В. Д. Шадриков " 15 " 01 1995 г



Скачать 388.13 Kb.
Дата10.05.2018
Размер388.13 Kb.
ТипГосударственный образовательный стандарт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
"УТВЕРЖДАЮ"
Заместитель Председателя
Госкомвуза России
В.Д.Шадриков
------------------------
" 15 " 01 1995 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
государственные требования к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 020100 - философия
(третий уровень высшего профессионального образования)

Действует в качестве стандарта


с даты утверждения

Москва, 1995 г.


.
- 2 -

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020100 - ФИЛОСОФИЯ
1.1. Специальность утверждена приказом Государственного Комитета
РФ по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N180.
1.2. Нормативная длительность обучения по специальности при очной
форме обучения -5 лет. Квалификация - "Философ".
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельнос-
ти специалиста по специальности 020100 - философия.
Деятельность специалиста направлена на исследование мировоззрен-
ческих, смысложизненных проблем; практическую реализацию образователь-
ных программ и учебных планов в части требований по философии в высших
и средних специальных учебных заведениях на уровне, отвечающим приня-
тым стандартам; на обслуживание органов управления в системах госу-
дарственной власти, общественных организаций, коммерческих структур в
целях научно-информационного обеспечения их деятельности.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой
он может выполнять следующие виды профессиональной деятеяльности:
- научно-исследовательскую,
- учебно-воспитательную,
- организационно-управленческую,
- экспертно-консультативную.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛИЦ, УСПЕШНО
ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛИСТА 020100
- ФИЛОСОФИЯ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ "ФИЛОСОФ"

2.1. Общие требования к образованности специалиста


Специалист отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и соци-


- 3 -
ально-экономических наук, способен научно анализировать социально-


значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в
различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и
правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, общест-
ву, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологичес-
ких и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, проис-
ходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных
научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходи-
мом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и
возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную дея-
тельность в иноязычной среде (требование расчитано на реализацию в
полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет
умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен
в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его резуль-
таты;
- умеет на научной основе организовывать свой труд, владеет
компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования)
информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
способен использовать компьютерную технику в преподавании филосо-
фии;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможнос-
тей, умеет приобретать новые знания, используя современные информа-
ционные образовательные технологии, постоянно совершенствовать свое
педагогическое мастерство;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей про-
фессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную об-
ласть его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе
знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере
на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели
для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их
качественный и количественный анализ;
- способен поставить цели и сформулировать задачи, связанные с

- 4 -
реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их


решения методы изученных им наук;
- владеет приемами педагогической работы, готов к кооперации с
коллегами, знаком с методами управления, умеет организовывать рабо-
ту исполнителей, находить и применять управленческие решения в ус-
ловиях противоречивых требований;
- методически и психологически готов к изменению вида и харак-
тера своей профессиональной деятельности, к работе над междисципли-
нарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам


2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим


дисциплинам
Специалист должен:

в области экономики, истории, культурологии, психологии и


педагогики:

- знать основы экономической теории;


- понимать необходимость макропропорций и их особенности, си-
туации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-
кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проб-
лемах экономики;
- иметь научное представление об основных эпохах в истории
человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена
исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, ка-
сающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в чело-
веческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобре-
тения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей
культуры;
- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические
центры и регионы мира, закономерности их функционирования и разви-

- 5 -
тия, знать историю культуры России, ее место в системе мировой


культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания истори-
ческого контекста их создания, быть способным к диалогу как способу
отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры
(республики, края, области);
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении
с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, обще-
нии и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции
и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных
факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций,
потребности и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведе-
нии человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее
темперамента, способностей), интерпретацию собственного
психического состояния, владеть простейшими приемами психической
саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды,
роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в
образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной
ситуации, определения и решения педагогических задач.

в области социологии, политологии и права:


- иметь научное представление о социологическом подходе к лич-


ности, факторах ее социализации, основных закономерностях и формах
регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных
общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития
массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий,
факторы социального развития, типы и структуры социальных организа-
ций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни,
политических отношений и процессов, о субъектах политики; понимать
значение и роль политических систем и политических режимов в жизни

- 6 -
общества, о процессах международной политической жизни, геополити-


ческой обстановке, политическом процессе в России, ее месте и ста-
тусе в современном политическом мире;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиоло-
гические и инструментальные компоненты политологического знания,
знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических ре-
шений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую
жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реали-
зовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства,
организации судебных и иных правоприменительных и правоохранитель-
ных органов, правовые и нравственно-этические нормы и сферы профес-
сиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые доку-
менты, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области филологии:


- свободно владеть государственным языком Российской Федерации


- русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного иностранного языка
(1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обла-
дающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамма-
тическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходи-
мые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего харак-
тера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по спе-
циальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты
по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и де-
ловые письма на иностранном языке;

в области физической культуры:


- понимать роль физической культуры и здорового образа жизни;


- владеть системой практических умений и навыков, обеспечиваю-
щих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование

- 7 -
психофизических способностей и качеств, самоопределение в физичес-


кой культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной дея-
тельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонаучным


дисциплинам

Специалист должен иметь представление:


в области математики и информатики:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой куль-


туре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике,
принципах математических рассуждений и математических доказа-
тельств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на
множествах;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления
знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследовани-
ях и образовании;

в области концепций современного естествознания:


- об основных этапах развития естествознания, особенностях


современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадиг-
мах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании приро-
ды;
- о динамических и статистических закономерностях в естество-

- 8 -
знании;


- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченнос-
ти строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неу-
порядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до мак-
ро- и мегамира;
- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологичес-
кими процессами;
- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития жи-
вых систем, их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асим-
метрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчи-
вости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения,
экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов,
экосистемах, принципах охраны природы и рационального природополь-
зования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме
единой культуры.

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам


Специалист должен обнаружить:

- понимание предмета философии и ее роли в истории человечес-


кой культуры, соотношения философии и других форм духовной жизни
(религии, науки, искусства);
- знание основных этапов развития мировой философской мысли,
школ и учений выдающихся философов античности, европейского средне-
вековья, нового времени, современной западной философии, религиоз-
но-философских учений Востока, исламского мира, русской философской
традиции; знакомство с классическими философскими текстами;
- целостное представление о научных, философских, религиозных
картинах мироздания, многообразии форм познания, соотношения истины
и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального, чув-
ственного и абстрактного, роли практики в познании;
- владение фундаментальными понятиями, с помощью которых стро-

- 9 -
ятся и описываются картины мира, категориальным аппаратом мышления


и философско-методологическими принципами познания (объективность,
системность, диалектическая противоречивость, единство историческо-
го и логического и т.д.);
- знание взаимодействия духовного и телесного, биологического
и социального в человеке, его отношения к природе и обществу,
структурированности общества по национально-культурным, классово-
групповым и религиозным признакам, движущих сил и закономерностей
исторического процесса, места человека в историческом процессе;
- понимание сущности познания, роли и значения абстрактного
(логического) мышления в научном познании, основных форм фиксации и
преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи мышле-
ния с языком и роли последнего в мыслительных процессах;
- навыки и умения в области классической дедуктивной логики,
основных разделов неклассических логик, познавательных приемов
правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного
рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов
ведения дискуссий и полемики;
- знание содержания основных философско-этических учений от
античности до современности, сущности, функций и структуры нравст-
венности, учений о формировании личности, ее свободы и ответствен-
ности, понимание роли насилия и ненасилия в истории, нравственных
обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим лю-
дям и самому себе; знание основных этических категорий, историчес-
ких форм морали и современных проблем нравственного сознания;
- целостное представление об эстетических ценностях, их роли в
творческой самореализации человека и повседневной его жизни, основ-
ных видов искусств, понимание роли искусств в человеческой жизнеде-
ятельности, значение эстетических категорий в философском осмысле-
нии действительности;
- знание основных этапов исторической эволюции науки от антич-
ности до современности, критерия научности, роли науки в развитии
цивилизации, ценности научной рациональности, структуы научных
теорий, проблемы соизмеримости теорий и эволюции форм и методов
научного познания, соотношения науки с другими формами общественно-
го сознания;
- владение основными навыками методической и научно-исследо-
вательской работы, навыками публичной речи, а также научно-литера-
турной и редакторской работы.

- 10 -

2.2.4 Требования по специальным дисциплинам
Специалист должен:

- понимать историчность человеческого бытия, многоовариантность


исторического, иметь представление об аксиологическом измерении исто-
рии; сущности , назначении и смысле жизни человека;
- знать основные религиозные конфессии, историю развития религиоз-
ных представлений, иметь общее представление о философии религии, со-
циологии религии, психологии религии, а также об основных направлениях
религиозной философии, о традициях свободомыслия в духовной культуре и
основных формах свободомыслия, о свободе совести;
- уметь практически осуществлять аргументационный процесс, знать
основные приемы в аргументации, владеть техникой спора и полемики.

2.2.5. Требования по дисциплинам специализации


Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методами научных


исследований в более узких направлениях философии. Конкретные требова-
ния к специализации устанавливаются высшим учебным заведением.

3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
020100 - ФИЛОСОФИЯ

њњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњ


Индекс ‹ Наименования дисциплин и их основные дидакти- ‹ Всего часов
‹ ческие единицы ‹ на освоение
‹ ‹ учебного
‹ ‹ материала
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњ
1 ‹ 2 ‹ 3
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњ
ГСЭ ОО ‹ ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ‹ 1632
‹ ДИСЦИПЛИНЫ ‹
‹ ‹
ГСЭ 01 ‹ ЭКОНОМИКА: ‹
‹ предмет экономической науки; введение в эко- ‹
‹ номику (основы экономического анализа, основы ‹

- 11 -
‹ обмена, функционирование конкурентного рынка ‹


‹ и основы государственного сектора), основные ‹
‹ понятия собственности: экономические и право- ‹
‹ вые аспекты; введение в макроэкономику; день- ‹
‹ ги, денежное обращение и денежная политика; ‹
‹ национальный доход, совокупные расходы, спрос ‹
‹ и предложение, ценовой уровень, фискальная ‹
‹ политика; макроэкономические проблемы инфля- ‹
‹ ции и безработицы; основные макроэкономичес- ‹
‹ кие школы; мировая экономика и экономический ‹
‹ рост; спрос, потребительский выбор, издержки ‹
‹ и предложение; фирма и формы конкуренции; ‹
‹ структура бизнеса, регулирование и дерегули- ‹
‹ рование; факторные рынки и распределение до- ‹
‹ ходов, экономика сельскохозяйственных и при- ‹
‹ родных ресурсов; сравнительные экономические ‹
‹ системы. ‹
‹ ‹
ГСЭ 02 ‹ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: ‹ 340
‹ закрепление программы средней школы, изучение ‹
‹ нового лексико-грамматического материала, не- ‹
‹ обходимого для общения в наиболее распростра- ‹
‹ ненных повседневных ситуациях; различные виды ‹
‹ речевой деятельности и формы речи (устной, ‹
‹ письменной, монологической или диалогичес- ‹
‹ кой); овладение лексико-грамматическим мини- ‹
‹ мумом; курс реферирования и аннотирования на- ‹
‹ учной литературы, курс научно-технического ‹
‹ перевода и т.п. ‹
‹ ‹
ГСЭ 03 ‹ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ‹
‹ история мировой культуры; история культуры ‹
‹ России; школы, направления и теории в культу- ‹
‹ рологии; охрана и использование культурного ‹
‹ наследия. ‹
‹ ‹
ГСЭ 04 ‹ ИСТОРИЯ: ‹
‹ сущность, формы, функции исторического созна- ‹
‹ ния; типы цивилизаций в древности; проблема ‹

- 12 -
‹ взаимодействия человека и природной среды в ‹


‹ древних обществах; цивилизация древней Руси; ‹
‹ место Средневековья во всемирно-историческом ‹
‹ процессе; Киевская Русь; тенденции становле- ‹
‹ ния цивилизации в русских землях; проблема ‹
‹ складывания основ национальных государств в ‹
‹ Западной Европе; складывание Московского го- ‹
‹ сударства; Европа в начале Нового времени и
‹ проблема формирования целостности европейской ‹
‹ цивилизации; Россия в XV-XVII вв; XVIII век в ‹
‹ европейской и северо-американской истории; ‹
‹ проблема перехода в "царство разума"; особен- ‹
‹ ности российской модернизации в XVIII в.; ду- ‹
‹ ховный мир человека на пороге перехода к ин- ‹
‹ дустриальному обществу; основные тенденции ‹
‹ развития всемирной истории в XIX веке; пути ‹
‹ развития России; место XX в. во всемирно-ис- ‹
‹ торическом процессе; новый уровень историчес- ‹
‹ кого синтеза; глобальная история; менталитет ‹
‹ человека; его особенности в Западной Европе и ‹
‹ России, в других регионах мира. ‹
‹ ‹
ГСЭ 05 ‹ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ‹ 408
‹ физическая культура в общекультурной и профе- ‹
‹ ссиональной подготовке студентов; социально- ‹
‹ биологические основы физической культуры; ос- ‹
‹ новы здорового образа и стиля жизни; оздоро- ‹
‹ вительные системы и спорт (теория, методика, ‹
‹ практика); профессионально-прикладная физи- ‹
‹ ческая подготовка студентов. ‹
‹ ‹
ГСЭ 06 ‹ ПРАВО: ‹
‹ право, личность и общество; структура права ‹
‹ и его действие; конституционная основа право- ‹
‹ вой системы; частное право; сравнительное ‹
‹ правоведение. ‹
‹ ‹
ГСЭ 07 ‹ СОЦИОЛОГИЯ: ‹
‹ история становления и развития социологии; ‹

- 13 -
‹ общество как социокультурная система; соци- ‹


‹ альные общности как источник и субъект само- ‹
‹ движения, социальных изменений; личность как ‹
‹ активный субъект; взаимосвязь личности и об- ‹
‹ щества; ролевые теории личности; социальный ‹
‹ статус личности; социальные связи, действия, ‹
‹ взаимодействия между индивидами и группами, ‹
‹ групповая динамика, социальное поведение, со- ‹
‹ циальная структура, социальная стратификация, ‹
‹ социальные институты, социальная организа- ‹
‹ ция; гражданское общество и государство; со- ‹
‹ циальный контроль; массовое сознание и массо- ‹
‹ вые действия; социальные движения; источники ‹
‹ социального напряжения, социальные конфликты ‹
‹ и логика их развития; социальные изменения; ‹
‹ глобализация социальных и культурных процес- ‹
‹ сов в современном мире; социально-культурные ‹
‹ особенности и проблемы развития российского
‹ общества; возможные альтернативы его развития ‹
‹ в будущем; методология и методы социологичес- ‹
‹ кого исследования. ‹
‹ ‹
ГСЭ 08 ‹ ПОЛИТОЛОГИЯ: ‹
‹ объект, предмет и метод политологии, ее место ‹
‹ в системе социально-гуманитарных дисциплин; ‹
‹ история политических учений; теория власти и ‹
‹ властных отношений; политическая жизнь, ее ‹
‹ основные характеристики; политическая систе- ‹
‹ ма, институциональные аспекты политики; по- ‹
‹ литические отношения и процессы; субъекты по- ‹
‹ литики; политическая культура; политические ‹
‹ идеологии (история развития, современное сос- ‹
‹ тояние, перспективы); политический процесс в ‹
‹ России; мировая политика и международные от- ‹
‹ ношения; сравнительная политология. ‹
‹ ‹
ГСЭ 09 ‹ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: ‹
‹ психология: объект и предмет психологии; со- ‹
‹ отношение субъективной и объективной реаль- ‹

- 14 -
‹ ности; психика и организм; активность психи- ‹


‹ ки (души); психика, поведение и деятельность; ‹
‹ структура субъективной реальности; личность и ‹
‹ межличностные отношения; свобода воли; лич- ‹
‹ ностная ответственность; общее и индивидуаль- ‹
‹ ное в психике человека; ‹
‹ ‹
‹ педагогика: предмет педагогики; цели образо- ‹
‹ вания и воспитания; педагогический идеал и ‹
‹ его конкретно-историческое воплощение; сред- ‹
‹ ства и методы педагогического воздействия на ‹
‹ личность; общие принципы дидактики и их реа- ‹
‹ лизация в конкретных предметных методиках ‹
‹ обучения; нравственно-психологические и идей- ‹
‹ ные взаимоотношения поколений; семейное вос- ‹
‹ питание и семейная педагогика; межличностные ‹
‹ отношения в коллективе; нравственно-психоло- ‹
‹ гический образ педагога; мастерство педагоги- ‹
‹ ческого общения. ‹
‹ ‹
ГСЭ 10 ‹ ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТА- ‹ 150
‹ НАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ "ФАКУЛЬТЕТОМ" ‹
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњ
ЕН 00 ‹ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ОБЩИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ‹ 714
‹ ДИСЦИПЛИНЫ ‹
‹ ‹
ЕН 01 ‹ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА ‹
‹ геометрия Евклида как первая естественнонауч- ‹
‹ ная теория; аксиоматический метод; основные ‹
‹ этапы становления современной математики; ст- ‹
‹ руктура современной математики; основные чер- ‹
‹ ты математического мышления; математические ‹
‹ доказательства; элементы, множества, отноше- ‹
‹ ния, отображения; числа; комбинаторика; ко- ‹
‹ нечные и бесконечные множества; основные ст- ‹
‹ руктуры на множестве; неэвклидовы геометрии; ‹
‹ геометрия микро- и макромира; основные идеи ‹
‹ математического анализа; дифференциальные ‹
‹ уравнения; общая постановка задачи о приня- ‹

- 15 -
‹ тии решения; математические методы в целена- ‹


‹ правленной деятельности; математика случайно- ‹
‹ го; элементы теории вероятностей; основные ‹
понятия математической статистики; математи- ‹
‹ ческие методы проверки гипотез; роль матема- ‹
‹ тики в гуманитарных науках; основные понятия ‹
‹ и методы теории информации и кодирования; ап- ‹
‹ паратные программные средства персональных ‹
‹ ЭВМ, предназначенные для обработки информа- ‹
‹ ции. ‹
‹ ‹
ЕН 02 ‹ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: ‹
‹ естественнонаучная и гуманитарная культура; ‹
‹ научный метод; история естествознания; пано- ‹
‹ рама современного естествознания; тенденции ‹
‹ развития; корпускулярная и континуальная кон- ‹
‹ цепции описания природы; порядок и беспорядок ‹
‹ в природе; хаос; структурные уровни организа- ‹
‹ ции материи; микро-, макро- и мегамиры; прос- ‹
‹ транство, время; принципы относительности; ‹
‹ принципы симметрии; законы сохранения; взаи- ‹
‹ модействие, близкодействие, дальнодействие; ‹
‹ состояние; принципы суперпозиции, неопреде- ‹
‹ ленности, дополнительности; динамические и ‹
‹ статистические закономерности в природе; за- ‹
‹ коны сохранения энергии в макроскопических ‹
‹ процессах; принцип возрастания энтропии; хи- ‹
‹ мические системы, энергетика химических про- ‹
‹ цессов; реакционная способность веществ; осо- ‹
‹ бенности биологического уровня организации ‹
‹ материи; принципы эволюции, воспроизводства и ‹
‹ развития живых систем; многообразие живых ор- ‹
‹ ганизмов - основа организации и устойчивости ‹
‹ биосферы генетика и эволюция человек: физи- ‹
‹ ология, здоровье, творчество, работоспособ- ‹
‹ ность; биоэтика; экология и здоровье; чело- ‹
‹ век, биосфера и космические циклы; ноосфера; ‹
‹ необратимость времени; самоорганизация в жи- ‹
‹ вой и неживой природе; принцип универсального ‹

- 16 -
‹ эволюционизма; путь к единой культуре. ‹


‹ ‹
ЕН 03 ‹ ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТА- ‹
‹ НАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) ‹ 100
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњ
ОД 00 ‹ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ‹ 2984
‹ ‹
ОД 01 ‹ ЛОГИКА: ‹ 300
‹ предмет и значение логики; мышление и язык; ‹
‹ логический анализ естественного языка; клас- ‹
‹ сическая логика высказываний и предикатов; ‹
‹ силлогистика; основные типы неклассических ‹
‹ логик; правдоподобные рассуждения; учение о ‹
‹ понятии; определения. ‹
‹ ‹
ОД 02 ‹ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ‹ 460
‹ природа философского знания; предмет и основ- ‹
‹ ные функции философии; методология философс-
‹ кого мышления; метафизика; основные категории ‹
‹ философии; принципы развития, детерминизма; ‹
‹ субъект-объектное отношение; учение об исти- ‹
‹ не; взаимодействие рационального и иррациона- ‹
‹ льного в человеческом познании, творческое ‹
‹ познание. ‹
‹ ‹
ОД 03 ‹ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ‹ 340
‹ природа социально-философского познания; по- ‹
‹ нятие и "анатомия" общества; развитие и функ- ‹
‹ ционирование общества; история как действи- ‹
‹ тельность общественной жизни; историософия ‹
‹ ХХ века. ‹
‹ ‹
ОД 04 ‹ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ: ‹ 860
‹ философия в ее историческом существовании; ‹
‹ история античной философии; философская мысль ‹
‹ Древнего Китая и Индии; европейская средневе- ‹
‹ ковая философия; арабо-мусульманская филосо- ‹
‹ фия; философия нового времени; современные ‹
‹ философские направления. ‹

- 17 -
‹ ‹


ОД 05 ‹ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ: ‹ 300
‹ предмет истории русской философии; философс- ‹
‹ кая мысль России X - XVII веков; философия ‹
‹ эпохи Просвещения в России; основные философ- ‹
‹ кие течения XIX века; философия русского за- ‹
‹ рубежья; русская философия в XX веке. ‹
‹ ‹
ОД 06 ‹ ЭТИКА: ‹ 200
‹ предмет и значение этики как философской дис- ‹
‹ циплины; история этических учений; сущность, ‹
‹ функции и структура нравственности; основные ‹
‹ категории и понятия этики; основные тенденции ‹
‹ исторического развития нравственности. ‹
‹ ‹
ОД 07 ‹ ЭСТЕТИКА: ‹ 200
‹ предмет и значение эстетики как философской ‹
‹ дисциплины; история эстетических учений; эс- ‹
‹ тетическое сознание и эстетическая деятель- ‹
‹ ность; основные категории эстетики; субъект ‹
‹ эстетического и художественного творчества; ‹
‹ виды искусств, их содержание и формы; пробле- ‹
‹ мы эстетического воспитания личности. ‹
‹ ‹
ОД 08 ‹ ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ: ‹ 200
‹ наука как социокультурный феномен; наука в ‹
‹ системе мировоззренческой ориентации; природа ‹
‹ науки и критерии научности; структура науки; ‹
‹ методы и формы научного познания; современные ‹
‹ концепции философии науки. ‹
‹ ‹
ОД 09 ‹ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКРЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН: ‹ 200
‹ философия математики; философия физики; фило- ‹
‹ софия биологии; методология гуманитарного по- ‹
‹ знания. ‹
.
- 18 -
‹ ‹
ОД 10 ‹ ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТА- ‹
‹ НАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) ‹ 124
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњ
СД 00 ‹ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ‹ 570
‹ ‹
СД 02 ‹ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ‹ 200
‹ предмет и место философской антропологии в ‹
‹ системе философского знания; определение че- ‹
‹ ловека; его бытие: жизнь и смерть, судьба и ‹
‹ свобода, смысл жизни, человеческие страсти, ‹
‹ вера, надежда, лювовь, страх, стыд и вина; ‹
‹ пространство и время человеческого бытия; че- ‹
‹ ловек и история; человек и социум; трагизм ‹
‹ бытия; мужество жить и принцип надежды. ‹
‹ ‹
СД 03 ‹ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ: ‹ 200
‹ предмет религиоведения; структура религиове- ‹
‹ дения; история религии; социология религии; ‹
‹ психология религиозного и нерелигиозного ми- ‹
‹ ровоззрений; свобода совести, религии и убеж- ‹
‹ дений. ‹
‹ ‹
СД 04 ‹ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ: ‹ 70
‹ обоснование утверждений в беседе, полемике, ‹
‹ учебном процессе; аргументация и доказатель- ‹
‹ ство; критика и опровержение; стратегия и ‹
‹ тактика аргументации и критики; логические ‹
‹ требования к аргументации; психологические, ‹
‹ риторические и нравственные аспекты аргумен- ‹
‹ тации. ‹
.
- 19 -
‹ ‹
СД 05 ‹ ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТА- ‹
‹ НАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ) ‹ 100
ДС ОО ‹ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ‹ 968
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњ
ДП 00 ‹ Дополнительные виды подготовки (военная под- ‹
‹ готовка, гражданская оборона и др.) ‹ 510
њњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњ
Ф 00 ‹ Факультативы ‹ 722
њњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњ
Всего: 8100

П 00 Практика 10 недель


КР 00 Квалификационная работа 8 недель
ИГА Итоговая государственная квалификационная
аттестация 5 недель
Настоящая программа составлена исходя из следующих
данных:

Теоретическое обучение 150 недель


Практика 10 недель
Квалификационная работа 8 недель
Экзаменационные сессии 42 недель
Каникулы 42 недель
Отпуск после окончания вуза 4 недель
-------------------------
Итого: 256 недель

ПРИМЕЧАНИЯ:


1. Вуз (факультет) имеет право:


1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного ма-
териала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, вхо-
дящих в цикл - в пределах 10% без превышения указанного в данной
программе максимального объема недельной нагрузки студента и умень-
шения минимального содержания дисциплины.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих

- 20 -
гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностран-


ного языка и физической культуры), математических и общих естест-
веннонаучных дисциплин, а также психолого-педагогических дисциплин
при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализа-
ции минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и раз-
нообразных видов коллективных и индивидуальных практических заня-
тий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе
и учитывающим региональную, национально-этическую, профессиональную
специфику, а также и научно-исследовательские предпочтения препода-
вателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дис-
циплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных раз-
делов дисциплин (графа 2), входящих в цикл общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин, математических и общих естест-
веннонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направле-
ния.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все
виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать
54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента
не должен превышать в среднем за период обучения 27 часов в неделю.
При этом в указанный объем не входят обязательные практические за-
нятия по физической культуре и занятия по факультативным дисципли-
нам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно состав-
лять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний пери-
од.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом
вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной
работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на
ее изучение.
5. Специальные дисциплины представляют собой профессиональную
подготовку, более узкую по сравнению со специальностью. Вузом (фа-
культетом) могут быть предложены различные варианты этих дисциплин,
из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариатнов наряду
с обязательными дисциплинами должен включать курсы по выбору сту-
дента.
6. Итоговая государственная квалификационная аттестация осу-

- 21 -
ществляется согласно п. 5.3 Государственного образовательного стан-


дарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования".
Формы и содержание итоговой государственной квалификационной аттес-
тации специалиста должны обеспечить контроль выполнения требований
к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
7. Лица, выполнившие за время обучения по специальности 020100
- "философия" государственные требования к минимуму содержания и
уровню профессиональной подготовки выпускника для получения допол-
нительной квалификации - "Преподаватель", введенные в действие При-
казом Госкомвуза России от 30. 03.95 г. Т439 (приложение 1), полу-
чают дополнительную квалификацию, добавляемую к основной, о чем в
дипломе делается соответствующая запись: "Философ. Преподаватель".
Составители:
Учебно-методическое объединение
университетов (Совет по философии),
Экспертный совет по циклу общих
естественнонаучных дисциплин
Госкомвуза России

Управление гуманитарным образованием


Госкомвуза России
Сериков В.В.
Овчинников Г.К.

Главное управление образовательно-профессиональных


программ и технологий Госкомвуза России
Татур Ю.Г.
Каталог: archivegosvpo -> downloads
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> При очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению
downloads -> Заместитель председателя
downloads -> Заместитель Министра
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> Заместитель Министра образования
downloads -> А. Г. Асмолов В. М. Жураковский
downloads -> Заместитель Министра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница