В. Ш. Сабиров Проблема добра и зла в христианской этике



Скачать 224.47 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата01.07.2018
Размер224.47 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


В.Ш. Сабиров
Проблема добра и зла в христианской этике
Содержание
Этика и метафизика
Этика и сотериология
Этика и аскетика
Христианское добро в современном мире
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Мф. 5, 20
В последнее десятилетие в нашей стране происходит переоценка роли и значения религии в жизни человека и общества. С началом перестройки, провозгласившей приоритет общечеловеческих ценностей, положительное значение религии в основном сводилось к ее нравственному содержанию, которое рассматривалось как нечто инвариантное для всех религиозных систем. Однако подобного рода представления не только выхолащивают своеобразие и духовную глубину мировых религий и связанных сними цивилизаций и культурно и существенно ограничивают действенность самих моральных норм и заповедей, заключенных в тех или иных религиозных учениях. Последние часто превращаются в набор благих пожеланий, абсолютно неприменимых в обычной человеческой жизни. Надо признать, что призыв Христа "любите врагов ваших" [
1
], понятый в сугубо моральном аспекте, есть нечто психологически невозможное и нереальное для современного человека. Следовательно, этизация христианства, равно как и любой другой религии, - ложный путь, подрывающий основы как религиозной, таки нравственной жизни человека и общества. Данный тезис в полной мере можно проиллюстрировать на примере проблемы добра и зла. Добро и зло суть классическая этическая проблема, занимающая в христианстве весьма заметное место. Однако было бы большой ошибкой христианское учение о добре и зле ограничивать только рамками этики. Вернее, этический смысл понятий добра и зла может быть серьезно искажен, если не рассматривать их в контексте всего христианского учения в целом.
Этика и метафизика
И заповедал Господь Бог человеку, говоря от всякого дерева в саду ты будешь есть а от дерева познания добра и зла, не ешь от него ибо вдень, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Быт. 2, 16. 17 Не судите, да не судимы будете.
Мф. 7, 1
В христианском учении этика тесно переплетена с метафизикой, нормативно-аксиологическая проблематика уходит корнями в область сверхчувственного, духовного мира. Вот почему, исследуя проблему добра и зла, необходимо четко обозначить ее моральный аспект и духовно-метафизические основания. В этическом плане добро и зло рассматриваются как основные оценочные понятия морали, при помощи которых квалифицируются поступки, поведение и моральные качества личности. Под добром понимаются положительно оцениваемые, а под злом - отрицательно оцениваемые явления нравственной жизни человека. Критерием морального добрав Ветхом Завете служит соответствие человеческих поступков законам Моисея. Законы же являются выражением общественных интересов и служат целям выживания социума. Так все, что противоречит закону, то есть интересам социальной общности, именуется злом и порицается. В Новом Завете представления о добре и зле углубляются и усложняются. Здесь на передний план выходит задача спасения личности, избавления ее от греха, зла, страдания и смерти. Спасение же - это задача духовного порядка, в которой нравственности отведена вспомогательная роль. Соответственно критерием различения добра и зла является то, насколько человеческие поступки и моральные качества личности содействуют или противодействуют цели спасения. Однако одних личных моральных усилий и индивидуальной праведности (или, как сейчас говорят, порядочности) для достижения спасения решительно недостаточно. Спасение невозможно без Спасителя, без радикального изменения онтологической природы человека, искаженной и оскверненной грехопадением прародителей человечества - Адама и Евы. Источник морального зла следует искать именно в падшей природе человека, в грехе, ставшем преградой между человеком и Богом. Таким образом, проблема грехопадения является сугубо метафизической проблемой, без постижения которой невозможно понять сущность добра и зла как моральных феноменов. Согласно книге Бытия, человек был создан по образу и подобию Божию. В христианском богословии нет единства в толковании этого библейского положения. Даже у святых отцов Восточной Церкви имеются на этот счет разночтения. Однако все они сходятся водном в утверждении божественного начала в человеке. Св.
Ириней Лионский одним из первых в восточно-христианском богословии провозгласил, что "образ Божий - это


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница