В управлении образования администрации города Оренбурга давно осознана необходимость широкого использования информационных технологий в деятельности управленческого аппарата



Скачать 155.71 Kb.
Дата01.08.2018
Размер155.71 Kb.


Управление реализацией Программы развития

муниципальной системы образования города Оренбурга:

модуль «Информатизация образования»
Гордеева Н.А.,

начальник управления

образования администрации г. Оренбурга,

к.п.н.
В условиях «цифрового века» использование информационных технологий на любом уровне управления системой образования является реальностью, неопровержимым фактом, тем инструментом, при помощи которого легко воплощаются качественно новые идеи.

Модели управления комплексной информатизацией системы образования могут быть построены на разных основаниях и рассмотрены с разных точек зрения:

- модель управления информатизацией на основе модульной структуры;

- модель управления процессами информатизации муниципальной системы образования;

- модель управления на основе кластерной структуры.

Нами выбран вариант модели управления информатизацией системы образования – управления процессами, которые протекают в одном большом процессе информатизации образования города: как на муниципальном уровне, так и на уровне одного конкретного учреждения.

Процессы информатизации системы образования:



  • организационно-управленческий;

  • технического оснащения;

  • информационный;

  • кадровый;

  • методический.

В этих процессах принимают участие все субъекты информатизации, и, кроме того, эти же субъекты оказывают на них свое влияние.

1. Организационно-управленческий процесс.

Управление образования, как учредитель муниципальных образовательных учреждений, должно быть, и является флагманом в использовании информационных технологий и получении от этого социального эффекта.

Внедрение электронных торгов, электронной подписи, электронного документооборота предполагает активное освоение информационных технологий управленческим аппаратом образовательного учреждения, так и специалистов управления образования.

Анализируя результаты Программы развития муниципальной системы образования города Оренбурга, а именно: модуль «Информатизация образования» прежде всего, необходимо сказать о том, как глубоко процесс информатизации проник в деятельность Управления образования, и на сколько повысил её ритм.

Во-первых, все специалисты управления прошли обучения и в настоящее время имеют уровень уверенного пользователя ПК.

Во-вторых, с целью экономии рабочего времени специалистов управления выстроена локальная сеть, связывающая все рабочие места; обеспечен свободный выход в Интернет. Как результат, увеличена как скорость документооборота, так и качество предоставляемых услуг. Применение компьютера и автоматизированных информационных систем позволяет унифицировать отчётность, а значит, сокращает временные и трудовые затраты на её обеспечение. К тому же появляется возможность оперативного решения административных вопросов, так как информационные потоки становятся более управляемыми.

В-третьих, создан и активно пополняется сайт Управления образования администрации г.Оренбурга http://www.orenschool.ru.

За последние 3 года ежемесячная статистика посещаемости сайта по количеству посетителей выросла в 8 раз.

Наши основные приоритеты – наглядность и позитивное осмысление результатов работы органов власти и общественных организаций.

В настоящее время без общения с потребителями услуг системы образования обойтись невозможно, но и принять всех желающих достаточно сложно…

Но есть отличная возможность получить запрос и грамотно выстроить ответ при помощи общения на блоге руководителя.

Так, за год существования на блог начальника управления образования, обратилось более 150 человек по проблемам и вопросам образования. Каждый вопрос детально изучается, и ответ адресату направляется в кратчайшие сроки.

Также на официальном портале города Оренбурга http://orenburg.ru/ работает электронная приемная.

За год работы портала в электронную приемную направлено более 200 вопросов по отрасли «образование». Пятидневный срок ответа на данные обращения стоит на контроле у главы администрации города.

Имеется единая система передачи данных между работниками администрации города Оренбурга, доступ к базе нормативно-правовых актов города Оренбурга. Данная база позволяет оперативно найти необходимый муниципальный правовой акт и ознакомиться с его содержанием в электронном виде.

Внедрение данных систем общения с жителями города позволяет заявителю быстро получить вопросы на интересующие вопросы, не выходя за пределы собственного дома. Оперативность работы по данному направлению позволила снизить риск возможных конфликтных ситуаций и решить вопросы на уровне муниципального органа управления.

Говоря о полноправном участии родительской общественности в управлении образовательным процессом, следует сказать, что в скором будущем состоится презентация сайта городского родительского комитета. Надеемся, что данный Интернет-ресурс снимет много проблем, волнующих родителей.

География расположения структурных подразделений, отделов, подведомственных учреждений управления образования достаточна обширна. Многие возникающие вопросы позволяет быстро и оперативно решить такая форма как система видеоконференцсвязи.

В 2011 году впервые проведено августовское совещание работников системы образования с использованием системы видеоконференцсвязи. Помимо главного сектора работало 5 точек в разных частях города. С помощью дистанционных технологий охват педагогических работников составил 74%.

В перспективе проведение видеоконференций и селекторных совещаний с директорским корпусом ОУ города.

Актуальным на сегодняшний день является предоставление муниципальных услуг через Портал государственных и муниципальных услуг.



В городе Оренбурге по отрасли «образование» через портал планируется предоставлять следующие услуги в электронном виде:

  • дача согласия (разрешения) на основании заявления родителей (законных представителей) на прием в общеобразовательное учреждение детей, не достигших возраста шести лет шести месяцев;

  • перевод обучающихся, воспитанников в другие образовательные учреждения в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности с согласия родителей (законных представителей);

  • согласование предоставления имущества муниципальных образовательных учреждений в аренду в форме экспертной оценки  последствий заключения договора аренды;

  • прием заявлений о зачислении в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет;

  • предоставление информации о реализации в образовательных муниципальных учреждениях программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ;

  • предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося в муниципальном образовательном учреждении, ведение дневника и журнала успеваемости;

  • предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметах, дисциплинах (модулях), годовых календарных учебных графиках;

  • предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) программы;

  • предоставление информации из федеральной базы данных о результатах единого государственного экзамена.

На данные услуги разработаны административные регламенты предоставления услуг, введены данные по услугам в Реестр государственных и муниципальных услуг Оренбургской области.

Таким образом, дистанционные технологии позволяют сегодня наладить оперативную и качественную работу организационно-управленческих и информационных процессов. Внедрение электронных торгов, электронной подписи, электронного документооборота предполагает активное освоение информационных технологий управленческим аппаратом образовательного учреждения, так и специалистов УО.

Осуществляя внедрение информационных технологий внутри Управления образования, параллельно ведутся мероприятия по информатизации образования в подведомственных учреждениях.

Так, в 2006-2007 гг. в городе Оренбурге были созданы предпосылки для широкого развития информационных технологий в образовании.

Решением Оренбургского городского Совета от 25.04.2008 г. №551 была утверждена муниципальная целевая Программа информатизации образования города Оренбурга на 2008 - 2010 годы.

С 2010 года модуль «Информатизация образования» отражен в долгосрочной целевой Программе развития образования города Оренбурга на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации города Оренбурга от 16 ноября 2009 г. N 284-п.

В Оренбурге сложилась комплексная система методического и проектного сопровождения процессов информатизации образования, выстроенная в тесном сотрудничестве с представителями общественности, науки и бизнеса, а главное, созданы необходимые условия для активного использования информационных технологий на уроках, во внеурочной деятельности и в управлении школой.

2. Техническое оснащение информатизации системы образования

Первая позиция - компьютеризация образования

Школа должна не только обеспечить устойчивую работу локальной сети и сервера, высокоскоростной и безопасный доступ в Интернет, создать современный сайт, но и управлять всей совокупностью технологических средств (компьютеры, базы данных, каналы связи, программные продукты).

Одним из важных показателей «современности» школы, по мнению родителей и детей, является оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой.

В школах города:



  • 4342 компьютеров (из них в учебном процессе 3354 компьютеров),

  • 131 компьютерный класс,

  • 30 видеоклассов,

  • 640 интерактивных досок, приставок и планшетов,

  • 507 ноутбуков,

  • 19 мобильных классов,

  • 1085 мультимедийных проекторов с экранами и другой, разнообразной техники, позволяющей сделать процесс обучения интересным и наглядным.

Достигнуты достаточно высокие показатели развития информатизации образования города Оренбурга: 12 учащихся на 1 компьютер, 80 на 1 интерактивную доску, 50 на 1 мультимедиапроектор.

Существенно увеличилось оснащение компьютерной техникой муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Так, если в 2009 году оснащение современной компьютерной техникой не превышало 20%, то сейчас все (100%) дошкольных образовательных учреждений города оснащены современными компьютерами и необходимой для работы техникой.

«Новой школе» нужны новые автоматизированные системы управления образовательным процессом.

В этом учебном году в рамках модернизации образовательного процесса Гимназия №3 стала базовой площадкой по внедрению эксперимента по использованию электронного образовательного комплекса. Финансирование проекта осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Образовательное учреждение получило электронный образовательный комплекс, включающий 25 электронных учебников. В эксперименте принимают участие учащиеся 6,7 и 9 классов, каждый из которых имеет доступ к образовательным ресурсам по обществознанию, истории России, литературе, биологии и географии.

Хотелось бы остановиться еще на одной новинке, которая нашла свое применение в 6 школах города. Это так называемая электронная проходная — турникет со встроенной системой контроля и управления доступа. Ученикам и сотрудникам учебного заведения выдаются индивидуальные электронные пластиковые карты-пропуска.

Все события — входы и выходы по карте или по команде охранника — фиксируются в энергонезависимой памяти системы. SMS-уведомления о времени прихода ребенка в школу и ухода из нее автоматически отправляются на мобильные телефоны родителей. Эти данные используются также для работы столовой школы, необходимость в ручном пересчете количества учеников в каждом классе отпадает. Данная система открывает большой потенциал для работы всего учебного заведения и в этом году еще ряд школ планирует перейти к такому новшеству информатизации.

На сегодняшний день уже реализована функция безналичного расчета за питание и контроль доступа в здание школы.

Находятся в разработке две информационные системы — система автоматизированного учета очередников и комплектования дошкольных образовательных учреждений и автоматизированная межведомственная система по учету всех детей до 18 лет, проживающих в Оренбурге.

И как результат данного проекта — организация безналичного расчета за питание учащихся, обеспечение безопасности учащихся и сотрудников учреждений, учет посещаемости занятий учащимися и их успеваемость, контроль доступа в здания школ, организация доступа родителей к сведениям о посещении их детьми учебных заведений, учет и анализ использования учебных библиотечных фондов и решение многих иных проблем, возникающих в ходе организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

Статистика обнадёживает, но не дает посылов к самоуспокоению. Мы понимаем, что новые приоритеты организации образовательного процесса в современной школе, требуют не только дополнительных финансовых затрат, но и решения некоторых организационных вопросов. Ведь понятно, что количество компьютерной техники в образовательном учреждении не может являться залогом получения школьником качественного образования.

Следующая позиция - Интернетизация образовательного процесса

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» все общеобразовательные учреждения были подключены к сети Интернет. В этом году в соответствии с муниципальным контрактом предоставление услуги централизованного доступа в сеть Интернет школам города осуществляется на скорости не менее 3 Мбит/с без ограничения трафика.

На сегодняшний день 100% (86) общеобразовательных учреждений, 42% (54) дошкольных и 60% (11) учреждений дополнительного образования имеют собственные Интернет-сайты.

Дистанционное образование – это мировой тренд.

В связи с необходимостью соответствовать требованиям времени сегодня школы города, находясь на этапе развития в этом направлении, оказывают лишь дистанционные образовательные услуги, готовясь перейти на полноправное дистанционное обучение.

Создать полноценную муниципальную систему дистанционного образования, которая будет развиваться в двух направлениях: дистанционного повышения квалификации педагогических работников и дистанционного обучения школьников – это первоочередная задача.

Дистанционное обучение школьников мы планируем развивать в рамках построения и развития нескольких моделей: для детей с ограниченными возможностями здоровья; элективные и факультативные курсы, для школьников с особыми образовательными потребностями; дистанционные курсы по общеобразовательным дисциплинам.

Каждая из моделей решает конкретные задачи: от повышения социальной активности маломобильных обучающихся до организации образовательного процесса в период пандемического роста заболеваемости среди всех школьников. Основная их цель заключается в создании дополнительных условий для интеллектуального и творческого развития различных категорий детей, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию. При этом мы обязаны учитывать передовой опыт других регионов РФ и зарубежных государств и привлекать внешний контент к обучению оренбургских школьников.

На базе 3 образовательных учреждений города (Школы №48, 75, 76) в 2013 году будут открыты центры дистанционного образования детей – инвалидов, а на базе муниципального «Ресурсного центра менеджмента образования, науки и информационных технологий» – координационный центр для подготовки педагогических работников, административно – управленческого персонала и технических специалистов, а также дополнительный Интернет - центр для обучения детей.

Заметим, что для организации дистанционного повышения квалификации педагогов города созданы благоприятные условия, как в рамках муниципалитета, так и с выходом в информационные центры ведущих вузов страны.

Проводя оценку программного обеспечения образовательного и управленческого процесса города Оренбурга, следует отметить, что все 86 ОУ (100%) используют в своей деятельности ПО 1С:ХроноГраф Школа 2.5, 34% активно используют возможности ХроноГраф 3.0 Мастер (по сравнению с 2008 г.- 15%)

В настоящее время приоритетным направлением деятельности управления образования администрации города Оренбурга является внедрение системы электронных дневников во все учреждения города, причем такой системы, которая использовала бы возможности 1С:ХроноГраф. 57 ОУ (66%) учреждений оказывают услуги электронных дневников в текущем учебном году с различием в количестве классов в каждой школе.

Особое внимание уделяется использованию лицензионного программного обеспечения. На 40% ПК установлен базовый пакет Microsoft, на 50% установлено свободное программное обеспечение, еще на 10% ПК установлены 2 системы.

Важным, новым моментом в осуществлении защиты детей от информации, не совместимой с процессами образования и воспитания, явилась в этом году закупка программного обеспечения Kindergate. Данная программа установлена на 50% компьютеров школ города, база запрещенных ресурсов содержит более 500 млн. сайтов. На сколько эффективно и достаточно данная система фильтрации будет работать, покажет только время.

3. Кадровое обеспечение и методическое сопровождение информатизации образования.

Сегодня эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров, так как использование информационных технологий позволяет активизировать сетевую работу педагогов.

В 2003 году наш регион вступил в проект «Интел – обучение для будущего», в рамках которого в сфере информационных технологий прошли переподготовку свыше 10 000 работников образования.

Работники сферы образования повысили свой профессиональный уровень в области ИКТ в ходе курсовой подготовки на базе Регионального центра развития образования, в ОГУ в рамках проекта «Подготовка и переподготовка профильных специалистов на базе центров образования и разработок в сфере информационных технологий в Приволжском федеральном округе», на базе ИПКиППРО ОГПУ, получили сертификаты по завершению учебных семинаров и тренингов по проблемам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс на муниципальном уровне.

Совместно с Ассоциацией «Учебный образовательный округ» проведен цикл семинаров по использованию интерактивных средств обучения в учебной и воспитательной деятельности.

С помощью этих и других мероприятий в сфере повышения квалификации педагогами достигнуты высокие результаты.

Так, если в 2007 году менее 50% педагогов школ города Оренбурга использовали информационные технологии в своей профессиональной деятельности, то сейчас эта цифра приближается к 85%.

Природа информационных технологий такова, что их развитие происходит стремительным образом. Для того чтобы оставаться на гребне волны новых информационных технологий необходимо организовать интенсивный обмен опытом, накопленным в процессе их применения. Диссеминация позитивного опыта является отдельным направлением информатизации образования. Это направление реализуется через организацию фестивалей, конкурсов конференций, стажерских площадок по применению информационных технологий в образовании.

Главная задача – обеспечить систему образования специалистами, способными эффективно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Говоря о современных подходах к организации образовательного процесса, следует отметить, одно из интереснейших и перспективных направлений «Образовательная робототехника». В городе имеется позитивный опыт в этой области, демонстрацией тому является участие наших педагогов и учащихся в выставках (Кузьмин Олег Александрович педагог дополнительного образования детей СЮТ Дзержинского района, Анисина Татьяна Николаевна – учитель информатики Гимнации №5, рук. ГМО учителей информатики и многие другие учителя).

Еще значимый в истории конкурсного движения результат: участие и достойная победа в областном конкурсе профессионального мастерства «Учитель Оренбуржья» учителя информатики Лицея №1 Войновой Ирины Викторовны с презентацией своего опыта в направлении «образовательная робототехника».

В настоящее время определены пути взаимодействия педагогов города с Российской Ассоциацией образовательной робототехники. Составлено соглашение о сотрудничестве, направленном на развитие инновационных подходов в сфере информационно-коммуникационных технологий и использование образовательной робототехники в образовательных учреждениях города.

Трансформация методической службы, направленная на повышение качества и конкурентоспособности образования, необходима, а информатизация образования как раз и позволяет построить систему, ориентированную на непрерывную методическую поддержку педагогов по использованию ресурсов, технологий, внедрению новых педагогических методик в информатизацию образовательного процесса и управления школой.

Тем самым созданы условия для начала очередной волны совершенствования процесса информатизации системы образования в Оренбурге.

Для начала обрисуем круг основных проблем, стоящих в настоящее время перед муниципальной системой образования города Оренбурга в области информатизации:


  • в связи с переходом на ФГОС, которые в корне меняют систему управления и логику организации образовательного процесса в школе, следует провести глубокий мониторинг состояния муниципальной системы образования города Оренбурга в области информатизации.

  • в течение 15 лет образовательные учреждения всей России работали с программными продуктами компании Microsoft. Понятно, что их дальнейшее использование затратно, но и переход на свободно распространяемое программное обеспечение (СПО), на поверку оказывается не совсем бесплатным. Особенностью пакета СПО является то, что его работоспособность во многом зависит от функционирования хорошо отлаженной сервисно-технической службы, либо на уровне муниципалитета в целом, либо на уровне отдельного образовательного учреждения. Встает проблема создания муниципальной сервисно-технической службы.

  • для формирования и развития единого информационно-образовательного пространства необходимо объединить усилия учреждений образования, культуры, спорта и молодёжной политики в создании информационного контента.

Работая в направлении эффективного использования информационных технологий в системе образования определены приоритетные направления развития информатизации образования города Оренбурга на 2012-2013 годы:

- полномасштабное внедрение системы электронных дневников в школы города Оренбурга;

- внедрение системы электронного учета и регистрации будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Оренбурга;

- открытие и постоянная поддержка работоспособных, актуальных сайтов всех образовательных учреждений;



  • повышение квалификации, заинтересованности и использования информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов педагогами образовательных учреждений;

- перевод в электронную форму оказания услуг образовательными учреждениями;

- ограничение учащихся от информации сети Интернет, противоречащей целям воспитания и образования;

- внедрение дистанционных технологий проведения мероприятий.

В заключение необходимо напомнить об известной всем Вам истине:



информационные технологии - это не самоцель, а средство развития нашего общества. Человек – главный прогрессор общества и развитие человеческого потенциала в любой деятельности не должно уступать внедрению информационных технологий.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница