В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними



Скачать 86.13 Kb.
страница1/3
Дата12.06.2018
Размер86.13 Kb.
  1   2   3

УДК 1:001+147
Проблема исследования этноса в условиях глобализации

Новикова К. О.

научный руководитель: доктор философских наук, профессор Яценко М.П. Сибирский федеральный университет
Определяющим процессом развития человеческого общества на современном этапе является глобализация, т.е. процесс формирования общепланетарной общности людей. Необходимо отметить, что объектами её в первую очередь являются национальные государства и этносы их составляющие. Диалектичность данного процесса состоит в следующем: чем сильнее «вызовы» глобализации, чем сильнее она размывает государственные границы, тем с большей настойчивостью народы стремятся сохранить свою культуру, язык, религию и традиции. Исходя из этого, исследования, связанные с этнической проблематикой представляются весьма актуальными. Во-первых, распад Советского Союза вынудил философов и политиков-практиков найти оптимальный заменитель бывшему интернациональному государственному устройству России. Во-вторых, углубляющиеся глобализационные тенденции особо остро поставило вопрос об этнической идентичности, которая может быть потеряна в результате насильственной глобализации.

В настоящее время мы можем с определённой уверенностью говорить о методологическом кризисе в изучении проблемы этноса. Традиционные концепции этноса, сложившиеся в XIX-XX вв в настоящее время потеряли значительную своей актуальности. Достаточно сказать, что дискуссионным остается определение такого базового понятия как этнос.



Все концепции этноса следует отнести к двум большим группам: традиционные и постмодернистские. В традиционной парадигме (примордиализм, субстанционализм, натурализм, социобиологизм и др.) этничность трактуется как реально существующий феномен, само собой разумеющаяся данность человеческого бытия, имеющая объективную основу в природе и обществе. В постмодернистских концепциях (конструктивизм, инструментализм, релятивизм) этносы становятся избыточной сущностью, выдумкой интеллектуалов или инструментом для достижения конкретных целей (как правило политических) реальными людьми. Сам термин «этнос» в данной группе концепций заменяется терминами «этничность», «этническая идентичность», что подчеркивает их ситуативность и зависимость от субъективного выбора индивида.

Примордиализм. Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница