В настоящей статье мы намерены продол



Скачать 149.48 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата27.04.2018
Размер149.48 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


ISSN 1818-796X. Âåñòíèê ÍÃÓ. Ñåðèÿ: Ôèëîñîôèÿ. 2007. Òîì 5, âûïóñê В настоящей статье мы намерены продолжить обсуждение базовых проблем плоти- новской психологии, которое было начато в нашей предыдущей статье [Берестов, 2006. Вып. 2]. Мы намерены обсудить способности души и функционирование души в чувственном мире для того, чтобы реконструировать возможное отношение Плотина к психофизической проблеме, без чего трудно надеяться на понимание плотиновской психологии. Для несвязанного с телом мышления Ума невозможно говорить о какой-либо зависимости от чего-либо иного в аспекте сущест-
вования чем-то, или о претерпевании (Ум зависит от Единого, но лишь в аспекте просто
существования, а существует чем-то вот- этим, иначе говоря, в качестве чего-то вот- этого, Ум исключительно благодаря самому себе. Однако вряд ли мы можем сказать тоже самое о дискурсивном мышлении связанной с телом души. В таком случае интенци- ональное мышление души оказывается связанным с телом, его чувствами и пр, иначе ничто не могло бы ограничить совершенство мышления души и оно ничем бы не отличалось от мышления в мире Ума. Таким образом, похоже, что объектность мышления души имеет место благодаря телу. Но образует ли душа вместе с телом что-либо целое Как можно говорить об их единстве, если они совершенно разнородны И как тело может в чем-то ограничить мышление души, повлиять надушу, и как душа может управлять телом, если они столь разнородны Итаку нас возникает (1) нечто похожее на психофизическую проблему в исполнении Декарта и требующаяся для ее разрешения
(2) проблема происхождения предположительно взаимообусловленных дискурсивного мышления и телесности. Указать способ, которым можно предложить интерпретацию плотиновского решения этих проблем, и является задачей данной статьи. Тело животного для Плотина есть одна из составляющих итого, и другого вместе, сложного, «соприлаженного» или «сообо- юдного» (to< sunamfo>teron)
1
, в то время как другой его составляющей является душа
(IV, 3, 26, 1; см. также I, 1, 6, 4–9; I, 1, 7,
1–7 и пр)
2
. В (IV, 7, 1, 8–10) «соприлаженное» трактуется как оформленная душой материя. Эти утверждения неявно предполагают, что между телом и душой есть что-то общее. Как бестелесное душа не может быть подвержена телесным страстям (III, 6, 5, 2). Хотя страсти порождаются душой, они имеют место в теле, а не в душе, и именно одушевленное тело претерпевает (III, 6, 3). Также можно сказать, что страсти возможны в «соприлаженном», те. название «”под-
верженное страстям” (to< paqhtiko>n)… от- носится к тому, чьи страсти “составляются
совместно” (suni>sqasqai) (с телом (III, 6,
4, 7–8). Та истинная душа, которая пребывает в Уме, разумеется, не подвержена страстями не вызывает страсти
3
, но страсти возникают, когда душа воображает себя и телом, и душой вместе.
УДК1 (091)
И. В. Берестов
Èíñòèòóò ôèëîñîôèè è ïðàâà ÑÎ ÐÀÍ
óë. Íèêîëàåâà, 8, Íîâîñèáèðñê, 630090, Ðîññèÿ
E-mail: berestoviv@yandex.ru
ПРИНЦИПЫ МЕТАФИЗИКИ ПЛОТИНА
И ЕГО ТРАКТАТ О ЗАТРУДНЕНИЯХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ДУШЕ (IV, 3–5)
È. Â. Áåðåñòîâ, 2007 1
Употребление термина to< sunamfo>teron восходит к платоновскому описанию создания души в Tim.
35 a–b.
2
Ссылки на Плотина осуществляются по изданию
[Plotinus, 1951–1973. Bd. 3]. Римской цифрой обозначается номер «Эннеады», затем – номер трактата, номер главы, при необходимости – номера строк по указанному изданию.
3
О бесстрастности души как эйдоса см. (I, 1, 7,
12–14; III, 6, 4, 35–36).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница