"В мире гармонии": программа нравственно-эстетического развития несовершеннолетних осужденных



Скачать 305.26 Kb.
страница1/7
Дата14.05.2018
Размер305.26 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3   4   5   6   7

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС

Нравственно-эстетического развитие несовершеннолетних в условиях детского дома


«В мире гармонии».

Пояснительная записка.
Коррекционный курс направлен на коррекционно-воспитательное воздействие детей приемно-диагностического отделения среднего и старшего школьного возраста, имеющих отклонения в эмоционально-личностном развитии и нарушении самооценки. Коррекционный курс рассчитан на проведение 1 занятия в неделю, 36 занятий в год, продолжительность занятия составляет 30-40 минут. Оптимально проводить занятия в игровой комнате с микроподгруппой и индивидуально.

Актуальность.

Главным принципом прогрессивной педагогики является гармоническое развитие личности, ее духовное обогащение, создающее необходимое равновесие в развитии эмоциональной сферы, обусловливающее трудовую и творческую активность личности.

Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые необходимо в первую очередь решить в процессе становления и развития личности воспитанников детского дома.

В условиях воспитательного учреждения решить их можно через усиление социально-гуманитарной направленности образовательного процесса, включая несовершеннолетних в процесс художественного творчества, приобщая к искусству, в котором аккумулирован эмоционально-оценочный опыт человечества. Диалог с искусством таит в себе богатейшие возможности для “проживания” этого опыта.

Произведения искусства воздействуют на чувственную сферу человека, расширяют его кругозор, активизируют духовный потенциал личности. Уникальным качеством искусства является отсутствие в нем каких-либо готовых рецептов правильного поведения человека. Но нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, открывает человеку путь к размышлению о смысле жизни.

Находясь в условиях детского дома, испытывая психологический дискомфорт, душевное напряжение, недостаточную культурно-эстетическую насыщенность среды, несовершеннолетние подсознательно ищут источник креативности, толерантности, отзывчивости и других положительных эмоций.

Реализация нравственно-эстетического направления воспитательной работы в детском доме создаст условия для развития, активизации созидательных способностей, социальной адаптации несовершеннолетних.

Цель.

Таким образом, целью курса является формирование нравственных ценностных ориентаций несовершеннолетних средствами различных видов искусства.



Задачи.

Курс решает следующие педагогические задачи:



  1. Создание условий для разностороннего развития нравственно-эстетических представлений, обогащения подростков определенными художественными знаниями, созидательными умениями и навыками.

  2. Расширение общего и художественно-эстетического кругозора, повышение художественно-эстетической культуры, развитие самодеятельности и инициативы, формирование эстетического отношения к действительности.

  3. Актуализация внутреннего потенциала, развитие потенциала психического здоровья, повышение уровня творческого рабочего самочувствия силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой.

  4. Осуществление психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних, расширение их социального опыта, подготовка к жизненной самореализации.

Принципы.

При отборе содержания программы руководствовались рядом взаимосвязанных принципов:



- Принцип гуманности и демократии. В судьбе каждого несовершеннолетнего сотрудники должны быть искренне заинтересованы, глубоко верить в процесс формирования его личности. Воспитанник принимает активное участие в жизнедеятельности коллектива (“воспитание в коллективе и через коллектив”): обсуждение выбора совместной деятельности; воспитатель может убедить и заинтересовать юношей и подростков, показав им привлекательность выполняемого дела. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

- Принцип самостоятельности несовершеннолетнего в принятии решений относительно своего развития. Правовые, психолого-педагогические и иные меры в практике должны способствовать его саморазвитию, представлять возможность выбора форм поддержки той или иной деятельности, заинтересовавшей его.

- Принцип эстетизации. Ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности его конструирования и трансляции.

- Принцип рефлексивной креативности. Подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение несовершеннолетнего в воспитательном процессе как активного субъекта воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем эффективности.

- Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации. Предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях воспитательного учреждения через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

- Культурологический принцип. Позволяет рассмотреть художественно-эстетические явления в контексте общих культурных особенностей эпохи, развития разных видов искусства.

- Принцип синкретизма воплощается во взаимосвязи разных видов музыкальной, литературной, изобразительной, театральной и другой художественно-эстетической деятельности на занятиях.

Соблюдение данных принципов способствует нахождению воспитанниками личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов и ценностных ориентаций.



Участники курса:

  • Несовершеннолетние воспитанники;

  • педагоги, воспитатели, организаторы воспитательной работы;

  • педагоги владеющие технологиями и методами в разных областях искусства.

Этапы реализации курса:

1. Диагностический этап.

Выявляет ценностные ориентации, интересы, потребности несовершеннолетних, предпочтительную направленность их деятельности.



2. Мотивационный этап.

Предполагает пробное включение воспитанников в художественно-эстетическую деятельность с обязательным выполнением условий добровольности. Комплектованию группы предшествует индивидуальная беседа.



3. Содержательно-деятельностный этап.

Обеспечивает возможности для самореализации подростков. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы в области нравственно-эстетической культуры и художественно-творческой деятельности.



4. Рефлексивный этап.

Ориентирует на оценку и осмысление изменений в характере и поведении человека. Несовершеннолетний становится “сотворцом” данной программы, может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, видеть достоинства и недостатки. В этой связи используем:



  • педагогическое наблюдение за несовершеннолетним;

  • индивидуальные беседы;

  • анализ результатов творческий деятельности;

  • сознательное включение воспитанников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своих способностей;

  • проведение открытых мероприятий, концертов, конкурсов и др.

Данный курс предполагает определенную вариативность, она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Проблема приобщения к нравственно-эстетическим реализовывается в коррекционных курсах через, факультативы, внеклассные занятия, которые позволяют подросткам глубже воспринимать нравственные ценности, образную сущность искусств, постигать разнообразие их направлений.

Несмотря на то, что в основе курса лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться в содержательном плане отдельной. Предлагаемые тематические блоки – это определенный ориентир организаторам воспитательной работы для осуществления нравственно-эстетического направления. Необходим гибкий подход - можно исключить отдельные темы, внести новые, повторно обратиться к некоторым из них.

Темы и содержание занятий могут варьироваться, распределяться на несколько занятий в зависимости от степени подготовленности воспитанников к восприятию художественно-эстетических ценностей, уровня эстетического развития, с учетом особенностей и традиций в коллективе. При этом работа должна проводиться систематически. Следует также подчеркнуть, что система художественно-эстетического воспитания значима и эффективна только в том случае, когда она осуществляется не изолировано, а органически включена в комплекс коррекционно-воспитательной работы детского дома.

В курсе определены организационные формы работы, осуществлен подбор специального художественного материала, разработан комплекс мероприятий, адресно направленных на нравственно-эстетическое развитие слушателей. Несовершеннолетний, вовлеченный в художественно-эстетическую деятельность, достигает определенной гармонии с миром и самим собой, осознает себя как личность, начинает понимать ценность культуры, искусства как основы более полной реализации своих возможностей и интересов.

Важным фактором, характеризующим курс, является интеграция различных методов художественно-эстетического образования между собой, их использование в тематических блоках, что способствует расширению знаний о предмете изучения, а также нравственно-эстетическому развитию несовершеннолетних.

Методы коррекции.

В системе методов приобщения воспитанников к художественно-эстетическим ценностям можно выделить пять основных:

- эвристический (проблемно-поисковый метод) - основной метод развития творчества; выдвигает мотивирующее отношение к процессу обучения, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и воспитанников в процессе познания; позволяет осознать и прочувствовать творческую задачу, что создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности);

- объяснительно-иллюстративный (беседа, лекция, рассказ, ведущие к усвоению готовых знаний);

- наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) метод используется для усиления впечатления участников от произведений разных видов искусства;

- репродуктивный (организованное повторение на основе серии упражнений);

- эмпирический (метод подражания, помогающий быстрее воспроизвести нужное звучание, скопировать движения и т.д.).

Все методы тесно связаны между собой.

Существенной особенностью курса является содержательное единство творческого познания, ассоциативного мышления и эвристической деятельности, ориентация на социально-нравственные аспекты как при восприятии явлений искусства, так и в собственных оригинальных опытах.

Ожидаемый результат программы:


  • личностное развитие воспитанников;

  • повышение нравственно-эстетической культуры несовершеннолетних (формируется система нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей);

  • включение в разные формы социально-культурного творчества, возможность реализации творческого потенциала личности несовершеннолетнего (постепенно у несовершеннолетнего формируется представление о наиболее подходящем, соответствующем именно его способностям, склонностям, особенностям характера и темперамента увлечении);

  • улучшение взаимоотношений с окружающими;

  • коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.

Участие в курсе поможет несовершеннолетнему приобщиться к интересному делу, разовьет его эстетический вкус, заполнит свободное время творческим трудом. Познание различных видов искусства выступает отправным пунктом, стартовой площадкой вхождения подростка в сферу нравственно-эстетического отношения к миру.

Ожидаемые результаты освоения курса отражают совокупную характеристику готовности воспитанников к решению проблем самоопределения и саморазвития в сферах ценностно-ориентационной, художественно-эстетической, познавательной и коммуникативной деятельности.


Технологические карты



Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница