В русле идей Януша Корчака. Проект программы инновационной работы детского сада Л. Кларина



Скачать 177.13 Kb.
страница1/6
Дата17.01.2018
Размер177.13 Kb.
  1   2   3   4   5   6

В русле идей Януша Корчака.

Проект программы инновационной работы

детского сада
Л. Кларина, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО
Окончание. Начало см. N 5.

Фундаментальные и прикладные цели


Фундаментальные и прикладные цели развития личности ребенка возможно реализовать посредством расширения его субъективного рационального и эмоционально-чувственного опыта взаимодействия с миром лишь при особой организации образовательного процесса в детском саду -при создании двух ключевых условий:

во-первых, при создании таких РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ, лежащих в русле самоценных форм активности того или иного ребенка, которые позволят ему более или менее самостоятельно приобрести новый опыт, совершить новое открытие, проявить себя творчески;

во-вторых, при создании СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ, необходимых для поддержки разных видов этой самоценной активности детей, для поддержки у ребенка желания приобщаться к человеческой культуре.

Это сочетание самостоятельного учения ребенка и обучения его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет собой суть ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ.

Для реализации такой модели образовательного процесса содержание развивающих заданий и способы работы с ними должны отвечать ряду стратегических ориентиров, характерных для личностно-ориентированной дидактики.

Мы лишь перечислим эти ориентиры, не имея возможности останавливаться на них подробно:

- принцип вариативности моделей обучения (частный случай этого принципа способ "через-себя-понимания");

- принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия;

- принцип приоритетного старта;

- принцип этапности;

- принцип преемственности и непрерывности образования в детском саду и в школе.

Развивающие задания для дошкольников, направленные не расширение их субъективного опыта, будучи СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ ВОКРУГ КАТЕГОРИЙ разного характера (таких, как "живое" и "неживое", "время", "движение", "качество", "количество", "причина" и "следствие", "потребности" и "ресурсы" и многие другие), должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления в разных "картинах" мира: биологической и физической, математической и эстетической и т.д.

Развивающие задания для каждого ребенка надо подобрать так, чтобы они "попадали" в ЗОНУ его БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, на которую правильно организованный процесс обучения и воспитания оказывает расширяющее воздействие.

При отборе и построении системы развивающих заданий для дошкольников следует уделить внимание УСЛОВИЯМ КОНТРАСТА - несходства, противоречивости нового опыта ребенка и уже имеющегося у него. Для этого содержание образовательных ситуаций должно давать ребенку возможность сопоставить то, что имеется в его опыте, уже успело в какой-то степени "устояться", с новым опытом, в том или ином отношении противоречащим предыдущему, и благодаря этому увидеть новую "загадку", решение которой ведет к новому "открытию".

Важно в процессе обучения и воспитания детей соблюдать и условие ФИКСАЦИИ УСПЕХА - отмечаются любые, даже малейшие успехи ребенка, поскольку с его деятельностью по расширению субъективного опыта и ее результатами у него должны быть связаны положительные эмоции.

Общее психологическое пространство

Непременным условием реализации модели личностно-ориентированной дидактики в детском саду является отыскание ОБЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ДИСТАНЦИИ И ПОЗИЦИИ оптимальных для взаимодействия детей и взрослых.

Развивающие задания для детей, составленные в соответствии с требованиями ЛИЧНОСТНО-ОРИЕН-ТИРОВАННОЙ ДИДАКТИКИ, лежат внутри традиционно "детских" видов деятельности. Они строятся на основе игр детей, их речевого общения, рисования, конструирования, музыкальной деятельности, двигательной активности и т.д.

Одна из ведущих целей инновационной работы детского сада состоит в том, чтобы СОСТАВИТЬ такие РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ для дошкольников, которые бы представили им возможность накопления и расширения всех составляющих субъективного опыта каждого ребенка.

Успешность выполнения этой цели зависит от решения следующих задач:

1. Диагностирование детей группы психологом, физиологом и врачом с целью определения психосоматических и физиологических особенностей каждого ребенка

Разработка на основе результатов диагностики этими специалистами рекомендаций для сотрудников детского сада и родителей воспитанников, касающихся способов взаимодействия с детьми, составления программ работы с ними.

2. Составление ПРОЕКТОВ ПРОГРАММ работы с детьми по каждому из видов деятельности, которые можно отнести к традиционно детской, а именно по следующим видам деятельности: ИГРОВОЙ (сюда относится как игровое манипулирование, так и дидактические игры, игры с правилами, сюжетно-ролевые и режиссерские игры детей), СПОРТИВНОЙ, ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ, МУЗЫКАЛЬНОЙ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ, РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ, ТРУДОВОЙ (последняя в основном касается самообслуживания и труда детей в природе).

Мы планируем, что в нашем детском саду эта задача будет выполняться следующими специалистами:

- воспитателем - руководителем спортивной работы;

- воспитателем - руководителем театрализованной деятельности детей;

- воспитателем - руководителем литературно-художественной деятельности детей;

- воспитателем - организатором труда в природе;

- музыкальным руководителем;

- руководителем художественно-изобразительной деятельности детей;

- преподавателем иностранного языка;

- специалистом по развитию у детей физического опыта;

- специалистом по развитию у детей логико-математического опыта;

- специалистом по эмоциональному развитию детей - развитию у них эмоционально-чувственного опыта.

Помимо перечисленных сотрудников, в детском саду будут работать воспитатели-психологи; помощники воспитателя, физиолог; врач-диагност, логопед, медсестра; руководитель программы.

Поясним, как появилось такое большое число сотрудников и каким образом будет организована их работа. Безусловно, не по школьному классно-урочному методу. Мы планируем, что КАЖДЫЙ сотрудник будет по возможности участвовать во ВСЕХ видах детской деятельности.

При этом он руководит одним из ее видов: пишет проект программы работы с детьми по этому виду деятельности, согласовывая его с другими, помогает остальным воспитывающим взрослым в его проведении.

Оговоримся, что в принципе, один человек может быть руководителем нескольких (например, двух) видов детской деятельности. Но в нашем детском саду в силу ряда обстоятельств намерены работать молодые специалисты, студенты-психологи и педагоги. Для них более удобно и целесообразно иметь не полную рабочую нагрузку. Это создает определенные преимущества и для детского сада - благодаря этому удается составить более гибкое расписание занятий детей, в большей мере осуществлять индивидуальный подход к ним.

Мы стремимся к тому, чтобы один воспитывающий взрослый одновременно занимался не более, чем с десятью детьми. Если учесть, что детей приводят в детский сад и забирают не всех сразу, то расписание работы взрослых (при десятичасовом режиме работы детского сада - с 8 до 18 ежедневно, кроме субботы и воскресенья) может быть та ким:

8.00 1 воспитатель

8.302 воспитателя, 1 помощник воспитателя.

9.00 - 12.00 5 специалистов-воспитателей.

12.00- 15.00 2 воспитателя, 1 помощник воспитателя.

15.00 -18.00 4 - 5 специалистов-воспитателей.


Каталог: data -> 751
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
751 -> Социальное управление городом: методологические основы исследования и тенденции развития
751 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница