В поисках смысла…



Скачать 66.14 Kb.
Дата03.02.2018
Размер66.14 Kb.
ТипКонспект

В поисках СМЫСЛА…

Конспект открытого урока по «Письмам о добром» Д. С. Лихачева

8 класс
Цели урока:

продолжить знакомство школьников с наследием ученого, публициста, общественного деятеля Д. С. Лихачева;

на основе чтения, комментирования и анализа избранных «Писем о добром» побудить учеников задуматься над важными нравственными, философскими проблемами;

помочь восьмиклассникам прийти к собственным способам решения поставленных вопросов.


Материал для чтения и обсуждения в классе:

Письмо пятое – В чем смысл жизни

Письмо двадцать шестое – Учитесь учиться
Содержание урока


Этап

Система работы

Актуализация личного опыта учеников и привлечение внимания к изучаемому материалу

Задания для групп:

  1. Как вы думаете, в чем может заключаться смысл жизни человека?

  2. В каких литературных произведениях, которые вы читали, поднимается проблема поисков смысла существования?

  3. Обозначьте цели, которые близки Вам – современному школьнику, ученику 8 класса.

  4. Зачем человеку нужно учиться?

    • Результаты размышлений первых трех групп зачитываются и записываются на доске вокруг главного (ключевого) слова урока – СМЫСЛ.

Затем ученики ищут логические связи между выписанными понятиями (напр., деньги, семья, работа, учеба, любовь), сближая собственные представления о смысле с поисками литературных героев (или же отталкиваясь от них), различая цели и смыслы на разных этапах жизни человека, определяя, в том числе, чуждые для себя моменты.

  • По итогам обсуждения ученикам предлагается записать (только для себя) 3–4 аспекта, которые являются для них личным смыслом либо целью.

Работа с текстами

Д. С. Лихачева



  • Чтение вслух Письма пятого – В чем смысл жизни

Задание

Сформулируйте и запишите, в чем, по мнению Д. С. Лихачева, смысл жизни человека?

Зачитайте ставшие наиболее убедительными для вас доводы.

Имеют ли они нечто общее с нашими предварительными размышлениями?



  • Возвращаемся к схеме, дополняем ее новым понятием (или особо выделяем, если оно уже было отмечено) – созидание, творчество (по итогам работы с текстом «Письма…»).

Уточняем разные значения этих слов по словарям. Ищем новые взаимосвязи между понятиями, отображенными в схеме.

Ученики приходят к выводу, что Лихачев говорит об общечеловеческом, универсальном смысле существования, не зависящем от избранной профессии и образа жизни.



  • Чтение Письма двадцать шестого – Учитесь учиться

По окончании чтения ученики отображают в тетрадях тезисы Лихачевского письма.

Задание

Назовите конкретную практическую цель учения.

Как связаны два текста, с которыми мы познакомились?

(знания растут и усложняются, и без образования невозможно быть по-настоящему современным, востребованным человеком, который созидает новое, приносит человечеству пользу)

Неужели процесс обучения нужен лишь для того, чтобы занять высокую должность? О каком аспекте образования (и, прежде всего, самообразования) говорит Д. С. Лихачев? (усвоение нового – это РАДОСТЬ)


  • Возвращаемся к результатам работы в группах и анализируем размышления группы № 4.

Итоги

Сделайте выводы: какие новые важные мысли открываются, когда читаешь «Письма о добром» Д. С. Лихачева?

Изменились ли ваши взгляды: в чем, по-вашему, смысл жизни? И в чем смысл учебы?


Заключительное слово учителя

Рекомендация прочесть «Письма…» полностью.



В качестве материала для работы в 8–9 кл. нами были выбраны два письма Д.С.Лихачева: Письмо пятое – В чем смысл жизни

Письмо двадцать шестое – Учитесь учиться

Восьмиклассники уже могут рассуждать о таких понятиях, как смысл жизни, цели, счастье и др. Именно в 8 классе изучаются литературные произведения, где так или иначе затрагивается проблема смысла жизни («Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Парадокс» В. Г. Короленко, «Песня о Соколе» М. Горького, произведения А. Платонова и др. авторов). Не следует забывать о сложности переходного периода, который переживают ученики 8–9 классов. Находясь в поиске себя, в процессе определения жизненных ориентиров, они часто оказываются на перепутье. В сложной и неоднозначной культурной атмосфере современности предостаточно факторов, негативных явлений для дезориентации даже сильной личности. Поэтому обращение к «Письмам о добром» представляется нам одним из путей создания у детей представлений об альтернативном пути – пути гармоничного развития и созидания. Разумеется, мы не ставим себе цель воспитать идеального человека – мы ведем, как нам представляется, важный разговор, который может оказать влияние на формирующуюся личность.

Письмо двадцать шестое также избрано не случайно: в подростковом возрасте еще не сформирована мотивация к обучению, а потому предоставляется возможность в очередной раз побудить учеников задуматься о роли образования в их жизни, его тесной связи со смыслом жизни. Если ранее мы обсуждали «Письма о добром» в контексте проблем воспитанности человека, его ответственности за поступки, то избранные в настоящий момент темы разговора находятся в непосредственной связи с проблемой интеллигентности, о чем пойдет разговор в старших классах – конечно, с обращением к работам Д. С. Лихачева.

Таким образом, уроки, посвященные письмам Лихачева, преследуют цель не только продолжить знакомство с наследием великого ученого, публициста, но и спроецировать его рассуждения на личную ситуацию школьника в процессе нахождения точек соприкосновения с прочитанными и оставившими след в душе текстами. В итоге ребенок учится серьезно размышлять о важных общечеловеческих проблемах, нравственных понятиях, задумывается о собственных целях в жизни.


В связи с психологическими особенностями детей подросткового возраста и поставленной целью занятия предусматриваются следующие формы работы:


  1. Методика «Мозговой штурм» реализуется в системе групповой работы на начальных этапах занятия, когда нужно сформировать мотивацию учеников к освоению нового материала. Группам предлагается выписать в тетрадях все возможные варианты ответов на предложенный вопрос (задания касаются в первую очередь личного опыта школьников: Как вы думаете, в чем может заключаться смысл жизни человека? Обозначьте цели, которые близки Вам – современному школьнику, ученику 8 класса).

Последующее обсуждение результатов, обмен информацией интенсифицирует внимание учеников, которые проецируют чужие мысли на свое мировосприятие и формулируют первые выводы.

  1. Методика составления кластеров также используется в рамках представляемого занятия. Такой способ организации материала позволяет при помощи простых зрительных образов представить сложный процесс размышлений и установить связи между различными абстрактными понятиями.

Посередине классной доски или чистого листа тетради пишется ключевое слово, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг него – обозначаются идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). По мере записей появившиеся слова соединяют прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Восьмиклассники устанавливают взаимоотношения между понятиями, которые были отмечены при работе в группах (например, счастье, богатство, работа, отдых, любовь и др.), что не только стимулирует мыслительную деятельность учеников, но и дает возможность уже на данном этапе определить, что какое место в их собственной иерархии ценностей занимает образование, учеба.



  1. На следующем этапе занятия, при работе непосредственно с текстами «Писем…», используется метод «двойного дневника» (в первом столбике таблицы ученики выписывают фразы, которые произвели наибольшее впечатление, а во втором столбце – личные размышления: почему захотелось выписать именно эту фразу). Задача этой методики – вызвать ответную реакцию читающего, побудить точнее сформулировать собственную позицию по обсуждаемой проблеме. Так, главная мысль Письма пятого в том, что смысл жизни – это творчество, созидание (в широком смысле слова), идея Письма двадцать шестого – в том, что учеба приносит радость, а потому человек учится не ради оценок окружающих, а ради собственного совершенствования. Каждое из этих положений должно быть отрефлексировано учащимися.

  2. Одним из важнейших этапов урока становится установление (в форме беседы учителя и учеников) смысловых связей между двумя «Письмами…», в процессе размышлений дети приходят к выводам о сложности задач, которые перед ними поставит взрослая жизнь, а также о роли образования – каждодневной кропотливой работы над самим собой – в решении этих задач.

  3. Размышления целесообразно завершить мини-сочинением (в рамках урока) или домашней письменной работой, в которой ученики подводят итоги состоявшегося урока и излагают собственные рассуждения по затронутым проблемам:

Зачем нужно «учиться учиться»? Может ли учеба приносить радость?
В чем, по мнению Д. С. Лихачева, смысл жизни? Как я понимаю выражение «смысл жизни»?
Что такое творчество? Возможно ли созидание без опоры на опыт, знания и умения предшественников?
В дальнейшем работа с «Письмами о добром» видится в прямой связи с изучаемым по программе и вне ее литературным материалом; планируется привлекать другие работы Д.С.Лихачева (в частности, при изучении в 9 классе «Слова о полку Игореве»). Безусловно, «Письма о добром» представляют широкий спектр возможностей для работы классного руководителя: от разговора о правилах поведения до определения важных проблем классного коллектива и каждого ученика в отдельности.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница