В. Хрусталева



Скачать 57.37 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата16.02.2018
Размер57.37 Kb.
  1   2   3

Философия, социология и культурология
219
УДК 821
А.В. Хрусталева

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
КОНСТАНТИНА ЛЕОНТЬЕВА В РЕЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Затронуты социально-политические и эстетические взгляды К.Н. Леонть-
ева в их связи, показано отражение позиции исследователя в современном лите-
ратуроведении. Указано, что до сих пор в исследовательской литературе нет по-
следовательной теории метода интерпретации текста.
Леонтьев, современная теория метода в литературной критике
A.V. Khroustaleva

SOCIO-POLITICAL VIEWS OF KONSTANTIN LEONTIEV
IN MODERN LITERARY CRITICISM RECEPTION

The article touches upon the socio-political views of K. N. Leontiev in their rela-
tion, and their reflection in the mirror of modern literary criticism. It is pointed out that
modern literary methodological theory is inconsistent.
Leontiev, modern methodological theory in literary criticism Творчество Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891) представляет недостаточно изученную проблему истории русской литературной критики и литературоведения, истории русской общественной мысли. В советский период имя философа, как правило, замалчивалось. Да и сегодня идеи одного из видных основоположников русского консерватизма, монархиста, друга обер- прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева, могут показаться ретроградными. Политической концепцией КН. Леонтьева стала теория христианского социализма, связанная с консервативной интерпретацией русской идеи на основе христианского обоснования монархии. Православное понимание истории осуществлялось КН. Леонтьевым в русле историософской традиции Н.Я. Данилевского. Достаточно сравнить перечень мировых цивилизаций у обоих мыслителей, чтобы убедиться в сходстве их взглядов [1, 2]. В то время как Н.Я. Данилевский видел историческую миссию славянства в последовательном раскрытии всех цивилизационных компонентов культурно-исторического типа религии, культуры, политики, экономики [1], КН. Леонтьев понимал путь их осуществления на основе положительного искания более организованного строя для своей Отчизны [3], что означает творческое применение в российских культурно-исторических условиях учения Платона о справедливом государстве, свободной теократии В.С. Соловьева. Оба мыслителя рассматривали русскую идею как своего рода концепцию союза славянских народов во главе с Россией, подчеркивая самобытность ее национального исторического пути развития, отличного от западноевропейских общественных культурно-исторических условий [2].
Исходя из положения о тщетности принципа всеобщего блага как отвлеченного начала, несвязанного с национальными культурно-историческими ценностями, КН. Леонтьев возражал как против космополитизма, таки против племенного национализма как одинаково разрушительных и асоциальных факторов [2]. Резко критикуя Запад, КН. Леонтьев считал среднего европейца орудием мирового разрушения. Значительную часть политической философии КН. Леонтьева занимает критика западного либерализма как несоответствующего условиям русской жизни мировоззрения. По Леонтьеву, современная Европа переживает период вторичного смесительного упрощения, предшествующий окончательной смерти социального организма романо-германской цивилизации. Социальный идеал Леонтьева – это духовная аристократия «…именно дальнейший ход цивилизации приведет к тому, что наука государственная, философская, психология и политико-социальная практика признают необходимым поддерживать преднамеренно наибольшую неравномерность знания в обществе [4]. На этом основании философ возражал против смешения сословий, всеобщей грамот-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница