В. Ж. Келле культура и свобода культура как предметное бытие свободы



Скачать 128.64 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата30.01.2018
Размер128.64 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


44
В.Ж. Келле
КУЛЬТУРА И СВОБОДА
Культура как предметное бытие свободы
Идея свободы, в ареале европейской культуры, относится к числу фундаментальных проблем человеческого бытия. Человек – единственное существо на планете Земля, способное быть свободным. И человек – единственное существо, созидающее культуру. Человеческое бытие – бытие в культуре. Человек живет в культуре с самого начала, с момента возникновения человеческого рода. Именно культура формирует его человеческие качества,
возвышает его над природой. Философию называют самосознанием культуры. Но к осознанию существа и смысла культуры, ее роли и места в жизни человека и общества философия подошла, в общем, совсем недавно. Лишь несколько столетий назад, в эпоху Просвещения вошло в обиход само понятие культуры. Философия, обогащенная идеями Возрождения, Реформации,
мыслителей XVII в, все больше проникалась сознанием того, что созидательная творческая деятельность человека, направленная на формирование мира культуры, является выражением его родовой сущности. Как убедительно показал, развивая эту тему, В.М.Межуев, все это явилось подготовкой философского открытия культуры. Оно заключалось в открытии особого вида бытия – не божественного или природного, а собственно человеческого,
обладающего относительной независимостью и свободой по отношению к первым двум. Культура в самом исходном своем определении – это все, что существует в силу ив результате человеческой свободы, является ее предметным воплощением. Открытие свободы в мире природной и всякой иной необходимости и стало причиной последующего обретения культурой в сознании людей своей собственной территории и границ»
1
Таким образом утверждается нераздельность свободы и культуры. Культура как предметное воплощение свободы – это великолепная и глубокая идея.
Ведь основания человеческого творчества либо находят в Боге, либо в природе. Средневековье знает единственно творца – Бога. От него шло и все,
созидаемое человеком. Видимо, поэтому, прежде всего, изобразительное искусство в средние века в огромной степени оставалось анонимным. Ренессанс исходил из того, что человек способен творить, поскольку является личностью, индивидуальностью, созданной по образу и подобию Бога. Признание личного авторства стало нормой, но связь с божественными основаниями творчества сохранилась. Другая линия в этом вопросе – что творческое начало заложено в самой природе, она рождает новые формы, и человек,
как продукт природы, подражая природе, продолжает этот процесс. Различие в том, что природа творит бессознательно, а человек сознательно. В этом утверждении есть доля истины, ибо человек – природное существо, но проблема культуры, ее специфики, ее связи со свободой при таком подходе как бы снимается он не открывает перспективы адекватного объяснения ни процесса созидания человеком культуры, ни проблемы свободы творчества.
1
Межуев В.М. Идея культуры. МС 2
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. МС Поэтому идея мира человеческой культуры как продукта свободного творчества субъекта, освобожденного от природной и божественной детерминации, все ставит на свое место.
Культуротворческая деятельность неотделима от свободы. Признанием общественной значимости принципа свободы творчества является его включение в правовые системы всех демократических государств. Чтобы творить, человек должен обладать свободой.
Четко поставленная и концептуально развитая В.М.Межуевым проблема философского открытия культуры как органического единства свободы и культуры имеет для философии культуры, как мне представляется,
особое значение, и я беру ее в качестве исходной. Но дальше наши пути расходятся. Он решает вопрос о том, что дает установление связи свободы и культуры для познания и понимания культуры и человека. Данная жеста- тья посвящена тому, как структурное разнообразие культуры может проявиться в различных подходах к понятию свободы.
Духовная и интеллектуальная ветви культуры
Философия рассматривает человеческую культуру как нечто единое, как некую целостность, говорит о культуре как таковой. Но эта культурная целостность представляет собой единство многообразия не только в содержательном плане, но ив структурном. В ней имеется множество внутренних градаций по национальными социальным признакам, по формами типам культуры и т.д. Меня последнее время занимает как раз одно из таких внутренних различий – разграничение интеллектуальной и духовной
ветвей культуры. Тема этане случайна.
В нашей философской литературе долгое время понятие духовного трактовалось широко, исходя из марксова разделения производства на материальное и духовное. Последнее определялось просто как производство нематериального продукта, сознания. Деятельность не только в сфере религии, искусстве, философии, но ив науке рассматривалась как духовное производство,
хотя иногда она трактовалось ив более узком смысле, как производство идеологии. Нов любом случае, контуры и функции духовной сферы оставались расплывчатыми и неопределенными. Ныне эта тема по многим причинам приобрела новое звучание. В общественном мнении духовное начало стало однозначно сопрягаться с религией. Философия в этих условиях должна определиться с понятиями духовности и духовной культуры. Носами понятия, таили иная их трактовка не самоцель. Глубокие социальные сдвиги вызвали существенные изменения в сознании российского общества, в его духовной жизни. Будущее страны многие связывают в первую очередь с ее духовным возрождением, апеллируя к традиционной русской духовности.
Наряду с этим изменилось отношение к науке, научной деятельности, научной рациональности. Если в советские времена наука, научная методология выдвигались на первый план, считались основой не только См. подробнее Келле В.Ж. Духовная и интеллектуальная составляющие культуры //
Вопр. философии. 2005. № 10. С. 38–54.
Вот одна из трактовок Духовное производство можно определить как производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специально выделенными и внутри себя организованными группами людей — идеологическими слоями общества»
(Духовное производство. МС. 142).
В.Ж. Келле. Культура и свобода


Каталог: uplfile -> root -> biblio


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница