Валеев Р. М. Профессор Ковалевский (Kowalewski) О. М.(Jozef) – монголовед и путешественник



Скачать 58.21 Kb.
Дата13.03.2018
Размер58.21 Kb.

Валеев Р.М.
Профессор Ковалевский (Kowalewski) О.М.(Jozef) – монголовед и путешественник
В биографии и творчестве известного востоковеда-монголоведа, гуманиста и просветителя, ректора Казанского университета О.М.Ковалевского выделяются три основных этапа – вильнюсский (1817-1824), казанский (1824-1862) и варшавский (1862-1878).

Профессор Казанского университета стал одним из основоположников российского и польского научного монголоведения в середине Х1Хв. О.М.Ковалевский стоял у истоков российской университетской школы монголоведения. Его жизнь и научное наследие вызывает огромный интерес современных ученых России и зарубежных стран.

С его именем связана замечательная страница в истории Казанского университета и отечественного востоковедения Х1Х в. Казанский университетский востоковедческий центр внес важный вклад в исследование многообразного историко-культурного прошлого и настоящего восточных народов Российской империи и стран зарубежного Востока. В этом огромная заслуга О.М.Ковалевского как одного из основоположников университетского востоковедения в России.

Ковалевский О.М. родился 9 января 1801г. в д.Большая Берестовицы (Бржестовицы) Гродненской губернии и уезда в семье небогатого униатского священника, происходившего из польских мелкопоместных дворян. В 1809-1817гг. учился в гимназии г.Свислочи Гродненской губернии, входившей в состав Виленского учебного округа, где приобрел хорошие знания по гуманитарным дисциплинам – греческому, латинскому и польскому языкам, истории и литературе. Огромный интерес гимназиста к античной истории и классической филологии повлиял на поступление в факультет литературы и свободных (изящных) языков университета в г.Вильно (образован 24 января 1803г. и закрыт в 1832г.).

20 сентября 1817г. О.Ковалевский поступает в Виленский университет для дальнейшего обучения в области классической филологии. Среди профессоров и преподавателей Виленского университета, которые оказали благотворное педагогическое и научное влияние на выпускников университета и в будущем известных востоковедов России и Польши – О.И.Сенковского (1818г.), О.М.Ковалевского (1821г.), И.Б.Петрашевского (1826г.), А.О.Мухлинского (1828г), особо выделяются Т.Хусажевский, С.Жуковский, В.Мюних, И.Гинтил, М.Бобровский. И, конечно, нельзя не вспомнить о значительном влиянии на студентов крупнейшего историка, профессора Иоахима Лелевеля (1786-1861гг.), который учился в Виленском университете в 1804-1808гг. (1) В период учебы в Виленском университете началась дружба О.Ковалевского с А.Мицкевичем.

В Виленском университете в 1817-1821гг. О.Ковалевский был активным участником «Общества филоматов» (с 1817г.) и «Общества филаретов» (с 1820г.).

В июне 1820г. О.М.Ковалевский завершил курс учебы по отделению филологических наук в университете со степенью кандидата философии и был определен заместителем преподавателя польской словесности в Виленскую гимназию. Он также вел в гимназии занятия по греческому и латинскому языкам. В 1821-1823гг. О.Ковалевский продолжил работу над переводами «Истории» Геродота, «Жизнеописаний» Плутарха», «Римской археологии» Дионисия Галикарнасского и опубликовал переводы классических работ – «О высоком» ритора Д.Лонгина и шесть книг «Метаморфоз» П.Овидия.

В этот период патриотизм и оппозиционное отношение к реакционным порядкам в Российской империи наиболее характерные черты жизнедеятельности О.М.Ковалевского.

В 1823-1824гг. царское следствие и дознание по делу о деятельности патриотических кружков и обществ в городах Белоруссии и Литвы, аресты членов «Общества филаретов» изменили последующую жизнь О.М.Ковалевского.

В ссылку в Казань отправлялись О.Ковалевский, Я.Верниковский и Ф.Кулаковский, которые были причислены к педагогическому институту университета для изучения восточных языков. Они покинули г.Вильно 24 октябре 1824г.

25 декабря 1824г. группа ссыльных из Вильно прибыла в Казань. О.Ковалевский и Я.Верниковский стали изучать восточные языки в университете, а Ф.Кулаковский был определен чиновников в канцелярию попечителя округа.

В биографии О.М.Ковалевского 1824–1862гг. связаны с наиболее плодотворным казанским периодом педагогической и научной деятельности известного востоковеда-монголоведа, путешественника и просветителя. Именно в Казанском университете он переориентируется от занятий классической филологией к языкам, истории и культуре народов Востока.

В жизни и творчестве О.М.Ковалевского заметны два основных направления пути в востоковедение. Первое – изучение восточных языков в университете, непосредственное близкое знакомство и изучение истории и культуры Азии в конкретном географическом пространстве Сибири, Бурятии, Монголии и Китая. Второе – преподавание монгольской словесности в известном университетском центре России, исследование письменного и материального наследия народов Центральной Азии.

Первыми учителями по восточным языкам О.Ковалевского в университете стали И.Хальфин, Ф.Эрдман и А.Казем-Бек.

В 1825-1828гг. Осип Ковалевский, зачисленный кандидатом в педагогический институт Казанского университета изучал татарский, арабский и персидский языки. В первые годы жизни в Казани Ковалевский стал составлять татарский словарь, собирал материалы и писал об истории Казанского ханства.

В связи с подготовкой к открытию университетской кафедры монгольской словесности совет решил направить О.Ковалевского и А.Попова в научную командировку в Иркутск сроком на четыре года для изучения монгольского языка. Это решение определило в жизни О.М.Ковалевского новый рубеж в учебной, научной и просветительской деятельности.

В 1828 – 1833гг. во время путешествия О.М.Ковалевский в Иркутске, Забайкалье, Бурятии, Монголии и Китае изучал монгольский язык и литературу, историю и культуру монголоязычных народов, переписывал и переводил монгольские тексты, составлял грамматику и словарь монгольского языка, приобретал монгольские, китайские, тибетские и др. рукописи и ксилографы для библиотеки университета, собирал монгольский и бурятский фольклор, путешествовал по Забайкалью, встречался и знакомился с жизнью и бытом народов Восточной Азии. В этот период он также занимался изучением основ китайского, тибетского, санскритского и маньчжурского языков. Во время путешествия побывал в Кяхте и бурятских кочевьях. Это научное путешествие сыграло главную роль в научном и просветительском интересе Ковалевского к языку, литературе, истории, этнографии, религии и быту монгольских народов.

В Забайкалье начинается его просветительская деятельность в бурятских кочевьях. Он был инициатором создания русско-монгольской войсковой школы в Троицкосавске (открыт в сентябре 1833г.). В 1836г. О.М.Ковалевский сыграл особую роль в появлении в классах Первой Казанской гимназии первых бурятских мальчиков. В 1842г. по его рекомендации в гимназии был назначен надзиратель для проведения практических занятий по монгольскому языку гецул-лама Кулун-Норского дацана Галсан Гомбоев. Известные бурятские просветители и ученые Доржи Банзаров, Галсан Гомбоев и А.А.Бобровников стали первыми учениками монголоведческой школы профессора О.М.Ковалевского.

В сентябре 1829г. он по поручению Иркутского гражданского губернатора с курьерами посетил г.Ургу в Монголии. С 30 августа 1830г., отправленного письмоводителем пристава в составе ХI–ой российской духовной миссии жил целый год в Пекине (вернулся 1 сентября 1831г.) в целях усовершенствования языков и приобретения книг и рукописей для университетской библиотеки.(2)

Именно во время научного путешествия О.М.Ковалевский начинает изучать буддизм, историю и культуру народов Центральной и Восточной Азии.

До приезда в университет О.М.Ковалевский подготовил учебные пособия – «Краткая грамматика монгольского языка», полный (40 тыс. слов) и краткий (5 тыс. слов) «Монгольско-русские словари», «Разговорники монгольского и бурятского языков» и др. и собрал оригинальный материал, посвященный «истории монголов и истории буддизма в Индии, Китае, Тибете и Монголии».

После возвращения из путешествия в Казань в марте 1833г. начинается наиболее плодотворный этап учебной, научной и административной деятельности О.М.Ковалевского в Казанском университете, связанный с развитием казанского университетского востоковедческого центра в России и Европе.

25 июля 1833г. в университете была учреждена первая в России и Европе кафедра монгольского языка во главе с О.М.Ковалевским. Профессора О.М.Ковалевский и А.В.Попов явились основателями университетского монголоведения, бурятоведения и калмыковедения в России. 11 сентября 1833г. адъюнкт Ковалевский начал обучать в университете первых студентов, желающих изучать монгольский язык. Курс монгольского языка был введен в Первой Казанской гимназии, где преподавал А.В.Попов. (4)

Биография и наследие монголоведа и буддолога О.М.Ковалевского отражает важные педагогические, научные и гуманистические процессы в российском и европейском востоковедении Х1Хв. Объективность, научность и гуманизм – отличительные черт наследия профессора Казанского университета.

О.М.Ковалевский сыграл исключительную роль в преподавании монгольского языка в университете и гимназии, комплектации библиотеки рукописями и сочинениями, подготовке и издании учебных пособий. В Казани написал работы, посвященные языкам, быту нравам, истории, этнографии, религии монголоязычных народов России и зарубежной Азии. Его работы отличались уважением к историко-культурному наследию народов Восточной Азии и горячим сочувствием к монголам, бурятам, китайцам.

Профессор О.М.Ковалевский - автор основополагающих и известных трудов и учебных пособий в области монголоведения, буддологии и тибетологии. «Краткая грамматика монгольского книжного языка» (1835), «Монгольская хрестоматия» (т. 1-2, 1835, 1837), «Буддийская космология» (1837), «Монгольско-русско-французский словарь» (т.1-3, 1844, 1846, 1849), рукописная «История монголов» и другие работы О.М.Ковалевского вошли в золотой фонд мирового и отечественного монголоведения и буддологии.

Книги, ксилографы и рукописи народов Восточной Азии, собранные во время путешествия О.М.Ковалевским и А.В.Поповым стали важной источниковедческой базой отечественного востоковедения в Казанском и Санкт-Петербургском университетах. Известный «Каталог санскритским, монгольским, тибетским, маньчжурским и китайским книгам и рукописям в библиотеке императорского Казанского университета» (1834г.) вошел в анналы мирового востоковедения.

Впервые в истории российского университетского востоковедения первой половины Х1Х в. системно были собраны тибетско-монгольские словари, санскритско-тибетский словарь буддийских терминов, маньчжурско-монгольско-тибетско-китайские словари, экземпляры маньчжурской литературы (переводы китайских классических книг, работы католических миссионеров и др.), различные монгольские, китайские и тибетские книги. (6)

В 1835г. университет приобрел коллекцию О.М.Ковалевского, состоящую из 1272 наименований. Это собрание включало китайские, маньчжурские, монгольские сочинения и уникальную этнографическую коллекцию (костюмы лам, буддийские божества, монеты, картины и др. (7)

Огромную просветительскую и научно-педагогическую роль сыграл основатель отечественного университетского монголоведения в появлении плеяды российских востоковедов и монголоведов – Г.Никитуева (род около 1808-?), Д.Банзарова (ок.1822-1855), К.Ф.Голстунского (1831-1899), В.П.Васильева (1818-1900), А.А.Бобровникова (1821-1865) и др.

В целости не сохранившаяся личная библиотека и рукописи О.М.Ковалевского находятся в архивах и библиотеках гг. Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Иркутска, Варшавы. (8) Его педагогическое, научное и эпистолярное наследие представляет огромный интерес для истории востоковедения в России и Европе, а также для языковедов, историков, этнографов, искусствоведов и религиоведов.

Трагична судьба обширного литературного и научного наследия О.М.Ковалевского. Особенно большая часть его архива и библиотеки была уничтожена в Варшаве в 1863 г. Среди фундаментальных работ, потерянных для науки следует особо выделить: «История Востока», «История буддизма», «История монгольской литературы», «Путешествие в Монголию и Китай», «Биография Дзонкавы – реформатора буддизма в Тибете», «Сравнительная грамматика монгольско-турецко-финская» и др. Педагогическое и научное наследие казанского профессора ярко свидетельствует о формировании монголоведения в ведущее направление отечественной ориенталистики в середине Х1Х в.

Примечания
1. См.: Польские профессора и студенты в университетах России

(Х1Х – начало ХХ вв.). Варшава, 1995.

2. См. В НА РТ в фонде 10 (оп.5, Д. 843 и 843А) сохранились две рукописи О.М.Ковалевского с периода своего научного путешествия в 1830-1832 гг. Первая рукопись озаглавлена: Дневники занятий во время пребывания его с миссией в Пекине в 1830-1832 гг. (424 л.), а вторая на польском языке Dziennik zatrudnien. 1830-1831. (161 л.);

Россия – Монголия - Китай: Дневники монголоведа О.М.Ковалевского 1830-1831 гг./Подготовка к изданию, предисловие, глоссарий, комментарий, указатели И.В.Кульганек, Р.М.Валеев. – Казань-Санкт- Петербург: Изд-во «Таглимат», 2005-2006. – 103 с.

3. НА РТ, Ф.92,оп.1,д.3829, л.7-8.

4. РГИА, Ф. 733,оп. 40, д.318; НА РТ, 92, оп. 1, д.3829.

5. РГИА, Ф.733. оп.43, д.78.

6. См.: Яхонтов К.С. Каталог книг на маньчжурском языке, хранящихся в фондах библиотеки восточного факультета Ленинградского университета. Л., 1986; Uspensky V.L. Catalogue of the Mongolian manuscripts and xylographs in the Petersburg state university library. Tokyo, 1999-2000.

7. НА РТ, Ф.92,оп.1, д.4251, л.6-17.

8. См.: Любимов А. О неизданных трудах о. Иакинфа и рукописях проф. Ковалевского, хранящихся в библиотеке Казанской духовной академии//Записки восточного отделения императорского русского археологического общества.- Т. 18.- СПб.,1908.- С.061-064; Петров А.А. Рукописи по китаеведению и монголоведению, хранящиеся в Центральном архиве АТССР и в библиотеке Казанского университета//Библиография Востока. Вып.10 (1936). М., 1937, с.139-155; Румянцев Г.Н. Неизвестная рукопись О.М.Ковалевского//Записки Бурят-Монгольского государственного научно-исследовательского института культуры и экономики.УП.-Улан-Удэ, 1947,с.139-142; Чимитдоржиев Ш.Б. Фонд О.М.Ковалевского в библиотеке Вильнюсского университета//Народы Азии и Африки.-1990.-№ 2.-с.137-140; Чугуевский Л.И. Архив востоковедов//Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Материалы по истории отечественного востоковедения. Ч.Ш. Москва, 1990, с.41-42; Наследие монголоведа О.МС.Ковалевского и современность: Доклады и сообщения международной научной конференции, 21-24 июня 2001 г.- Казань, 2002; Монголовед О.М.Ковалевский: биография и наследие (1801-1878).- Казань, 2004 и др







Каталог: f16 -> bin files
bin files -> Р. М. Валеев, Темирбеков М. Н. А
bin files -> Печатается по решению
bin files -> Методические указания для студентов Института востоковедения Казанского государственного университета Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории и экономики стран Востока Института востоковедения
bin files -> Программа «отечественная османистика и туркология: итоги и перспективы»
bin files -> Санскритология и буддология в Казанском университете (ХIХ век)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница