В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель»



Скачать 83.51 Kb.
Дата22.08.2018
Размер83.51 Kb.
ТипКонкурс

VIII всероссийский детский творческий конкурс

«СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ»

К 500-летию

Преподобного Иосифа Волоцкого

«Иосиф Волоцкий.

Просветитель»

Выполнила: Степанова Марина

Ученица 10 класса

Учитель ОПК Линник Е.А

МБОУ СОШ № 5

г. Сальска

Ростовской области

В курсе изучения истории я встречалась с именем Иосифа

Волоцкого. Узнав о конкурсе, посвященном 500-летию преподобного, мне захотелось узнать о нем больше. Начиная свою работу об Иосифе Волоцком, хочу уточнить значение понятия «просветитель». Дело в том, что просвещение народа, эпоха Просвещения и просветительство — это три разные вещи.

Просвещение народа — это задача вневременная, стоит перед каждым поколением человечества. Могут быть разные средства осуществления, масштабы замыслов, содержание, которое в него вкладывается.

Эпоха Просвещения имеет свою определенную протяженность во времени и пространстве. Началась она раньше всего во Франции, во второй четверти XVIII века, а затем получила распространение и в других странах Старого и Нового Света.

Просветительство — это идеологическое течение, возникшее в XVIII веке на основе развивающихся капиталистических отношений и напрямую связанное с процессами национального становления европейских народов. Оно включает в себя определенные философские, политические, исторические, социально-экономические взгляды, теории, концепции. Основное содержание этих взглядов составляют достаточно радикальные социально-политические требования, критика крепостного права, пропаганда идей равенства всех людей, призыв к уважению личности каждого человека, независимо от его происхождения.

Но, опираясь на данные определения, сложно понять далёкому от православия человеку, почему часть причисленных к лику святых называют просветителями. Ведь жили они не в XYIII веке и к данному идеологическому течению не имеют никакого отношения.

Когда появляется просветительство в России? Когда наступает эпоха Просвещения? На эти вопросы наша наука не дает однозначного ответа.

Но, если обратить внимание на главную идею Просвещения – формирование единой нации – многое становиться понятным. Понятно, что русская нация складывалась не одно столетие и естественно к этому процессу были причастны многие мыслители.

Процесс этот был неоднозначным и сопровождался периодами подъемов и временами падений.

Уже в древности, в X — XII вв. русский народ заявил о себе на весь мир победоносными походами и созданием крупнейшего государства в Европе. Митрополит Киевский Иларион в своем знаменитом "Слове о Законе и Благодати" (середина XI в.) имел полное право сказать, что Русь — это не "безвестная и захудалая" земля, а мощная и просвещенная держава, которая "ведома во всех наслышанных о ней четырех концах" света.

Монгольское нашествие ввергло Русь в страшную катастрофу. Но уже в XIV веке народ начал подниматься с колен, собираясь вновь вокруг молодого Московского княжества. В XV столетии исторический энтузиазм русского народа, вызванный окончательным свержением татаро-монгольского господства, был столь велик, что наши отечественные мудрецы заговорили уже о всемирно-историческом значении России. Именно так следует понимать слова старца Филофея, обращенные к Великому князю Московскому Василию: "Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, два Рима пали, третий стоит, четвертому же не бывать".

Стоит вспомнить, кого в православной литературе называют просветителями. В первом кондаке акафиста апостол Андрей прославляется как «первозванный апостол Христов, Евангелия святаго проповедник, Русския страны богодухновенный просветитель». То есть просветитель есть тот, кто несёт божественный духовный свет в сложный мир людей с насущными земными проблемами.

Изучив жизнь и деятельность Иосифа Волоцкого можно с уверенностью сказать, что он воплотил в себе все грани понятия «просветитель», он неустанно нёс и слово Божье в умы людей, он активно участвовал в духовном строительстве будущей великой нации, он мужественно защищал нравственные основы Руси.

Узнавая подробности жизненного пути и подвига Иосифа Волоцкого невозможно уйти от мысли о насущности, современности его духовного наследия для нас, живущих в XXI веке.

Сложно, в рамках небольшого эссе, охватить всё многогранное духовное наследие просветителя. Остановлюсь лишь на том, что лично мне кажется невероятно важным именно сейчас, в такое неспокойное сложное время.
В современной России, особенно после долгих гонений на религию, не утихают споры о месте Русской Православной Церкви в жизни общества. Должна ли Церковь участвовать в решении государственных проблем, и каким образом. Ответ даёт преподобный Иосиф. Он выдвигает идею социального служения и призвания Церкви, как организующего начала человеческого общежития. Своими главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви и превращение ее в решающую общественную силу в целях утверждения в русском обществе церковно-православных идеалов. Поэтому, в отличие от многих других монашествующих, активно участвовал в церковно-политической жизни, оказывая влияние не только на церковную, но и на светскую политику. Если посмотреть на деятельность Патриарха Московского Кирилла, то мы увидим воплощение этих идей. Глава Русской Православной Церкви неустанно призывает общество к гражданскому миру и взаимопониманию.

Причинами столь активной жизненной позиции Волоцкого можно считать и внешние обстоятельства — широкое распространение еретических учений и серьезные споры о сущности веры в богословской и мирской среде. Все это и побуждало Волоколамского игумена к активным действиям.

Единственное средство для изменения человеческой природы и общества — страх Божий. "Имей ключ — Божественный страхъ ", — утверждал преподобный Иосиф. В понимании Иосифа Волоцкого именно страх Божий оказывается единственной побудительной причиной, направляющей человека к спасению, как главной цели человеческой жизни. По сути дела, Иосиф Волоцкий в буквальном смысле понимал древнюю библейскую истину: "Начало мудрости — страх Господний". Причем, Иосиф Волоцкий акцентировал внимание именно на страхе Божием, — он и только он способен привести и человека, и все общество к покаянию, очистить их от скверны. Казалась бы, как такой тезис преподобного Иосифа может быть связан с современным человеком? Но если вдуматься, то самое прямое. Современные люди очень часто не имеют страха ни перед чем: ни перед моральным, ни перед юридическим порицанием. Иначе как можно объяснить беснование девиц в храме Христа Спасителя и письма в их защиту со стороны деятелей культуры; гадкие карикатуры на святые для верующих понятия; распространение в американских школах сатанинских раскрасок для малышей; признание гомосексуальных браков?

В целом же, Иосиф Волоцкий выше всего ставил внешний порядок и послушание, а не внутреннее убеждение, ибо полагал путь от внешнего к внутреннему единственно возможным путем к Богу. "Преже о телеснем благообразии и благочинии попецемся, потом же и внутренем хранении и внимании", — писал Иосиф Волоцкий. И вновь ответ, и совет современному человеку. Многие объясняя своё нежелание ходить в храм оправдывают тем, что ничего там не понимают. Но невозможно что-то понимать, не прилагая к этому никаких усилий. Попробуй ходить, выполнять требования внешне и начнётся внутреннее изменение. Может не быстрое, но неотвратимое.

Да и в повседневной жизни умение соблюдать внешний порядок и послушание очень важно. Часто, мы современные люди, прикрываясь извращенным пониманием свободы, забываем об этом. Вот и нарушение общественного порядка, вот и бытовое хамство, вот и капризы детей…

Много преподобный Иосиф писал об устройстве монастырей. Все монахи были обязаны каждодневно трудиться, ибо праздность почиталась грехом. Очень важно, что принцип "общежития" совпадал с принципом "личного нестяжания". Иосиф Волоцкий не просто настаивает на "личном нестяжании" иноков, но превращает этот принцип в важнейший в своей обители. Если вдуматься в эти положения, то, как современны они! Наше время – это эпоха массового потребления, навязываемая с экранов телевизоров, всевозможной рекламой. Чего стоят предпраздничные распродажи! А если вдуматься, то семья – это «общежитие», т.е. общая жизнь. Вот и строить её надо на замечательных принципах: посильный труд всех членов семьи от мала до велика, разумные потребности, среди которых будут не только материальные, но и духовные.

Еще одно направление деятельности Иосифа Волоцкого — борьба с еретиками, особенно, с ересью "жидовствующих". Одно время благоволил к еретикам и сам великий князь Иван III.

Однако это не остановило преподобного Иосифа, и он приложил все усилия к искоренению еретиков, встав во главе этого процесса и в теоретическом отношении, и на практике. Основные принципы борьбы с ересью он изложил в главном сочинении своей жизни, поначалу называвшимся "Книга на еретиков", а позднее известном под названием "Просветитель". Сочинение преподобного Иосифа представляет собой, в основном, искусно составленный сборник разных по объему фрагментов из ветхо — и новозаветных книг, из трудов Отцов Церкви. Однако в этом и состояло значение "Просветителя" — в нем, по сути дела, было собрано все то главное, что необходимо было знать христианину. Причем яркий, страстный и образный стиль всего сочинения не только привлекал читателя, но и помогал ему в возможных религиозных диспутах о сущности веры.

Распространение ереси Иосиф Волоцкий рассматривал не просто как отступничество от христианства, но и как огромную беду, опасность для самой Руси. Опасность заключалась именно в этом — они могли погубить уже сложившееся духовное единство Руси.

В спорах с еретиками сформировалось еще одно направление деятельности преподобного Иосифа — развитие православного богословия. Дело в том, что еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую природу Иисуса Христа и его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения и т.д. Они подвергли критике и осмеянию тексты Библии. Кроме того, еретики отказывались признавать многие традиционные принципы православной Церкви, в том числе институт монашества и иконопочитание.

И вновь урок для нас. Как поступать, если твоё убеждение противоречит мнению имеющих власть? Что важней личное спокойствие или незыблемые принципы?

В наше время мы сталкиваемся со стремлением части населения подправить религиозные догмы. Часто это делается в своих корыстных целях. Появляются всевозможные лжепророки, тоталитарные секты. Причём это проблема не только православия или христианства в целом. Подобные процессы мы наблюдаем сейчас и в исламе. Извращения зашли настолько далеко, что практически перевернули всё с ног на голову. Опыт борьбы преподобного Иосифа Волоцкого говорит нам о том, что процесс нельзя запускать. Надо бороться даже самыми жесткими методами. Но при этом объяснять, наставлять, просвещать.

Приверженец строгого личного аскетизма, преподобный Иосиф решительно выступал за право владения монастырями земельной собственностью. Ведь только обладая собственностью и не заботясь о хлебе насущном, монашество будет заниматься своим главным делом — нести в народ Слово Божие. Более того, лишь богатая Церковь, по убеждению преподобного Иосифа, способна приобрести в обществе максимум влияния.

В то же время, он настаивал на том, чтобы все монастырские богатства направлялись на благотворительность и исполнение иных социальных целей. В своем монастыре Иосиф Волоцкий вел широчайшую благотворительную деятельность.

Современная жизнь лишь подтверждает правоту преподобного Иосифа. Имея собственные средства, РПЦ ведёт восстановление поруганных святынь, строительство новых храмов. На базе монастырей работают тысячи школ, больниц, приютов, просветительских центров, библиотек. Церковь оказывает помощь людям, оказавшимся в беде.

Учение, созданное Иосифом Волоцким, оказалось самым влиятельным в русской религиозно-философской мысли. И если в первые десятилетия XVI века "иосифлянство" было лишь одним из ведущих религиозно-философских направлений, то с 30-х годов XVI столетия "иосифлянство" — это основная идеология Русской Православной Церкви XVI — первой половины XVII вв.



Но и в современном мире значение духовного наследия преподобного Иосифа Волоцкого, его актуальность не уменьшается и в целом для всего общества, и для отдельных верующих и неверующих.В соседней стране многие зловещие события произошли после возникновения ереси. Это доказывает, что если с ней не бороться , то это приводит к большой беде.

Подготовка и написание данной работы заставила меня по-новому взглянуть на тревожащие меня проблемы и увидеть возможные пути их решения. Пусть это будет касаться пока только меня и моего ближайшего окружения. Но я думаю, что по мере взросления я смогу хотя бы что-то воплотить в жизнь.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница