«в россии кругом измена и трусость и обман!»



Скачать 187.67 Kb.
страница1/6
Дата01.08.2018
Размер187.67 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6

11 класс. История

Тема урока: «В России кругом измена и трусость и обман!».

Цель урока: охарактеризовать и проанализировать причины, последствия и дать оценку падения монархии в России, прихода к власти большевиков .

Задачи урока:

  • - на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и презентацией повторить материал по теме «Революции 1917 года», систематизировать его;

  • сформировать у учащихся умение формулировать причины, последствия падения монархии, прихода к власти большевиков;

  • воспитывать патриотизм на примерах беззаветного служения Родине, мужества, бесстрашия;

  • на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

  • развивать коммуникативные способности при работе в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: «революция», «буржуазно-демократическая революция», «диктатура пролетариата», «государственный переворот».

-выявлять причины победы либеральных сил.

Метапредметные:

-определять тему урока, цели;

-развивать речь, умение получать информацию из учебника;

-развивать историческое и логическое мышление при решении проблемных задач.



Личностные:

-развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

-работать в группе, вступать в диалог, высказывать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении..

Тип урока:

Обобщение ранее изученного материала.



Ход урока.

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-целевой этап.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знания.

3. Мотивация.

II. Ориентировочный этап.

1. Определение цели урока и плана.

2. Актуализация знаний по теме «1917 год»

III. Поисково – исследовательский этап.

1. Работа в группах по изучению нового материала.

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Первичное закрепление изученного материала.

2. Саморефлексия.



3. Повторить тему, написать эссе «1917 год»

Добрый день. Сегодня мы попытаемся взглянуть на историческую эпоху «1917 года» с разных сторон.

Для того, чтобы определить тему урока, предлагаю выполнить задание. Я буду задавать вопрос, если на него отвечаете правильно, то снимаем слово с доски.

На доске слова:

Николай II

Русско-японская война

Ходынка

«Кровавое воскресенье»

«Столыпинские галстуки»

Измена

Трусость

Обман

Презентация (1 слайд)

У нас остались слова: измена, трусость и обман.

Как вы думаете, чьи это слова?

Прочтите отрывок из дневника политического деятеля и укажите год, когда была сделана эта дневниковая запись.

«Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно моё отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2 1/2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого.

Кругом измена и трусость и обман!»

Презентация (2-3 слайды)

Итак, тема нашего урока: «В России кругом измена и трусость и обман!».

В конце урока вы мне скажете, почему в России столько бед.

Предлагаю определить вопросы, которые можно рассмотреть на уроке.(На презентации).

1. Февральская революция.

2. Период двоевластия.

3. Приход к власти большевиков.

Знаменитый английский историк Э. Х. Карр не ошибся, когда почти 40 лет назад утверждал, что историки будущего будут ещё долго спорить и резко расходиться в своих оценках российской революции 1917 г., как это было в своё время с Великой французской революцией. Одни будут, пророчествовал он, её прославлять как историческую веху в освобождении человечества от гнёта, другие — проклинать как преступление и катастрофу. Сегодня действительно существует много подчас диаметрально противоположных взглядов на Великую российскую революцию. Одни авторы утверждают, что революция 1917 г. — народная революция, первый открытый вызов капиталистической системе, самое великое событие мировой истории, прорыв в «светлое будущее». С точки зрения другой большой группы исследователей, напротив: Октябрь 1917 г. — это переворот, совершённый кучкой фанатиков-большевиков, нарушивший естественный ход истории, породивший кровавую диктатуру. Между этими крайними точками, как водится, имеется множество промежуточных, компромиссных оценок и мнений [Великая российская революция 1917 года. Дискуссионные вопросы. /http://www.prosv.ru/assistance/umk/history-torkunov.html]

Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг.

3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке.

4) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



- Для более эффективной работы мы разделились на группы тех, кто не доволен Николаем II.

Определите по текстам, чьи интересы они отражают.

Каждой группе дается задание.

1 группа

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из уточника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма В.А. Маклакова.

«Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать».

Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина.

Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отельного монарха, некоторые её толкли назад».

1.Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажете годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование?

2. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажете не менее двух аргументов, приведённых авторам в подтверждение своей оценки.

3.Привлекая истерические знания, укажете не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма.

Презентация (4-5 слайды)

2 группа:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Каталог: upload -> iblock
iblock -> Программа по обществознанию
iblock -> А. Г. Свинаренко
iblock -> «Социальные проблемы молодежи во взаимодействии с государством»
iblock -> Компьютерные социальные сети в контексте виртуализации современной культуры
iblock -> Право. Личность. Интернет Предисловие
iblock -> Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля
iblock -> Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве
iblock -> Тема №10 Проблема сознания в философии и науке


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница