В. И. Слободчиков Введение в проблему



Скачать 305.6 Kb.
страница1/9
Дата25.05.2018
Размер305.6 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Духовно-нравственное становление и развитие человека

.06.2013

Духовно-нравственное становление и развитие человека

В.И. Слободчиков

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. На небольшом пространстве статьи можно обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент: в силу того, что я возрастной психолог, главный акцент, естественно, я буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии; не столько на воспитании, сколько именно на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности и сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог - это одно, а то, что может сказать и сделать педагог - это другое. Ясно, конечно, что современный психолог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит - могут стать подлинными соработниками. Далее - я хотел бы сделать общую разметку основного материала моего сообщения.



Первая позици - духовная ситуация в современном мире и в России - в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция - может быть в кавычках, как некая метафора - это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа»; но существо дела зачастую пропадает за этими привычными штампами, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто - (не что) - встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах – все это требует специального, отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать свою разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа - школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некие социологические метки и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы даже и не подозреваем.

В частности, ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. все эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками пульсирует.

И еще один момент (он не последний) - это вопросы, связанные с проблемой семьи, семьи - как малой церкви; прежде всего в этом своем измерении, а не только в социальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю - встреча сретенье поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы любые человеческие объединения постоянно сводим к понятию коллектив, у нас всегда только коллектив - как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура, как правило, формализованных отношений. А вот что за ними, сам дух общности - к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы для нас и для наших детей станут более прозрачными.


Каталог: images
images -> Психология больных с разными соматическими заболеваниями
images -> Методология психологической науки
images -> Контрольные вопросы к экзамену кандидатского минимума
images -> Гендерная психология
images -> Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе»
images -> В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет
images -> Сетевое обучение проектированию онтологий на примере онтологии компьютерных вирусов
images -> В. Од. 10 Деловые коммуникации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница