В современной россии



Скачать 452.58 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата14.01.2018
Размер452.58 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


УДК
322.22(470 + 571)
Нунуев Саид
-
Хамзат Махмудович


кандидат исторических наук,

старший преподаватель кафедры теории

и истории социальной работы

Чеченского государственного университета


ПОЛИТИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

(ТЕОРЕТИКО
-
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ)



Аннотация
:
В современном обществе развивается политиза-
ция религии, ведущая к десекуляризации политиче-
ских институтов, субъектов и практик активно-
сти. В связи с этим необходимо обновить катего-
риальный аппарат исследований политизации ре-
лигии. Главными аспектами научной проблемы вы-
браны определение политических функций религии,
политизация религии, постсекулярное общество,
алгоритм политической мобилизации религии.


Ключевые слова

политизация, религия, современная Россия, тео-
рии, научные категории, анализ.






Nunuev Said-Khamzat Makhmudovich

PhD in History,
Senior Lecturer, Department for Theory
and History of Social Work,
Chechen State University

POLITICIZATION OF RELIGION
IN THE CONTEMPORARY RUSSIA
(THEORETICAL-CATEGORICAL
ANALYSIS)


Summary:
Politicization of religion is developing in the contempo-
rary society, it leads to desecularization of political in-
stitutions, actors and practices of activities. Therefore
it is necessary to update the categorical apparatus of
religion politicization researches. The author chooses
definition of religion
’s
political functions, politicization
of religion, post-secular society, and algorithm of reli-
gion
’s
political mobilization as the main aspects of the
research problem.

Keywords:
politicization, religion, contemporary Russia, theory,
scientific categories, analysis.

Религия оказывает весомое влияние на политическое мировоззрение сотен миллионов людей во всем мире, на их политическое сознание и поведение. Сказывается воздействие религиозных систем и на принимаемые государственной властью решения. Однако эмпирически наблюдаемые процессы с запозданием осмысливаются на уровне концепций, а подчас научно- категориальный аппарат неадекватен реальности, отражает устаревшие либо идеологизированные стереотипы. Поэтому в настоящее время особо актуален теоретический анализ политизации религии в современной
России.
Степень разработанности темы в сравнении ее аспектов неравномерна
Глубокое теоретическое обоснование политизации религии провели зарубежные мыслители Ю. Хабермас [1],
С.П.
Хантингтон [2], Дж. Хейнс [3]. В российской политической науке ключевое значение имеют работы ММ. Мчедловой [4], ИВ. Кудряшовой [
5
]. Значительно слабее изучены социальные и социокультурные факторы политизации религии, сравнительные особенности данного процесса применительно к православию, исламу и другим конфессиям России. Такое состояние науки рождает дискуссионные оценки. С одной стороны, теоретически сближаются оценки ислама как идеологической системы и его превратных радикальных трактовок
(Г.И. Мирский [
6
, с. 45–
73]). С другой стороны, А.А. Ярлыкапов стремится доказать, что эскалация политического конфликта на Северном Кавказе не имеет ничего общего с экстремистскими искажениями ислама [
7
, с. 607–
629]. Цель статьи дать трактовку основных категорий анализа политизации религии в современном обществе (с учетом особенностей России).
Взаимодействие политических и конфессиональных (религиозных) процессов присуще всем обществам на всех стадиях развития. Политизация религии это процесс постоянный, но активизирующийся в эпохи революций и реформ, когда общество испытывает особую потребность в легитимации новых политических институтов, акторов, практик,
ценностей и ориентаций. Одновременно уровень и динамика политизации религии в каждой общественной системе на каждой конкретно- исторической стадии развития имеют неповторимый баланс, удельный веси сочетание.
Вначале необходимо уточнить определение религии.
Религия сложный социальный институт, имеющий не только духовное (социокультурное, но и политическое измерение. Сравним преобладающие определения религии в современных социальных и гуманитарных науках. По мнению Э.
Дюркгейма, религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к сакральным явлениям, объединяющих в сообщество всех, кто им следует. Религия в данном смысле является нормативным принципом, который связывает людей. Дюркгейм раскрыл в аспекте социологии дихотомию священного и светского, социального и индивидуального. Общество, по его мнению, само создает религию [8, с. 178

230].




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница