В. Г. Коровников мировая воля по шопенгауэру и ницше



Скачать 37.35 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата23.07.2018
Размер37.35 Kb.
  1   2


В.Г. Коровников
МИРОВАЯ ВОЛЯ ПО ШОПЕНГАУЭРУ И НИЦШЕ
В отечественной философской традиции под волюнтаризмом принято понимать направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Выделяют два вида волюнтаризма: как форму объективного идеализма (Шопенгауэр) и как форму субъективного идеализма (Ницше). Центральным понятием в философских доктринах и того и другого философа выступает воля. Но к трактовке этой философской категории они подходят по- разному.
Артур Шопенгауэр вводит понятие Мировой Воли. Она представляет собой могучий творческий принцип, порождающий все вещи и процессы. Мировая Воля представляет собой
«вещь в себе». Она - единственная, хотя в мире своих явлений (представлений) она выступает в виде беспредельного многообразия. В мире нет ничего, кроме проявлений Мировой Воли.
Шопенгауэр антропоморфизирует теорию бытия, космос проявляет себя как макроантропос.
Воля наделяется чисто человеческими качествами: она вечно голодна и насытиться не может, так как в мире нет ничего, кроме нее самой. Изначально в ней заключено нечто негативное и ущербное, ей присуща нелепость, она лишена какого-либо смысла, и ведет себя абсурдно. В окружающем мире происходят вечные повторения трагических состояний, так как явления
Мировой Воли отравляют друг другу существование. Через их посредство воля находится в вечной борьбе сама с собой. В этом изначальном внутреннем конфликте воли коренится мировое зло – всюду в природе мы видим спор, борьбу, попеременную победу и отсутствие гармонии.
Очевидно, помимо буддизма, на Шопенгауэра повлияло мировоззрение гностиков, которые считали изначальное зло неотъемлемым свойством демиурга - творческой материи, являющейся первопричиной мира.
В своей объективации Мировая Воля проходит ряд ступеней, каждая из которых оспаривает у другой материю, пространство, время. На самой ранней ступени – в неорганической природе – воля представляет собой слепое влечение, темный глухой порыв, вне всякой непосредственной познаваемости. Восходя на следующие ступени (царство растений, царство животных), воля становится более совершенной и сознательной, но вместе с тем она принимает все более жестокий и мучительный для самой себя и притом морально отрицательный характер. Ощущая себя все более несчастной, воля старается облегчить свои страдания, поэтому каждое проявление воли стремится причинить мучения другим проявлениям.
В органическом мире Мировая Воля выступает как воля к жизни. Хотение жить присутствует в каждом отдельном существе целостно и нераздельно, и притом в такой же полноте, как и во всех существах - бывших, существующих и будущих. Эта воля к жизни является сокровеннейшей сущностью человека. Человек наделен сознанием, которое представляет собой жизнь субъекта познания, то есть человеческого мозга. Сознание ограничено смертью мозга, поэтому оно всегда ново и каждый раз начинается сначала.
Органическое тело является промежуточным звеном между волей и интеллектом, хотя на самом деле организм - не более чем воля, принявшая в воззрении интеллекта пространственный образ. Смерть и рождение организма - постоянное обновление сознания воли, которая сама по себе не имеет ни начала, ни конца.
Шопенгауэр постоянно подчеркивает постулат о строгом различении воли от познания с утверждением примата воли. Познание изначально чуждо воле, и воля враждует с ним. Являясь вещью в себе, воля не подчинена закону основания (подчинены этому закону лишь различные формы ее проявлений, доступные познанию). В познании, да и вообще в любом виде своей деятельности, человек постоянно испытывает трудности, потому что все окружающее имеет свою собственную волю, которую человеку приходится подавлять. Вся сознательная и




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница