарубежных и отечественных специалистов, большая часть которых ограничивает ее изучение первыми этапами становления психики и поведения формирующейся личности как экономического субъекта [2, 8, 9, 10 и др.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница