Вещь и образ в философии языка Жана-Поля Сартра



Скачать 95.07 Kb.
Pdf просмотр
Дата14.05.2018
Размер95.07 Kb.

Конференция Ломоносов Секция Философия языка»
"Вещь и образ в философии языка Жана-Поля Сартра"
Научный руководитель – Костикова Анна Анатольевна
Сазонова Анна Игоревна
Студент (бакалавр)
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии языка и коммуникации, Москва, Россия Проблема восприятия в широком смысле интересовала и продолжает интересовать многих философов и ученых. Один из важнейших аспектов заключается в соотнесении предмета и образа. В психологии принято понимать образ как чувственную копию предмета. Существует трехступенчатая схема получения этой самой копии ощущение, восприятие, представление.
Считается, что предметы, находящиеся во внешнем по отношению к нам мире, воздействуют на наши органы чувств. Это точечное воздействие на какой-то один из органов чувств называется ощущением. Совокупность раздражений нескольких органов чувств является восприятием, а полученный на основе этого восприятия образ - представлением.
Сартр против такого подхода. Он уверен, что ложное отношение к образу как к вещи наряду с естественной установкой (в противоположность феноменологической установке)
стали причинами многих трудностей и неверных выводов в психологии.
Сартр вслед за Гуссерлем предлагает феноменологическую психологию, которая позволит нам разобраться с сущностью основных для психологии понятий, в частности с сущностью образа.
Сартр характеризует вещь как форму, обладающую инертностью. Каждый предмет обладает определенной совокупностью качеств. Эти качества относительно устойчивы и не зависят от чьего-либо сознания, вещи обладают бытием-в-себе, которое не нуждается в рефлексии, следовательно, ив сознании. Само же сознание определяется Сартром как спонтанность. Сознание никогда не может существовать как вещь, как инертность, так как способ бытия сознания - это бытия-для-себя. Наше сознание способно к самосознанию- это единственный способ для сознания сделать предметом рассмотрения самого себя.
Следовательно, это данное самому себе сознание не может быть отождествлено с сознанием до его рефлексии над самим собой. Сартр пишет, что бытие-для-себя не есть то,
что оно есть, и есть то, что оно не есть. Получается, что бытие-для-себя превращается в небытие. В этом заложено основание дальнейшего понимания Сартром сознания как
Ничто.
По мнению Сартра, ошибка психологов заключается в следующем рассуждении раз сущность одна, то и модус существования один. А раз образ является объектом моего сознания, то они существует как объект, как вещь. Образ неправильно понимать как копию объекта. Я вижу ручку, лежащую передо мной на столе. Закрываю глаза, и вызываю образ ручки. Главным является то, что у образа и объекта одна сущность, но существуют они разным способом. Так работает наш мозг нам кажется, что физическое существование более реально, чем образное, что образное существование - это производная от физического существования. Сартр называет это наивной метафизикой образа, ведущей к ненужному удвоению сущностей: есть вещи в реальности, и есть копии (существующие как вещи) в моем сознании. Не существует двух классов объектов, существует только один класс и два способа данности объектов, входящих в него через восприятие и через воображение. Вещь и образ имеют разные метафизические статусы.
1

Конференция Ломоносов Источники и литература) А.А. Костикова Философы Франции. Словарь, М, «Гардарики», 2008, с. 269-270.
2) АН. Леонтьев Избранные психологические произведения Мг) Юровская Э. П. «Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб.:
Петрополис, 2006.
4) Ж.-П. Сартр Бытие и ничто (L’ ˆ
Etre et le n´
eant, 1943)
5) J-P Sartre «L’imaginaire» 1936.
2

Каталог: archive -> Lomonosov 2017 -> data
data -> Конференция «Ломоносов 2017» Секция «Психология современной семьи»
archive -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
archive -> В. И. Игнатьев, докт филос наук, профессор кафедры социологии Новоси- бирского государственного технического университета (нгту), А. Н. Степанова
archive -> На Ученом Совете философского факультета
data -> Отражение идей Жана Поля Сартра в дебютных романах Уильяма Голдинга и Айрис Мёрдок
data -> Экстрапунитивный, неконгруэнтный аскет с дивергентным мышлением
data -> Проблемы молодежной науки и молодежных и общественных объединений в подготовке и социализации молодого специалиста


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница