Васина Н. В., Жарких Н. Г., Костыря С. С. Ценностные ориентации современной молодежи



Скачать 169.26 Kb.
страница1/3
Дата01.08.2018
Размер169.26 Kb.
  1   2   3

Васина Н.В., Жарких Н.Г., Костыря С.С.
Ценностные ориентации современной молодежи
В отечественных и зарубежных психологических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. Так при изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность», а при изучении отдельных индивидов используется как понятие «ценностная ориентация», так и понятие «ценность». Ценности, по Н.А. Журавлеву, понимаются как значимые для личности предметы и явления окружающей действительности [Журавлев, 2006].

Понятие ценности было введено И. Кантом. В. Виндельбанд считал, что ценность есть идеал. По В. Вундту, ценности образуют ядро мировоззрения. У Э. Дюркгейма, ценности существуют в объективной реальности. По М. Веберу, ценности составляют благо [Орлов, 1999].

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: 1) значимость (Л.М. Архангельский, М.И. Еникеев, Н.Ф. Наумова, В.П. Тугаринов, И.Т. Фролов, Я. Щепаньский) и 2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.М. Архангельский, М.И. Еникеев, А.Г. Здравомыслов, С.Л Рубинштейн, Л.Н. Фролович, В.А. Ядов) [Бубнова, 1999].

Можно говорить о 3-х формах существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как разработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно-историческими. Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В-третьих, социальные ценности, преломляясь сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентации [Шледер, 1994].

Система ценностных ориентации, являясь психологической характеристикой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, служит важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения [Шеркович, 1993].

Формирование системы ценностных ориентаций личности происходит в течение всей жизни человека, претерпевая ряд изменений. Решающим в этом процессе становится юношеский возраст. Именно в этом возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность развития внутренней, автономной системы ценностей. Под влиянием ценностных ориентаций, принятых в обществе, простраивается вся стратегия дальнейшего существования, определяется образ и стиль жизни современного молодого человека.

Большую роль в процессе формирования мировоззрения играет обучение, специфика которого определяет перспективы личностного и психического развития человека. Приоритетное направление современного образования – реализация компетентностного подхода на базе использования интерактивных образовательных технологий, которые позволяют формировать личность в условиях непрерывного субъект-субъектного диалога педагога и учащегося, где каждый обучающийся имеет возможность демонстрировать активную позицию в получении знаний, выступать полноправным партнером по общению. Такой подход, по мнению многих исследователей, в первую очередь способствует развитию самосознания и рефлексии личности (Л.М. Митина, И.В. Вачков, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.). Практическая реализация социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке студентов позволила выявить устойчивые изменения в самосознании студентов в сфере коммуникации. Были получены достоверные данные об позитивных сдвигах в области коммуникативных знаний, коммуникативных установок и позиций респондентов [Жарких, 2011].

В 1990 году сотрудниками НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством В.Е. Семенова была исследована динамика ценностных ориентаций молодежи в период социальной трансформации общества. Согласно полученным данным, главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера. В целом, первые пять ценностей молодежи совпадают с данными исследователей, полученными в других регионах страны [Гаврилюк, Трикоз, 2002]. Исследователи также выявили, что главным для молодежи, прежде всего, является реализация своих способностей (21,4%), а затем уже стать богатым (16,1%) и жить в свое удовольствие (15,9%). Достаточно равномерные по численности группы тех респондентов, кто стремится стать человеком высокой культуры (14,5%), высококвалифицированным специалистом (14,3%), сделать карьеру, добиться высокого социального статуса в обществе (14,7%), а уйти от «мира» и спасти свою душу хотят только 1,0% из числа опрошенных. Распределения в целом по массиву опрошенных показывают достаточно высокую степень ориентации молодежи на получение хорошего образования как на фактор успеха в жизни – 23,7%, хотя, наряду с этим знакомства и связи ценятся несколько выше – 25,7%, а выше всего происходит ориентация на деньги, как на фактор, обеспечивающий успех в жизни – 31,3%.

Согласно данному исследованию, деньги, как основной фактор успеха в жизни, в соотношении по выделенным возрастным группам молодежи, более всего значим для старшей возрастной группы (27-29 лет) – 33,8%, менее всего – для 18-20 летних – 12,2% [Шеркович, 1993].

Е.А. Скрипунова и А.А. Морозова, исследовав ценностные ориентации современной молодежи, подчеркивают несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций, большую ориентацию на материальные блага, нежели на духовные ценности, слабый интерес к проблемам общества и страны. Структуру предпочтений молодежи можно разделить на 3 группы: сфера жизни значимая в высшей степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; значимая на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; значимая в низкой степени – религия, общество, страна, город, среда обитания. Они не обнаружили различий в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования.

Согласно данному исследованию, если сравнивать ценностное сознание студентов 2003 г. и середины 1990-х годов (1994, 1997), то в 2003 г. оно характеризуется более выраженной ориентацией на образованность и ценности социально-психологического комфорта: любовь, уверенность в себе. Более значимыми для студентов в указанный период становились и прагматические ценности: эффективность в делах, предприимчивость и экономические ценности: богатство и собственность как инструментальная ценность. Менее значимыми, по сравнению с серединой 1990-х годов, для студентов стали ценности здоровья, творчества и этические ценности: честность и воспитанность. Таким образом, можно констатировать произошедшее за последнее десятилетие смещение акцентов в ценностном сознании студентов с направленности на творческую самореализацию и этические ценности к ориентации на деловую активность и прагматические ценности. Обнаруженный в 2003 году поворот в динамике ценностных ориентации студентов свидетельствует о некоторой переоценке системы ценностей, происшедшей на протяжении как минимум восьми лет (1994-2001). По результатам исследования в течение 1990-х годов и в начале XXI в. выявлена волнообразная динамика двух комплексов терминальных и инструментальных ценностей студентов, которая имела место в периоды смены относительно стабильных социально-экономических условий жизнедеятельности острым социально-экономическим кризисом. Ее осознанность заключается в следующем: когда в ценностном сознании личности возрастает (или снижается) значимость одного комплекса ценностей, тогда достоверно снижается (или, соответственно, возрастает) знание другого человека. Следует специально отметить те ценностные приоритеты, которые оставались относительно устойчивыми в историческом времени и практически не подвергались изменениям. К ним относятся следующие: ценности познания – 12-е место, исполнительности – 15-е место, счастья других – 16-е место и собственность как терминальная ценность – 18-е место. Таким образом, несмотря на сравнительно низкие ранги, перечисленные ценности, относящиеся к категории относительно стабильных, являются важнейшими и во многом инвариантными составляющими ценностного сознания социальной группы студентов в целом [10].

Несмотря на достаточно большое количество исследований в области ценностных ориентаций, в литературе наблюдается недостаточная проработанность этой проблематики относительно современной студенческой молодежи. Имеющиеся данные недостаточно систематизированы и обобщены, иногда носят противоречивый характер. В связи с этим в 2013 году было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций современной молодежи – студентов Орловского государственного университета – юношей и девушек 17-23 лет в количестве 80 человек.

В качестве диагностического материала использованы две методики – методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности» С.С. Бубновой и методика «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

Средние показатели по группе студентов отражены в таблице №1.



Таблица №1.


Каталог: files -> upload -> publications
upload -> Вопросы кандидатского экзамена «История и философия науки»
upload -> Учебное пособие для аспирантов Издание 3-е, переработанное и дополненное
publications -> Становление социологии морали: социолого-исторический анализ
publications -> Духовная жизнь общества в социологическом измен\рении
publications -> Р. Г. Мумладзе, И. Д. Афонин, В. А. Смирнов
publications -> История отечественной социологии
publications -> Мумладзе Р. Г., Афонин И. Д., Афонин А. И., Смирнов В. А. Политология
publications -> История мировых цивилизаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница