В. З. Денискина Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей Методическое пособие



страница1/9
Дата22.01.2018
Размер1.32 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

В. З. Денискина


Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей

Методическое пособие



МОСКВА- 1988


В пособии рассматриваются различные методы обучения математике, которые описаны применительно к различным этапам усвоения знаний (изучение нового материала, закрепление и контроль), показана взаимосвязь методов обучения с другими сторонами учебного процесса.

Пособие адресовано учителям начальных классов школ для слепых детей. Оно также будет полезно преподавателям, обучающим слабовидящих младших школьников, а также студентам дефектологических факультетов педагогических институтов.

Рекомендовано Главным управлением школ Государственного комитета СССР по народному образованию

© Всероссийское общество слепых (ВОС), 1988


ВВЕДЕНИЕ


Важнейшей задачей школы для слепых на современном этапе ее развития является повышение качества обучения.

Проблема эта сложная и многоаспектная. В данном пособии внимание будет сосредоточено на методах обучения, как на одном из важнейших звеньев совершенствования процесса обучения.

Что же представляет собой метод обучения?

Метод обучения «предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность имеющимися у него средствами... Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения учеником изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат, обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели. Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования... Иначе говоря, метод обучения предполагает непременное взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования» [5, с. 187]. Существуют и другие определения метода обучения.

В современной дидактике и методиках учебных предметов существуют разные точки зрения на классификацию методов обучения (по источникам знаний, по дидактическим целям, по характеру познавательной деятельности учащихся и др.).

Следование в живом учебном процессе методам обучения, принадлежащим какой-то одной классификации, показывает, что такой подход сковывает творческие возможности учителя. Объясняется это тем, что методы обучения зависят от многих факторов. Они определяются целями и содержанием образования, уровнем развития педагогики и психологии, наличием различных средств обучения, многообразием ситуаций, возникающих в школьной практике и др. Каждый компонент, влияющий на методы обучения, развивается, совершенствуется и претерпевает со временем изменения.

На методы обучения аномальных детей накладывает отпечаток их сенсорный дефект, а также вторичные отклонения, которые вызваны этим дефектом. В частности, при обучении слепых детей

практически неприемлемо использование Широко применяемого в массовой школе метода демонстрации.

На выбор методов обучения слепых детей оказывает влияние и коррекционная направленность обучения, а также решение учителем задач социально-бытовой и социально-трудовой адаптации этой категории аномальных школьников.

Кроме того, методы обучения обусловлены спецификой учебного предмета, так как отражают его содержание и методологию. Так, в основе специальных умений, формируемых при обучении математике, лежит освоение методов этой науки в доступных учащимся объеме и форме.

Таким образом, многообразие подходов к классификации методов обучения отражает их объективную, реальную многосторонность. Построить неизменную классификацию методов обучения означало бы искусственно ограничить исключительно богатую в своих проявлениях учебно-педагогическую деятельность рамками какой-то схемы.

«Один из путей разрешения этой важнейшей для школьной практики проблемы,— пишет Ю. К Бабанский,— ...исходным своим моментом имеет предположение, согласно которому классификаций методов, как и самих методов обучения, может быть много; к тому же, их число, содержание и характер будут постоянно меняться в зависимости от развития общественно-исторических задач воспитания, обучения и образования в школе» [3, с. 15].

Такой подход в оценке методов обучения предполагает на каждом историческом этапе развития педагогики и школы (как массовой, так и специальной) правомерность существования ведущих методов.

На наш взгляд, при изложении методов обучения математике слепых младших школьников надо учитывать хотя бы три важных признака: основные дидактические задачи, источники знаний и характер умственной деятельности учащихся. Относительно последнего дадим разъяснения.

В умственной деятельности учащихся выделяются три вида характера: рецептивный, репродуктивный, продуктивный.

Рецептивный характер состоит в восприятии материала, предложенного ученику в готовом виде; репродуктивный связан с запоминанием полученных знаний или выработкой умений и выражается в воспроизведении знаний или учебных действий; продуктивный, или творческий, направлен на самостоятельное добывание знаний.

Такой подход, в котором учитываются не только цели и содержание обучения, но и характер деятельности учащихся, помогает учителю в едином учебном процессе органически сочетать задачи обучения, воспитания и развития школьников.

4

Для описания же методов обучения математике слепых младших школьников в качестве основополагающих нами были взяты различающиеся по своим дидактическим целям следующие этапы учебного процесса: изучение нового материала; совершенствование знаний, умений и навыков; контроль результатов обучения.



Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница