Veritatis splendor («Сияние Истины»)



Скачать 247.88 Kb.
страница1/21
Дата20.02.2018
Размер247.88 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

VERITATIS SPLENDOR
(«Сияние Истины»)


06.08.1993 Энциклика о некоторых основных проблемах нравственного учения Церкви Энциклика Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II всем епископам Католической Церкви о некоторых основных проблемах нравственного учения Церкви
Содержание

Введение

Иисус Христос - истинный свет, освещающий каждого человека

Предмет настоящей Энциклики

Часть I
«Учитель благой, что сделать мне доброго?» (МФ 19, 16)



Христос и Его ответ на нравственный вопрос

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему» (Мф 19, 16)

«Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф 19, 16)

«Никто не благ, как только один Бог» (Мф 19, 17)

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (МФ 19, 17)

«Если хочешь быть совершенным» (Мф 19, 21)

«Приходи и следуй за Мною!» (Мф 19, 21)

«Богу же все возможно» (Мф 19, 26)

«И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20)

Часть II
«И не сообразуйтесь с веком сим» (Рим 12, 2)



Церковь о некоторых тенденциях современного нравственного богословия

Учить тому, что сообразно со здравым учением (ср. Тит 2, 1)

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32)

I. Свобода и Закон



«А от дерева познания добра и зла, не ешь от него!» (Быт 2, 17)

Бог пожелал оставить человека «в руке произволения его» (ср. Сир 15, 14)

«Блажен муж, которого воля в законе Господа» (Пс 1, 1-2)

«Дело закона у них написано в сердцах» (Рим 2, 15)

«А сначала не было так» (Мф 19, 8)

II. Совесть и истина



Святая святых человека

Суждение совести

Поиск истины и блага

III. Основной выбор и его конкретные элементы



«Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал 5, 13)

Смертный и обыденный грех

IV. Нравственное действие



Телеология и телеологизм

Предмет преднамеренного действия

«Внутреннее зло»: нельзя совершать зло, чтобы достичь добра (ср. Рим 3, 8)

Часть III


«Чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор 1, 17)

Нравственное благо в жизни Церкви и мира

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал 5, 1)

Ходить в свете (ср. 1. Ин 1,7)

Мученичество - наивысшее подтверждение нерушимой святости Божия Закона

Универсальные и неизменные нравственные нормы на службе личности и общества

Нравственность и обновление общественной и политической жизни

Благодать и послушание Божьему Закону

Нравственность и новая евангелизация

Служение специалистов по нравственному богословию

Пастырская ответственность

Заключение

Мария - Матерь Милосердия
Досточтимые братья в епископском служении, привет вам и апостольское благословение!

Сияние истины светится во всех делах Творца, особенно в человеке, сотворенном по образу и подобию Божию (см. Быт 1, 26) — истина освещает разум и формирует свободу человека, ведя его к познанию и любви Господа. Поэтому и псалмопевец взывает: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс 4, 7).

Введение

Иисус Христос — истинный свет, освещающий каждого человека



1. Призванные ко спасению верою в Иисуса Христа, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин 1,9), люди становятся «светом в Господе» и «детьми света» (ср. Еф 5, 8) и освящаются через «послушание истине» (ср. 1 Петр 1, 22).

Это послушание не всегда просто. Вследствие загадочного первородного греха, совершенного по наущению дьявола, который есть «лжец и отец лжи» (Ин 8, 44), человек постоянно подвергается искушению, для того чтобы его взор отвращался от живого и истинного Бога и устремлялся к идолам (ср. 1 Фее 1, 9), заменяя «истину Божию ложью» (см. Рим 1, 25); так притупляется и способность человека постигать истину и ослабляется воля послушания ей. В итоге человек, поддаваясь релятивизму и скептицизму (ср. Ин 18, 38), начинает искать призрачную свободу вне самой истины.

Но тьма заблуждения и греха не может совсем угасить в человеке свет Бога Творца. В глубине сердца он испытывает постоянную тоску по абсолютной истине и жаждет познать ее в полноте, о чем свидетельствуют неутомимые поиски, предпринимаемые человеком во всех сферах деятельности. Еще яснее это подтверждается его поисками смысла жизни. Развитие науки и техники, хотя и является блестящим свидетельством ума и настойчивости человека, не дает ответа на основные религиозные вопросы человечества, а скорее побуждает человека встать на путь решающей мучительной борьбы, происходящей в сердце и совести.

2. Ни один человек не может избежать фундаментальных вопросов: Что мне делать? Как отличить добро от зла? Ответ можно найти только в сиянии истины, которая светится в глубине человеческого духа. Об этом свидетельствуют и слова псалмопевца: «Кто покажет нам благо? Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (ср. Пс 4, 7).

Свет лица Божия сияет в полноте своей красоты в облике Иисуса Христа, в «образе Бога невидимого» (ср. Кол 1, 15) и «в сиянии Его славы» (ср. Евр 1, 3), «полном благодати и истины» (Ин 1, 14): Он есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин 14, 6). Поэтому окончательный ответ на каждый вопрос человека, прежде всего на его религиозные и нравственные вопросы, дает только Иисус Христос. Более того, Сам Иисус Христос является ответом, как об этом упоминает II Ватиканский Собор: «Тайна человека истинно проясняется лишь в тайне Воплощенного Слова. Ведь Адам, первый человек, был образом будущего, т.е. Христа Господа. Христос, последний Адам, в Откровении тайны Отца и Его любви полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание»1.

Иисус Христос, «Свет народам», освещает лик Своей Церкви, которую Он послал ко всему миру благовествовать Евангелие всему творению (ср. Мк 16, 15)2. Таким образом Церковь, «Божий народ между народами»3, зная о новых вызовах истории и о человеческих усилиях, затрачиваемых на поиски смысла жизни, предлагает всем ответ, источником которого является истина Иисуса Христа и Его Евангелия. Всегда живо осознание Церковью того, что ей «надлежит во всякое время различать знамения времен и истолковывать их в свете Евангелия, чтобы она могла дать каждому поколению подобающий ответ на вечные вопросы людей о смысле нынешней и будущей жизни и об их взаимосвязи»4.

3. Пастыри Церкви, в общении с Преемником святого Петра, близки верным в этом усилии, сопровождая их, ведя своим наставлением, всегда находя новые слова любви и милосердия, чтобы обращаться не только к верующим, но ко всем людям доброй воли. II Ватиканский Собор является исключительным свидетельством такой позиции Церкви, которая, будучи «знатоком человеческих дел»5, стремится служить каждому человеку и всему миру6.

Церкви известно, что нравственные вопросы глубоко тревожат каждого человека, затрагивая всех, даже тех, кто не знает Христа и Его Евангелия или вообще не знает Бога. Ей известно, что именно благодаря нравственной жизни перед каждым открывается путь спасения. Об этом свидетельствует и II Ватиканский Собор, утверждая: «А те, кто не по своей вине не знают Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищут Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремятся исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, могут обрести вечное спасение». И добавляет: «Божественное Провидение не отказывает в необходимой для спасения помощи тем, кто не по своей вине еще не достиг ясного познания Бога, но пытается, не без благодати Божией, вести правильную жизнь. Ибо все доброе и истинное, что можно у них обнаружить, Церковь считает неким приуготовлением к Евангелию и даром Того, Кто просвещает всякого человека, чтобы он, наконец, обрел жизнь»7.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница