В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет



Скачать 65.35 Kb.
Дата03.01.2018
Размер65.35 Kb.
ТипИсследование

Социологическое исследование «Книга и чтение в молодой семье Чебоксарского района»
Первая детская книжка в руках мамы, папы, бабушки и дедушки. С этого начинается детское чтение, именно с этого начинается будущий читатель. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран телевизора или компьютера 28 часов в неделю, это по 4 часа в день, что во много раз превосходит время их общения с взрослыми. Это говорит о том, что многие молодые родители считают чтение далеко не первоочередной задачей в воспитании ребенка. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, потому что она способна открыть и объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир взаимоотношений, развить мышление, воображение, обогатить эмоции, дать прекрасные образцы русского литературного языка. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям

Ребенок – дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению – все это во власти взрослого.

Цель исследования: изучение роли семьи в формировании интереса к чтению у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить мотивы чтения в семье.



2. Определить долю чтения в структуре семейного досуга.

3. Выявить любимые темы и жанры детской литературы.

4. Изучить мнение родителей о важности приобщения детей к чтению.

Объект исследования: родители дошкольников 3-5 лет.

Предмет исследования: место чтения в жизни семей, имеющих детей дошкольного возраста.

Метод исследования: анкетирование.

В ходе исследования опрошено 96 родителей, имеющих детей 3-5 лет. Из них 94 мамы и два отца. 47,9% родителей с высшим образованием, 45,8% - со средне-специальным, 6,3 % - со средним. 8,3% - в возрасте 20-25 лет, 37,5% - 25-30, 27% -30-35 лет, 14,6% - 35-40 лет, 12,6% - 40-45 лет.

Первый вопрос анкеты был нацелен на определение доли чтения в структуре семейного досуга. При анализе ответов чтение оказалось на шестом месте среди девяти возможных занятий в свободное время – 35,4%. Чаще всего родители с детьми ходят на прогулки – 72,9%, вместе рисуют, лепят, мастерят – 68,4%, очень любят смотреть телевизор – 56,9%, играют в развивающие игры – 46,9%, 44% респондентов посещают библиотеки, занимаются спортом – 18,7%. Посещают кружки, клубы по интересам 10% респондентов, каждый занимается своим делом в 9% семей. Между тем, детская библиотека может стать для маленького ребенка местом, в которое он будет приходить с радостью.

Хотя чтению и отводится далеко не первое место в семейном досуге, приятно, что большинство родителей читают своим детям вслух – 87%, 11,5 респондентов делают это иногда и только 1 респондент категорично ответил - "Нет".

Как и предполагалось, чаще читает книги ребенку мама: 86%. Реже - бабушка: 7,3%, совсем редко - папа: 5,3%, и в исключительных случаях дедушка: 1,4%. Для ребенка книга - это мама. Когда мама сидит рядом и читает, это еще и время, которое он проводит с ней. То есть чтение - это общение, это тонкая эмоциональная связь, которая возникает в процессе совместного чтения.

43,7% родителей стараются находить время для чтения вслух и отводят этому занятию каждый день 20-30 минут, почти столько же (40,6%) делают это 2-3 раза в неделю, 13,5% читают лишь от случая к случаю. Два респондента отметили, что делают это «1-2 раза в неделю» и «почти каждый день».

Было любопытно узнать, что побуждает родителей читать вслух своему ребенку.

Для некоторых родителей (20,8%) это возможность успокоить ребенка перед сном, многие (30,2%) откликаются на просьбу ребенка, и приятно, что для 66,7% мотивом для чтения вслух является осознание важности приобщения малыша к книге. Выбор данного варианта ответа говорит о том, что родители понимают, что раннее чтение способствует развитию интеллекта, памяти и речи и поможет в дальнейшем стать ребенку умным, талантливым, успешным.

Что же больше нравится читать/слушать детям трех-пяти лет? По мнению родителей, это сказки (волшебные и сказки о животных). Так считают 77% респондентов. Для маленьких детей это естественно. Именно в сказках дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка - жанр с огромными дидактическими возможностями. 31,3% детей предпочитают читать и слушать стихи и песенки, 26,8% ребятишек нравятся загадки, считалки, 27,8% детей предпочитают слушать короткие рассказы о животных, природе и рассказы, 14,6% - книги, героями которых тоже являются дети. 39,6% предпочитают детские журналы. «Нравится все читать» ответили 2,9% респондентов.

Важным моментом в организации детского чтения является определение круга чтения. Бессистемное, хаотичное чтение не будет способствовать литературному развитию ребенка, воспитанию у него читательского вкуса. Проведенное исследование позволило изучить критерии, по которым родители отбирают книги для совместного чтения с ребенком. Оказывается, только 6,2% родителей берут за основу литературные хрестоматии, 47,9% используют рекомендации библиотекаря. Большая часть родителей (40,6%) полагается на вкус 3- летних малышей и читает то, что предлагают сами дети. 28,1% читают только те книги, которые есть в домашней библиотеке, 35,4% родителей склонны читать детям то, что помнят из своего детства. Между тем появилось много новых авторов, с произведениями которых желательно познакомиться дошкольникам. Мы понимаем - родители сегодня живут в новом временном формате, им трудно выкроить время на посещение с ребенком библиотеки, посоветоваться со специалистом в отношении круга чтения, получить информацию о новинках детской литературы. Но считаем, что это облегчит родителям процесс введения малыша в мир литературы.

Формы сотрудничества родителей с библиотекой могут быть самыми разными. Мы попытались выяснить, какие виды деятельности были бы полезны родителям. Оказалось, что 2% родителей не нуждаются в сотрудничестве с детской библиотекой, видимо не понимая ее возможностей. 28,1% мам и пап хотели бы получать консультации по вопросам детского чтения. Получать информацию о новых изданиях по определенным темам, жанрам выразили желание 37,5% респондентов. Привлекательной формой сотрудничества 36,4% опрошенных считает организацию совместных творческих мероприятий для родителей и детей. Судя по ответам, приемлемой формой сотрудничества с библиотекой родители считают и рекомендательный список книг для семейного чтения (28,1%). 16,7% респондентов хотели бы видеть детскую страницу на Интернет-сайте Центральной библиотеки.

В заключение опросного листа родителям предлагалось выбрать близкую им фразу и продолжить ее. Лишь один респондент выбрал фразу "Читать детям необязательно, потому что …", ответив, что «вместо книг можно посмотреть мультфильм или поиграть в Интернет». Это говорит о том, что родители понимают важность раннего приобщения детей к книге, формирования устойчивой потребности к чтению. Фраза "Читать детям важно, потому что…" была продолжена почти всеми родителями. Примеры:

«…чтение развивает память, образное мышление, помогает в различных жизненных ситуациях»;

«… при чтении ребенок знакомится с окружающим миром, пополняет словарный запас»;

«…хочу, чтобы они выросли образованными людьми с широким кругозором»;

«…чтение развивает речь, мышление и подготавливает к учебе»;

«…чтение развивает воображение, умственные способности»;

«… слушая чтения родителей, ребенок приобщается к самостоятельному чтению в будущем»;

«…чтение приобщает к культуре и знаниям»;

«…в процессе ознакомления с литературой у детей формируется и развивается способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении»;

«…это необходимо для расширения словарного запаса, кругозора. Это очень интересное и полезное времяпровождение»;

«…это путь к тому, чтобы ребенок полюбил читать сам»;

«только чтение позволяет развивать фантазию, воображение, улучшает работу головного мозга»;

«без книг ребенок не получит должного развития и воспитания».

Исследование "Книга и чтение в молодой семье Чебоксарского района", возможно, не дает полной картины сложившейся ситуации с чтением в семьях района, но позволит библиотекам выстроить работу с родителями, спланировать мероприятия, востребованные ими, скоординировать действия с дошкольными учреждениями района.

По результатам проведенного исследования организационно-методический отдел рекомендует:

- Организовать в библиотеках района мероприятия, направленные на привлечение библиотеку семей, в которых воспитываются дети трех-пяти лет.

- Совместно с дошкольными учреждениями района организовать семейные экскурсии в библиотеки района.

- Регулярно информировать родителей о новых изданиях детской литературы, вышедших в российских книжных издательствах.

- Совместно с дошкольными учреждениями района разработать цикл досуговых семейных мероприятий, связанных с книгой.

- Подготовить и издать рекомендательные списки литературы для детей от рождения до трех лет, для детей от трех до пяти лет и отдельный список литературы для мам, который включает книги по уходу за ребенком, его физиологическому развитию и воспитанию.

- Создать детскую страницу на Интернет-сайте Центральной библиотеки.

- Создать виртуальные книжные выставки о роли чтения в семье на Интернет – сайте Центральной библиотеки.



Организуя такое исследование в районе, библиотекари еще раз акцентировали внимание родителей на том, как важно приобщение к регулярному чтению в раннем детстве, каким стимулом для воспитания, установления прочных родственных связей является семейное чтение.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница