В поисках космологии



страница1/10
Дата04.06.2018
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

К ВОПРОСУ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДОКСЫ У ПАРМЕНИДА:

В ПОИСКАХ КОСМОЛОГИИ

М.Н. Вольф

В учении Парменида раздел о принципах подлинного мышления традиционно именуется учением о бытии, и соотносится с «путём истины», раздел же, где излагаются взгляды «смертных», понимается как парменидовская космология, «путь мнения» (Докса). Этот второй раздел часто вызывал вопросы, поскольку резко контрастировал и фактически противоречил тому, что излагалось Парменидом в «пути истины» (Алетейя): то, от чего философ отказывается в первой части учения, вполне жизнеспособно выглядит во второй, если принимать его за самостоятельную космологию. Именно поэтому Парменид зачастую трактуется как мыслитель, не сумевший до конца выдержать строгость собственной посылки, изложенной в «пути истины»1. Такая интерпретация возможна в силу убежденности, что Парменид действительно намеревался создать космологию. В свою очередь, эта убежденность базируется на аристотелевском опыте искусственного объединения всех досократических учений с позиций установления причин и первоначал, отражённом в известном высказывании Аристотеля о Пармениде в «Метафизике», I, 986b 28-40: «Полагая, что наряду с сущим вообще нет никакого не-сущего, он считает, что с необходимостью существует [только] одно, а именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в сочинении о природе). Однако, будучи вынужден сообразоваться с явлениями и признавая, что единое существует как мысленное, а множественность   как чувственно воспринимаемое, он затем устанавливает две причины или два начала   теплое и холодное, словно говорит об огне и земле; а из этих двух он к сущему относит теплое, а другое начало   к несущему». В таком случае, может показаться странным, что сам Парменид, хотя и придерживался принципов рационального и демонстративного изложения в поэме, не обратил внимания на явные противоречия в собственной системе, которые повлекло за собой признание этих двух путей.

Мы намерены подойти к рассмотрению учения Парменида с другой стороны: не отбрасывая в принципе возможность космологического раздела, наметить непротиворечивые варианты трактовки его учения с учётом некоторых современных интерпретаций и понять, какое место занимает Докса в этом учении, может ли она быть истолкована как самостоятельный «путь», т.е. способ философского поиска, и как в рамках таких интерпретаций возможна космология у Парменида.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница