В. М. Доброштан культурология учебное пособие



страница1/55
Дата31.12.2017
Размер3.87 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
В. М. ДОБРОШТАН

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(АВТОРСКИЙ КУРС)

Санкт-Петербург

2007
Автор:

Доброштан Виталий Михайлович,

доктор культурологии, профессор

Научные рецензенты:

доктор философских наук, профессор В. Н. Сагатовский,

доктор исторических наук, профессор Н. А. Санников.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Культуроло­гия», а также для всех, кто интересуется проблемами культуры в современном обществен­ном развитии. Пособие включает темы по проблемам истории и теории культуры.


© Доброштан В.М., 2007




ВВЕДЕНИЕ


Культура принадлежит к числу социальных явлений, играющих огромную роль в развитии общества. Культура – неотъемлемый атрибут, свойство человеческого существо­вания. Вот почему многие науки, в первую очередь гуманитарные, в той или иной степени обращены к исследованию культуры и мира человека. Языкознание и филология, история и философия, этнология и экономика, юриспруденция и этика, искусствознание и эсте­тика, психология и педагогика, антропология и теология изучают различные сферы куль­туры.

Специализация и дифференциация гуманитарных наук отражают потребность в тщательном и детальном знании социальной и культурной реальности. Однако "узкая глу­бина" нередко становится препятствием в понимании культурных процессов, ограничи­вает возможности познания. Каждая из наук дает частичное знание о культуре, не исчер­пывает всего многообразия этого сложного явления. Так возникает тенден­ция к интеграции со смежными науками, значительно расширяющая диапазон исследова­ний.



Культурология – это наука, которая исследует сущность и структуру культуры; процессы ее возникновения и функ­ционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов; ценности и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности самореализации; механизмы и средства трансляции от поколения к поколению; сохранение культурного наследия как памяти человечества.

Предмет культурологии – это культура как исторически развивающееся и целост­ное явление, как способ жизнедеятельности человека, выражающий его родовую специ­фику и предназначение.

Значение культуры особенно актуально для формирования и развития молодого по­коления современного российского общества. Граждане России, постоянно озабоченные экономи­ческими неурядицами, ломающие голову над тем, как выжить, суетно следящие за расту­щим курсом доллара и за предвыборными схватками политиков, не успевают остано­виться, оглянуться, задуматься над тем, что среди обретений и потерь, которыми ознаме­новался уходящий век, есть одна утрата, которая имеет необычайно большое значение. Эту утрату можно назвать утратой веры, утратой цели, утратой идеалов, утратой ценно­стей.

Неопределенность духовно-нравственных ориентаций оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни. Вот почему на первый план сегодня выдвигаются про­блемы культуры. Многие современные политики пытаются навязать стране ценности За­пада, в основе которых лежит цивилизационный подход к решению социально-экономи­ческих проблем. Человек для цивилизации выступает средством достижения поставлен­ных целей, культура же выводит на первый план личность как самоценного субъекта. По­этому человек как продукт и носитель субъект-субъектных отношений может реализо­ваться в основном в культуре и через культуру. Вот почему обращение к проблемам куль­туры в современных условиях приобретает особую остроту.

Материал настоящего пособия предназначен в основном для студентов высших учебных заведений, но отдельные его положения могут представлять определенный инте­рес для всех, кто интересуется проблемами истории и теории культуры. Автор с благодар­ностью воспримет все замечания, направленные на более глубокую проработку отдельных положений данной работы.



Тема 1. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Слово “культура” употребляет практически каж­дый человек. Более того, никогда ранее так часто и заинтересованно оно не произносилось как сегодня. И это, разумеется, совсем не случайно. Вопрос о культуре, как свидетельствует вся мировая и отечест­венная история, всегда возникает особенно остро и объемно в пору глобальных общественных перемен. “На исторических перевалах, в эпохи кризисов и ка­тастроф, — писал выдающийся русский философ Н. А. Бердяев, — приходится серьезно задумываться над движениями исторической судьбы народов и культур”1.

Именно такой “исторический перевал” проходит теперь Россия, причем в условиях глобального кризи­са и угрозы национальной катастрофы. В этой обста­новке взоры многих, кому не безразличны судьбы Отечества, обращаются к культуре, ее непреходящим ценностям, к удивительной способности сплачивать и поднимать людей на, казалось бы, неразрешимые за­дачи. Ибо культура — это подлинная душа и лицо любого народа. Культура сегодня — это возможность не только выживания России, но и со­хранения своей самостоятельности и самобытности. Ведь “не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества”, к тому же “в куль­туре нет хамизма”, пренебрежительного отношения к могилам отцов...2


ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ “КУЛЬТУРА”

Употребляя слово “культура”, различные люди вклады­вают в него неодинаковый смысл. Одни исследователи под культурой по­нимают ценности духовной жизни (литературу, живо­пись, музыку и т. д.); другие — отождествляют культу­ру с образованностью; третьи — объединяют культуру с нравственными нормами.

Подобные представления отражают важные стороны феномена культуры. Однако в действительности яв­ление культуры гораздо более многогранно и бога­то. Оно поистине всеобъемлюще. Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь.

Поэтому в рамках исторических, философских, эт­нографических, социологических, филологических и иных исследований общественной жизни можно встре­тить самые разнообразные представления о культуре. Это, с одной стороны, объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина “культура”, а, с другой, — конкретностью изучаемой проблематики той или иной гуманитарной дисципли­ной. Однако теоретическая сложность данной пробле­мы не сводится к многозначности самого понятия “культура”. Культура — это многогранная проблема ис­торического развития.

Не случайно, исследователи давно бьются над оп­ределением понятия “культура”, которое бы удовлет­воряло если не всех, то хотя бы большинство ученых. По подсчетам известных в мире науки американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего семь определений культуры. Первым они считают Эдуарда Бернетта Тайлора — выдающегося английского историка культу­ры 19 века. Его книга “Первобытная культура” широ­ко издана в нашей стране и привлекает большой инте­рес читателей всех возрастов. С 1920 г. но 1950 г. по­явились еще 157 определений понятия “культура”. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже суще­ствует свыше 500 определений данного феномена. А, по мнению некоторых, это число якобы приближается даже к тысяче.

В этих условиях может сложиться впечатление о бессмысленности поиска истины. Это не так. Несмотря на огромное разнообразие точек зрения, есть нечто та­кое, что изначально объединяет самых различных исс­ледователей явления культуры. Это “нечто” содержит­ся в самой этимологии слова “cultura”, которое; появилось свыше двух тысяч лет тому назад. Его употребил выдающийся римский оратор Марк Туллий Цицерон в 45 году до нашей эры в своей работе “Тускуланские беседы". Этимологически оно означало “возделы­вать”, “обрабатывать” и применялось первоначально лишь как агротехнический термин — “обработка зем­ли, возделывание почвы”.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово “cultura” в ином, т. е. пере­носном смысле — применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же “cultura” стала проти­востоять другому латинскому понятию — “natura”, т. е. природа. В данном контексте слово “культура” стало означать явление созданное, внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие дейст­вия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработ­ку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под куль­турой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо это дало основа­ние великому немецкому философу Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю дать следующее определение культуры: “Культура - это созданная человеком “вторая природа”.

В России термин “культура” появился лишь во второй половине 19 века. По мнению исследователей, это зафиксировано в “Карманном словаре” Н. Кириллова. До этого времени использовался другой термин “цивилизация”, толкуемый как гражданственность.

С началом нынешнего столетия это понятие стало широко употребляться и изучаться отечественными учеными. Среди них выдающиеся мыслители: Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. В. Розанов, С. А. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк и многие другие.

В. И. Даль в своем “Толковом словаре” дает определение феномена культуры: культура - это обработка и уход, возделывание, возделка; это образование - умственное и нравственное.

С течением времени, накоплением знаний, развитием человека и общества меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. Но все время исследователи сталкиваются с огромными трудностями в познании сущности, определении границ феномена культуры. С одной стороны, культура продолжает пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека и общества: материальное производство, социально-экономические отношения, сферу духовного развития, быт, человеческий опыт.

Поэтому можно встретить такое, например, определение:

“Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии - материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению”. (Б. В. Бирюков, Р. Х. Зарипова, С. Н. Плотникова).

С другой стороны, расширительное толкование понятия “культура” может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием - “общество”. Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

Но это далеко еще не все трудности при определении понятия “культура”, постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее - перестало ею быть. Например, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Но позже, когда человек поставил на поток их производство, - это перестало быть фактом культуры.

И сегодня, многое из того, что творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, это явилось культурным великим событием. Совре­менный человек (homo sapiens), пишущий на заборе или на стене учебной аудитории слова из ненормативной лексики, создает все, что угодно, но только не культуру.

Учитывая выше перечисленные сложности, совре­менная наука пришла к необходимости выделения конкретных “аспектов” культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической ли­тературе принято выделять следующие аспекты: 1) генетический; 2) гносеологический; 3) аксиологический; 4) гуманистический; 5) нормативный; 6) соц­иологический.

Рассмотрим эти аспекты подробнее. В генетиче­ском аспекте культура предстает как продукт обще­ства. При этом фиксируется как общее отличие чело­веческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различ­ных этапах общественного развития, в рамках опреде­ленных эпох (“цивилизаций”), этнических и националь­ных общностей.

Видимо, поэтому Альфред Кребер в свое время справедливо полагал, что феномен культуры можно рассматривать лишь в качестве измерения общества. Отсюда исходят определения и других выдающихся культурологов. Культура, — писал Альберт Швейцер,это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу.

Термин “культура”,считал Зигмунд Фрейд,вбирает всю сумму достижений и институций, отли­чающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людь­ми. Культура, говорил Абраам Моль, — это интел­лектуальный аспект искусственной среды, которую че­ловек создает в ходе своей социальной жизни.

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные цен­ности, с одной стороны, отражают уровень достиже­нии человечества, а с другой, выступают как специ­фический объект освоения. Исходя из этого понима­ния, нередко дают следующее определение: культу­ра — это система ценностей, с помощью которых об­щество интегрируется, поддерживает функционирова­ние и взаимосвязь своих институтов (П. А. Сорокин).

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творче­ских способностей. Отсюда следующее определение:

Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его обще­ственного бытия. (В. М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как си­стема, регулирующая социальные отношения в обще­стве, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людь­ми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это — тоже культура.

Отсюда, следовательно, и такое определение: культура есть исторически и социально обусловлен­ное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе (И. П. Вайнберг).

Ядром такого определения является слово “отноше­ние”, ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, спо­собность “относиться” есть только человеческое свой­ство, отличающее человека от животного.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, чело­века), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Культура — это особое измерение общества ... (А. Кребер),

Культура — это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии ... (А. Швейцер).

Культура — это специфически человеческий спо­соб деятельности (Э. Маркарян).

Таким образом, культура — это чрезвычайно слож­ное, многообразное явление, пронизывающее букваль­но все сферы жизни и деятельности общества и чело­века. Культура — ядро, основа, “душа” общества:


  • это — материальные и духовные ценности чело­века;

  • это — способ жизнедеятельности людей;

  • это — отношения людей между собой;

  • это — своеобразие жизни наций и народов;

  • это — уровень развития общества;

  • это — накапливаемая в истории общества инфор­мация;

  • это — совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

  • это — религия, мифология, наука, искусство, пол­итика;

  • это — особая знаковая система и т. д.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница