Василий васильевич зеньковский



Скачать 32.98 Kb.
Дата03.06.2018
Размер32.98 Kb.

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЗЕНЬКОВСКИЙ

(1881–1962 гг.)

Философ, психолог, теоретик и историк образования, религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. С 1912 года приват-доцент, затем профессор Киевского религиозно-философского и Фребелевского обществ. Министр культуры и вероисповедований в правительстве Скоропадского. В 1919 году эмигрировал в Югославию, профессор Белградского университета. В начале 20-х годов переехал в Прагу. Председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организатор общеэмигрантских педагогических съездов и совещаний. Был в числе основателей высшего русского педагогического института имени Я. А. Коменского, заведующий кафедрой экспериментальной и детской психологии (1923–1926 гг). Участвовал в создании Русского студенческого христианского движения и был его руководителем (1923–1960 гг.). С 1927 года он в Париже. Профессор, заведующий кафедрой философии Православного богословского института, вел курсы психологии и педагогики. Руководил Религиозно-педагогическим кабинетом при институте (1927–1958 гг.), редактировал «Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета» (1928–1958 гг.). В 1939 году был интернирован французскими властями. В 1942 году принял сан священника, продолжил научную деятельность в области религиозной педагогики, психологии, философии и богословия.

Зеньковский В. В. указывал на противоречия между высшими педагогическими декларациями официальной школьной политики и сущностью коммунистического воспитания. Он утверждал, что коммунистическое воспитание изначально не может быть человеколюбивым, поскольку делит детей по классовой принадлежности. Это воспитание далеко от гуманизма, поскольку чуждо пацифизму, взаимопомощи, симпатии ко всему живому, любви к малой родине и всей отчизне. Любовь к человечеству заменяется служением классу, национальное – интернациональным, духовное – материальным.

Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям С. И. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным. Зеньковский исходил из христианского мировоззрения.

«Социальное воспитание, его задачи и пути», «Психология детства», «Курс общей психологии», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика в ХХ веке», «На пороге зрелости», «О педагогическом интеллектуализме», «Проблемы школьного воспитания в эмиграции» – вот неполный перечень работ философа.

Главная задача воспитания, по мнению Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой «природный состав», направляя к добру триединое существование в себе: наследственности, социальности, духовности.

Большое значение в воспитании Зеньковский уделял творчеству, оценочной деятельности, рассуждениям ребенка. Он считал, что путь нравственного воспитания – активное преодоление зла посредством раскрытия и укрепления светлых сил и устремлений ребенка. Силы добра и свободы находят отражение в творчестве В. В. Зеньковского. С этой точки зрения Зеньковский критиковал позицию Л. Н. Толстого, который выдвигал в качестве основы нравственного воспитания принцип служения добру и самосовершенствования личности путем совмещения его с принципом «непротивления злу насилием». По Зеньковскому, основная ошибка «толстовской педагогики» состоит в утопическом преклонении перед якобы совершенными природными силами детской души, замене христианской религии собственной доморощенной религией «толстовства», что и не позволило Л. Н. Толстому педагогически верно подойти к решению проблемы соответствия детской свободы, добра и зла в духовно-нравственном развитии ребенка.

Зеньковский считал, что свобода духовно-нравственного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что её следует целенаправленно воспитывать педагогическими средствами. Учитель – воспитатель, развивающий в детях важнейшее личностное качество “восхождение к свободе”, опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от бога человеку “дар свободы” и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал. Педагогическая задача заключается в поиске способов соединения в душе ученика свободы с добром, с духовно-нравственными ценностями христианского человечества.

Возникновение экспериментальной педагогики относится к 80-90 гг. XIX столетия, когда в Петербурге появляется первая лаборатория экспериментальной педагогики. Представители этого направления намеривались создать экспериментальную базу воспитания и обучения, сосредоточились на детальном изучении психофизиологических особенностей развития детей. Усилиями представителей педагогической психологии и экспериментальной педагогики предпринимались попытки создания новой науки о воспитании и обучении – педологии.



Нередко она виделась как искусство индивидуального воспитания, при котором используются знания из педагогической психологии, экспериментальной педагогики, общих физических и психологических законов детского развития соответственно полу и возрасту, также делалась опора на работы нейрофизиологов и медиков.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница