В поисках смысла жизни…



Скачать 35.16 Kb.
страница1/3
Дата03.02.2018
Размер35.16 Kb.
ТипУрок
  1   2   3


В поисках смысла жизни… (10 класс)

( на примере истории Холокоста)

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить.

Л.Н.Толстой

Цели урока:


  1. Способствовать пониманию учащимися содержания философской категории «смысл жизни»;

  2. Совершенствовать умение работать с различными источниками (текстовыми, видеоматериалами), извлекать полезную информацию, отвечать на вопросы;

  3. Формировать ценностные установки, позволяющие позитивно относиться к жизни в любых ситуациях.

Оборудование урока: Мультимедиа презентация, раздаточный материал (отрывки из статьи «С.Л. Франка «Смысл жизни», В. Франкла «Человек в поисках смысла жизни» и вопросы к статьям, видеоматериалы института Яд-Вашем (Израиль)

Ход урока:



  1. Вступление.

Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанней становится жизнь.

Смысл жизни — тема вечная и столь же важная. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.

Стремление к смыслу свойственно всем людям — это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в нашем подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Как философская категория смысл жизни – понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения.

Обратимся к статье философа Семена Людвиговича Франка «Смысл жизни» (раздаточный материал: статья и вопросы к статье)

В начале статьи Философ задается вопросом « Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да, то какой именно?» Можно ли таким образом сформулировать проблему нашего урока? (Определяется проблема урока) Слайд.



Проблема урока: Имеет ли жизнь человека вообще смысл, и если да, то какой именно?

Учитель: попытаемся найти ответ на это вопрос.

На протяжении урока мы будем обращаться к АВСТРИЙСКОМУ философу Виктору Франклу, о судьбе которого узнаем позже. Он говорил: (слайд) «Я считаю специфически человеческим проявлением не только ставить вопрос о смысле жизни, но и ставить под вопрос существование этого смысла».

Учитель.


- Как вы относитесь к данному тезису? (Ответы учащихся)

-Каково ваше отношение к проблеме урока? Может быть это не является для многих людей проблемой? (Ответы учащихся, о бессмысленности жизни)

-Учитель: «Эйнштейн как-то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но вряд ли жизнеспособен».

«Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла жизни человека направляет его совесть».

(Заранее учащимся были предложены вопросы анкеты о смысле жизни.

На основании предварительного анкетирования создается кластер « Смысл жизни», учитель заполняет схему)



Смысл жизни

?


Это цель, которую мы ставим перед собой и живем ради того, чтобы ее достичь.

Самое ценное, самое важное в жизни, то, что не дает человеку сломать себя, заставляет идти вперед

Это дело, которым человек будет заниматься всю жизнь, жизнь рядом с любимым человеком

То, ради, чего живет человек.

То ради чего (кого) живет человек.

То, ради чего стоит жить (моя семья, друзья)




Смысл жизни – это моя семья, мои хобби, смысл, чтобы улыбаться, дарить счастье людям

То, что удерживает меня на земле

Такие ответы давали вы в своих анкетах.
Учитель: Итак, в поисках ответов на наши сомнения, вопросы, обратимся к статье С.Франка «Смысл жизни» (раздаточный материал на партах).

Вопросы по содержанию статьи:



  • - В чем заключается «страусовая политика в отношении смысла жизни»?

  • - В каком случае вопрос о смысле жизни утрачивает свое значение?

  • - Почему именно в молодом возрасте вопрос о смысле жизни уходит на второй план?

  • - Можно ли жить полноценно, не видя объективного смысла жизни? К чему приводит такая жизнь?

Подводится итог беседы.

  1. История Холокоста. Слайд. На примере реальных исторических событий и судеб людей продолжаем искать ответы на вопросы.

Мы с вами знаем о том, что произошло в те далекие страшные годы.

Германия 30-е ... Жизнь людей (фоторяд или видеофрагмент) изменилась в одночасье. Семья, любовь, дружба , хорошая профессия, достаток, жизненные планы… Все рухнуло, так как в планы нацистов не входило защищать интересы ВСЕХ людей, более того, философией нацистов стала политика, выраженная словами (Рауля Хильберга , известного историографа Холокоста, чудом спасшегося от геноцида, покинул Австрию в 1938 году).

«Вы не имеете права жить среди нас как евреи.

Вы не имеете права жить среди нас.

Вы не имеете права жить.

Для миллионов жителей Европы и СССР была уготована судьба жертв массовых расстрелов, концлагерей, гетто.

Фрагмент (вступление к фильму «Дети из бездны»).

(Краткие сообщения учеников о жизни евреев в гетто)

На территории СССР существовало несколько сот гетто. Гетто- это часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов. За жизнью в одном из таких гетто в небольшом украинском городе Кременец пристально следил 15-летний школьник Роман Кравченко. Он вел дневник, который позже был представлен советским обвинением на Нюрнбергском процессе. Там в гетто была «замурована» его одноклассница и близкая подруга Фейга. Девочка, которою он любил.

Из дневника Романа Кравченко от 31 января 1942 года: «Евреям отдан приказ очистить 10 улиц… А в течение следующих 6 недель в городе будут организовано закрытое гетто.

В город противно выйти. Картины, какие не повторяются. Люди молча оставляют свое добро. Для них выделены самые грязные, густо заселенные улицы. В городе 10 тысяч евреев. Если их упаковать в эти улочки, одно можно сказать точно – тиф».

Из дневника Романа Кравченко от 1 марта 1942 года: «Наша бывшая Широкая, потом Мазепы, а теперь Риттерштрассе, принимает необычный вид… Одна сторона улицы живая: рестораны, милиция пьяная шумит, другая – забитая, мертвая, отвратительная…»

Из воспоминаний Иосефа Зельковича (гетто в польском городе Лодзи):

«В шесть утра мать должна встать в очередь за хлебом. В 8 часов открываются пункты распределения молочных продуктов, и она должна занять место в очереди, чтобы получить четверть литра молока на маленького ребенка. После того она будет носиться по домам, и продавать молоко за 30 пфеннигов, чтобы выкупить талоны на суп в общественной кухне… Для этого ей нужно стоять в двух отдельных очередях … Потом, после того, как она проглотила обед в общественной кухне, она должна бежать к соседкам, для того чтобы приготовить горшок варева…у одной вазьмет таблетку сахарина, у другого спичку… и когда все будет приготовлено, ей нужно будет занять место у плиты на несколько часов и дуть на огонь, чтобы содержимое горшка сварилось. Тем временем на дворе уже ночь…»

- Чего лишились эти люди в своей жизни? ( всего)

- Что могло быть ценным для них в этих условиях? (Жизнь)

В своих воспоминаниях свидетели или жертвы Холокоста отмечают то, что жизнь стала другой. То, что было важно раньше, теперь утратило смысл (Таблица) :





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница