В. И. Успенская Суфражизм в конце XIX – начале XX века



Скачать 168.16 Kb.
Дата17.04.2018
Размер168.16 Kb.

В.И. Успенская

Суфражизм в конце XIX – начале XX века


И
стория борьбы женщин за свои права, история феминизма, являясь частью социальной истории человечества, почти не известна большинству женщин и мужчин. Лишь в последние десятилетия феминизм становится предметом общественных дискуссий и научных исследованийi. Благодаря публикации в конце 80-х – 90-х гг. материалов российских авторов, посвященных истории и идеологии этого социального феноменаii, а также переводов на русский язык некоторых, известных во всем мире, текстов по феминизмуiii, появляется возможность понять, что же стоит за звучавшими столь таинственно и пугающе словами “феминизм" и “суфражизм".

В фокусе моего обзора – движение женщин за предоставление равных с мужчинами избирательных прав. В истории феминизма конца XIX-начала XX в. это движение получило название суфражизм (от англ. suffrage – право голоса).



I

Само слово “feminisme" (от латинского femina – женщина) придумал французский теоретик социализма Шарль Фурье в начале XIX в.iv Он писал о “феминистке", “новой женщине", которая изменит общественную жизнь и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что “расширение прав женщин – это главный источник социального прогресса"v. Изобретенный термин употреблялся им самим же на французском языке. Использование слова “феминизм" для описания идеологии равноправия женщин в обществе известно, согласно англо-американским историкам, с 1894 г.vi К началу XX в. термин “феминизм" используется борцами за женские права не только в США, Великобритании и других странах Западной Европы, но также в менее промышленно развитых странах, таких, как Россия, Япония, Индия, Египет, Турция, Аргентинаvii. Хотя в “Толковом словаре живого русского языка" Владимира Даля в 1882 г. не было статьи об этом понятии, хорошо известно, что российское общество в конце XIX – начале XX в. называло “феминизмом" стремление женщин из образованных (чаще всего буржуазных) слоев общества самостоятельно и организованно добиваться признания своих прав в обществеviii.

Хотя феминизм как идеологическая и политическая сила возникает в XIX в., феминистические идеи и трактаты о необходимости расширения прав женщин в обществе можно обнаружить в очень ранние периоды человеческой истории. Так, “Книга о женском городе" Кристины де Пизан, опубликованная в 1504 г. в Италии, уже содержала идею защиты прав женщин на образование и политическое влияние. Классическим текстом современного феминизма считается книга английской писательницы Мэри Уолстонкрафт “В защиту прав женщин", изданная в 1792 г. и написанная под влиянием событий Великой французской революции. Одним из первых документов феминизма считается Декларация прав женщины и гражданки, написанная и опубликованная французской писательницей Олимпией де Гуж в 1791 г. В декларации заявлялось, что игнорирование, забвение женских прав, “тирания сильного пола" являются причиной национального несчастья и нравственного разложения, что женщина рождена свободной и по праву равна мужчине.

Текст весьма актуален и сегодня: “Из общности мужчин и женщин состоит нация, на которой покоится государство; законодательство должно быть выражением воли этой общности. <...>Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям... только одно различие их добродетелей и талантов может служить масштабом для их выбора”. В своем обращении к женщинам она восклицала: “Разве еще не время, чтобы и среди нас – женщин – началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?"ix

Тревога была не случайной, ибо идея и практика народного правления (демократии), зародившиеся еще в древнем Афинском полисе, изначально не предполагали участия женщин (не граждан). Развившиеся религии, великий культурный Ренессанс, демократические революции и билли о правах ориентировались на мужчин. Призыв либеральных политических философов эпохи Просвещения к свободе, равенству и братству был также призывом к установлению равноправия мужчинx.

Среди ранних и немногих сторонников политического равноправия женщин был французский философ и политический идеолог эпохи французской революции Ж.де Кондорсе. Он исходил из того, что женщины, так же как и мужчины, одарены разумом и нравственными идеями и потому должны иметь те же права, как и мужчины. Он требовал для них активного и пассивного избирательного права. В 1790 г. Кондорсе опубликовал статью “О даровании женщинам гражданских прав". По его мнению, провозглашенный революцией принцип равенства был попран, так как половина рода человеческого была лишена права принимать участие в законодательстве: “Или вообще не существует врожденных человеческих прав, или каждый человек, независимо от пола, религии, расы, имеет одинаковые права"xi.

Другой прогрессивный мыслитель той же эпохи, прусский писатель Теодор Готтлиб фон Гиппель, опубликовал в 1792 г. книгу “Об улучшении статуса женщин", которая положила начало дебатам о правах женщин в Германии. В ней автор призывал к полноправию женщин в политике, образовании, профессиональной деятельности. От участия женщин в государственном управлении Гиппель ожидал больших результатов, считая, что “в этом случае было бы меньше тиранов и расточительства сил подданных"xii.

II

Основываясь на традициях Просвещения и правах личности, в середине XIX в. возникает феминизм как социальное движение женщин за свои политические и гражданские права, ибо ни одна революция не предоставила им таких прав, несмотря на их активное участие в революционных процессах. Период с 1840-х по 1920-е гг. известен в современной литературе по истории женских движений как “первая волна" феминизма (“вторая волна" поднимется в середине 60-х гг. XX в., и это уже будут новые задачи, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора). В свои программы феминистки в разных странах включали требования предоставить право на образование, профессиональный труд, на занятие государственных должностей, право самостоятельно заниматься торговлей, предпринимательской деятельностью.

Одной из характерных черт феминизма “первой волны" к концу XIX – началу XX в. стало требование политического равноправия для женщин, прежде всего права голоса. Феминистки-суфражистки верили, что, имея легальную возможность голосовать на выборах, женщины вскоре освободятся от всех других форм дискриминации. Основной социальной базой суфражистского движения был средний класс (в России – интеллигенция и буржуазные слои), что давало основание называть его также “буржуазным" феминизмом в отличие от “пролетарского" женского движения как составной части рабочего движения за социализм. В начале XX в. (в 1904 г.) суфражистские организации США, Канады, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швеции объединились в Международный союз за женское равноправие, который в 1911 г. уже насчитывал двадцать четыре национальные ассоциацииxiii. Всероссийский союз равноправия женщин в 1905 г. был также приглашен присоединиться к Международному союзу, и в 1906 г. делегация российских суфражисток участвовала в работе III конгресса женщин в Копенгагенеxiv. Во всех странах – участницах союза ежегодно проводились тысячи митингов, миллионы листовок о бесправном положении женщин распространялись в самых отдаленных уголках земного шара. Участвуя в “становлении нового порядка” в начале XX в., женщины требовали права голоса, придавали этому “исключительно важное значение” и “на меньшее были не согласны”xv.

III


В США движение женщин-суфражисток началось с конференции в местечке Сенека Фоллз в 1848 г., на которую собрались более 200 женщин и около 40 мужчин из ближайших деревень и городков. Конференция заявила о необходимости полноправного гражданства женщин: женщина не только мать, но и самостоятельная личность, и ее отношения с государством должны быть прямыми, а не опосредованными через мужа или детей. Участники конференции приняли Декларацию чувств, которая напоминала Декларацию независимости США, принятую в годы американской революции конца XVIII в., объявившую свободу и равноправие граждан. Декларация чувств заявляла о правах женщин и необходимости организованной борьбы за эти права. В 1869 г. Сьюзен Б.Энтони организовала Национальную ассоциацию за избирательные права женщин, и в том же году штат Вайоминг предоставил право голоса женщинам; в 1893 г. его примеру последовал штат Колорадо, в 1896 г. – штаты Айдахо и Юта. Но борьба американских женщин за общегражданское право голоса продолжалась более 70 лет: лишь в 1920 г. они обрели это правоxvi.

В Великобритании движение за права женщин связано с именем знаменитого философа Джона Стюарта Милля, который в 1867 г. выступил в английском парламенте с петицией в пользу избирательных прав для женщин. Его книга “Подчиненность женщин" (1869), написанная в соавторстве с женой Гарриет Тэйлор, считается классическим либеральным произведением в защиту прав женщин. В 1867 г. Лидия Бекер создала первую суфражистскую организацию – Национальное общество за избирательные права женщин. С 1890 г. ее лидером была Милисент Фосетт. В 1903 г. возникает Женский социально-политический союз с новым лидером Эммелин Пэнкхерст, вошедшей в историю феминизма как организатор весьма воинственных выступлений женщин за свои избирательные права. Суфражистки применяли тактику обструкций, устраивали уличные манифестации, сознательно нарушали общественный порядок, пытаясь таким образом привлечь внимание общественности и властей к проблеме избирательных прав для женщин. Эти права англичанки получили ограниченно в 1918 г., а в полном объеме – в 1928 гxvii.

Если в США и Великобритании борьба суфражисток была, несмотря на хорошо организованные и довольно массовые женские движения, очень длительной и безуспешной, вплоть до 20-х гг. XX столетия, то в России сложилась иная ситуация. Требование предоставления женщинам права избирать и быть избранными стало звучать здесь в начале XX в. Оно было включено в программы некоторых политических партий. По мнению одного из первых историков российского феминизма и активной феминистки Е.Щепкиной, до 1905 г. вопрос о политических правах женщин не ставился: “Женское движение возникло одновременно с открытым вступлением на путь политической деятельности конституционалистов”xviii. Раньше других, в 1903 г., требование равноправия женщин включила в свою программу российская социал-демократическая рабочая партия (большевики и меньшевики); к концу 1905 г. вопрос о равноправии включали также программы кадетов и эсеровxix. Женщины ожидали гражданского признания в годы первой русской революции 1905-1907 гг., но царский Манифест 17 октября провозгласил определенные гражданские и политические права и свободы только мужчинам (повторилась ситуация и американской, и французской революций, когда женщин исключали из категории граждан).

Революционная волна в России подняла женщин на борьбу за свои права. Многие феминистки (“равноправки", как их часто называли), боровшиеся ранее за доступ женщин к высшему образованию и право на профессиональный труд, начали теперь борьбу за политические права. К тому времени наиболее известной и крупной феминистической организацией было “Русское взаимно-благотворительное общество”. В январе 1905 г. около тридцати женщин либеральных взглядов объявили о создании женской политической организации в Москве, а затем и в Петербурге – Всероссийского союза равноправия женщин (действовал до 1908 г.). В декабре 1905 г. сформировалась третья и последняя из женских организаций периода 1905-1907 гг. – Женская прогрессивная партияxx.

Хотя российские феминистки не были такими воинственными, как многие их подруги на Западе, все же суфражизм и в России встречал сопротивление. Причем не только со стороны консервативных кругов царской России, но и со стороны лидеров социалистических и рабочих организаций, которые враждебно относились к самостоятельным и организованным действиям женщин. По этому поводу на первом Всероссийском съезде женщин в декабре 1908 г., подготовленным феминистками, высказалась Стефания Испалатова, отметив, что “за это стремление к самостоятельности на женщин сыпятся упреки в феминизме (слово, которое у нас считается чуть ли не ругательным). Еще бы! Ведь феминистками называют тех бунтовщиц, которые, считаясь с историческими фактами, не верят программам, словам и обещаниям и самостоятельно хотят добиться своих прав"xxi.

Феминистические организации в России, боровшиеся за общегражданское право голоса, были, по сравнению с западными, не столь массовыми. Так, Всероссийский союз равноправия женщин в пик своей деятельности (1905 г.), насчитывал 8 тыс. членов, в то время как, например, Национальная американская ассоциация за избирательные права женщин выросла с 17 тыс. в 1905 г. до 100 тыс. в 1915 г. Национальный совет женщин в такой маленькой стране, как Дания, насчитывал в 1899 г. 80 тыс. участницxxii.

Наиболее радикальной в России феминистической организацией был Всероссийский союз равноправия женщин, в программе которого содержались такие требования, как немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного избирательного права без различения пола, веры, национальности; признание прав народов, входящих в состав России, на политическую автономию и национально-культурное самоопределение; уравнение в политических и гражданских правах женщин с мужчинами во всех областях жизни и слоях общества, без ограничения прав замужних женщин. Феминистки требовали также уравнения прав крестьянок с правами мужчин при аграрных реформах; охраны труда женщин и обязательного страхования наравне с мужчинами; допущения женщин во все области общественной и служебной деятельности; совместного обучения с мужчинами; отмены законов о проституции, унижающих достоинство женщинxxiii.

С 1909 г. до Февральской революции новая организация – Российская лига равноправия женщин – активно, но безуспешно пыталась добиться от власти изменения законодательства в пользу равноправия женщин. По инициативе Лиги 20 марта 1917 г. в Петрограде прошла одна из самых первых и массовых демонстраций в поддержку избирательных прав для женщин (см. публикацию воспоминаний участницы событий О. Закуты в этом сборнике “Как в революционное время Всероссийская Лига Равноправия Женщин добивалась избирательных прав для русских женщин").

В июле 1917 г. Временное правительство объявило о своем решении предоставить российским женщинам все политические права, признав, в частности, что “право участвовать в выборах в Учредительное Собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигших 20 лет к моменту выборов"xxiv. Октябрьская революция 1917 г. не только подтвердила принцип женского равноправия, но и предприняла ряд радикальных мер для повышения статуса женщин в обществе, скроенном по мужским меркам.

Таким образом, настойчивая и организованная деятельность женщин в защиту своих прав в двух русских демократических революциях не была напрасной в смысле обретения избирательных прав. Период борьбы за общегражданское право голоса для россиянок продолжался чуть более 12 лет. Россия стала одной из первых стран в мире, предоставивших женщинам равные избирательные права с мужчинами в начале XX в.



IV

Следующая таблица показывает, когда и в каких странах женщины получили право голоса наравне с мужчинами в результате борьбы, начатой суфражистками в XIX в.xxv:



Год

Страна

Год

Страна

1893

1902


1906

1913


1915

1917


1918

1919


1920

1922


1928

1929


1930

1931
1932

1934

1936


1937

1941


1942

Новая Зеландия

Австралия

Финляндия

Норвегия

Дания, Исландия

Россия


Канада

Австрия,Германия, Нидерланды,Польша, Швеция, Люксембург, Чехословакия

США

Ирландия



Великобритания

Эквадор

Южная Африка

Испания, Шри Ланка, Португалия

Таиланд

Бразилия,Куба

Коста Рика

Филиппины

Индонезия

Доминиканская республика, Уругвай



1945

1946
1947

1948

1949


1951

1952


1953

1954


1955

1956


1957

1959


1962

1963


1964

1965


1971

1977


1979

Франция, Венгрия, Италия, Япония, Вьетнам, Югославия, Боливия

Албания, Румыния, Панама

Аргентина,Венесуэла

Израиль,Корея

Китай,Чили

Непал


Греция

Мексика

Колумбия

Никарагуа

Египет,Пакистан, Сенегал

Ливан


Марокко

Алжир


Иран,Кения,Ливия

Судан,Замбия

Афганистан,Гватемала

Швейцария

Нигерия

Перу,Зимбабве


Лишь с конца XIX в. начался процесс предоставления прав голоса женщинам наравне с мужчинами в результате борьбы суфражисток. Правда, в скандинавских странах некоторые юридические препятствия для участия женщин в общественной жизни начали устраняться еще в середине прошлого века. Но первой страной, признавшей за женщинами гражданский статус и наделившей их избирательными правами, была Новая Зеландия (1893 г.). В Европе первой такой страной стала Финляндия.

Из таблицы видно, что процесс обретения женщинами общегражданского права голоса в различных странах мира растянулся на долгие годы. К 1940-м гг. таких стран было уже двадцать шесть. Наибольший прогресс в обретении равного избирательного права для женщин был достигнут после Второй мировой войны. В большинстве развивающихся стран женщины обрели право голоса одновременно с обретением независимости их странами и активно участвовали в борьбе за свободу. К 1996 г. женщины имеют это право везде, кроме некоторых стран на Среднем Востоке (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты) и республики Брунейxxvi.

Обретение женщинами общегражданского права голоса означало радикальный прорыв в идеологии “естественного подчинения" женщин и мужского превосходства. В результате борьбы феминисток-суфражисток оказалось признанным участие женщины в общественной сфере деятельности, которая раньше считалась мужской. Правда, действовать там можно было по сложившимся уже правилам. Надежды суфражисток на то, что с обретением женщинами равных избирательных прав политика и положение женщин автоматически изменятся к лучшему, оказались иллюзией. Как справедливо пишет Т.Клименкова, “только после того, как женщины эти права получили, стало ясно, до какой степени этого недостаточно, ведь они получили практически только возможность действовать на маскулинистском поле и маскулинистскими методами”xxvii. Политика во всем мире остается бесконтрольной со стороны женщин как социальной группы. На пороге XXI в. общественное сознание все еще с трудом воспринимает идею социально-политического равноправия и партнерства полов в политике. Почему? Этот и другие вопросы женского бытия в мире патриархатныхxxviii ценностей “всплыли” благодаря “второй волне" феминизма, поднявшейся с середины 60-х гг. XX столетия.


ПРИМЕЧАНИЯ


i См., например: Feminism and History/ Ed. by J.W. Scott London, 1996; Banks O. Faces of Feminism. Basil Blackwell, 1993; Rendall J. The Origins of Modern Feminism: Women in Britain, France and the United States, 1780-1860. London, 1989; Rowbotham Sh. Women in Movements: Feminism as a Social Action. London, 1992; Feminism in Our Time/ Ed. by M.Schneir. New York, 1994; Stites R. The Women's Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930. New Jersey, 1990; Kaplan G. Contemporary Western Feminism. New York, 1992; Lerner G. The Creation of Feminist Consciousness. New York, 1993.

ii См.: Айвазова С.И. Женское движение и политика // Массовые движения в современном обществе. М., 1990. С.117-125; Айвазова С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. №6; Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. 1991. №4; Воронина О.А. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. М., 1980; Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. №5; Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992; Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993; Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново, 1994; Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. №5.

iii См., например: Феминизм: проза, мемуары, письма/ Под ред. М.Шнеир. М., 1992; Эванс С. Рожденная для свободы. М., 1993; Фриден Б. Загадка женственности. М., 1994; Бовуар С. Второй пол. Введение // Иностранная литература. 1993. №3; Пизан К. Книга о женском городе// Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. М., 1991.

iv См. об этом: Rowbotham Sh. Op.cit. P.168; Rendall J. Op.cit. P.2.

v Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. М., 1938. С.174.

vi См.: Rendall J. Op.cit.; Kelly J. Women, history, and theory. The University of Chicago Press. Chicago. 1984. P.96; Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. Longman, 1986. P.107.

vii См.: The Blackwell Twenties-Century Dictionary of Social Thought/ Ed.by T.Bottomore. New York, 1995. P.712.

viii См.: Коллонтай А.М. Избранные статьи и речи. М., 1972. С.61.

ix Цит. по: Браун Л. Женский вопрос. СПб., 1906. С.72. Сама Олимпия де Гуж была казнена в 1793 г. не только как роялистка, "враг революции", но и как женщина, "забывшая о достоинствах своего пола" (Tuttle L. Op.cit. P.130). В 1793 г. специальным декретом правительства были запрещены женские клубы, появившиеся в революционной Франции и принимавшие активное участие в политическом процессе того времени. Равные избирательные права с мужчинами женщины Франции получили лишь в 1945 г.

x Великий защитник демократии Ж.-Ж. Руссо утверждал, что женщины от природы неспособны быть гражданами. Хороший анализ текстов либеральных мыслителей с точки зрения их отношения к равноправию полов см.: Okin S.M. Women in Western Political Thought. New Jersey, 1992; Elshtain J.B. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought. New Jersey, 1981.

xi Цит. по: Браун Л. Указ.соч. С.78.

xii Там же. С.79.

xiii См.: Феминизм: проза, мемуары, письма. С.388; Tuttle L. Op.cit. P.156.

xiv См.: Мирович Н. III конгресс Международного союза избирательных прав женщин в Копенгагене // Русская мысль. 1909. №7. С.124-137.

xv Феминизм: проза, мемуары, письма. С.392, 407.

xvi См. подробнее о движении суфражисток в США: Эванс С. Рожденная для свободы. С. 101-152; Феминизм: проза, мемуары, письма. С.384-407.

xvii См.: Rendall J. Op.cit.; Tuttle L. Op.cit. P.370; Feminism: A Reader/ Ed.by M.Humm. New York, 1992. P.1-2.

xviii Щепкина Е. Женское движение. СПб., 1906. С.1. См. также: Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность // Формирование гендерной культуры у студенческой молодежи. Набережные Челны, 1995. С.19; Stites R. Op.cit. P.65, 199; Feminism. P.XV.

xix См.: Хасбулатова О. Указ.соч. С.104; Stites R. Op.cit. P.203.

xx См.: Stites R. Op.cit. P.201-203.

xxi Исполатова С. Самосознание женщины как фактор обновления общественного строя: Речь на Первом всероссийском женском съезде в декабре 1908 г. // Женщина и Земля. 1992. Март. С.46.

xxii Lorber J. Op.cit.

xxiii См. публикацию платформы Cоюза в газете "Сударушка" (1996, №4).

xxiv См.: Stites R. Op.cit. P.294.

xxv См.: Tuttle L. Op.cit. P.370-371.

xxvi См.: Sivard R. WOMEN ...a world survey", Washington, 1995. P.36.

xxvii Клименкова Т. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996. С.61.

xxviii Концепция патриархата - одна из центральных в идеологии феминизма второй половины XX в. Если кратко, то это "система мужского господства и дискриминации женщин с помощью социальных, политических и экономических институтов" (Humm M. The Dictionary of Feminist Thought. Ohio, 1990. P.159).

Каталог: data -> downloads
downloads -> Введение в политологию
downloads -> А. В. Бородина права женщин: академический дискурс и образовательный процесс 1 Задача
downloads -> Ирина Чикалова И. Арманд и а. Коллонтай: феминизм, коммунизм и женский вопрос в послереволюционной россии
downloads -> Феминистская критика современного социологического знания
downloads -> Н. А суровегина Гендерные проблемы в антропологии Н. А. Бердяева: идеи и философские перспективы
downloads -> В поисках языковой самореализации женщин На материале современного немецкого языка и немецкоязычной женской литературы
downloads -> Гендер как инструмент политологического анализа Наталия Козлова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница